'
Носиров Л.Х.
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОНЛАЙН-РЕСУРСОВ *
Аннотация:
в статье рассматривается проблема формирования лингвокультурологической компетенции в процессе обучения русскому языку как иностранному с использованием онлайн-платформ. Исследование обосновывает необходимость интеграции культурного компонента в обучение РКИ, раскрывает специфику лингвокультурных знаний и навыков. Анализируются возможности таких платформ, как Coursera, «Образование на русском», Real Russian Club, в представлении социокультурных реалий, форм речевого этикета, повседневной и художественной коммуникации. Предлагается адаптированный план-конспект учебного занятия с культурологическим содержанием. Сделан вывод о высокой эффективности цифровых ресурсов для развития межкультурной компетенции обучающихся.
Ключевые слова:
РКИ, лингвокультурологическая компетенция, онлайн-обучение, цифровые платформы, межкультурная коммуникация
Одной из ключевых целей обучения русскому языку как иностранному является формирование у обучающихся не только языковой, но и лингвокультурологической компетенции – способности адекватно воспринимать и воспроизводить культурно маркированные речевые единицы, отражающие специфику русской языковой картины мира. В условиях цифровизации образования особое значение приобретает использование онлайн-платформ, способных транслировать культурные ценности через аутентичные тексты, видеоматериалы и коммуникативные задания. Лингвокультурная компетенция предполагает знание реалий, культурных кодов, норм речевого этикета, фразеологических единиц и их прагматических функций. Следовательно, ее развитие требует системного включения в учебный процесс культурологических компонентов. Цель данной статьи — рассмотреть потенциал онлайн-ресурсов в формировании лингвокультурологической компетенции при обучении русскому языку как иностранному, выделить эффективные платформы и методические приемы, а также предложить план занятия с культурологической направленностью.Лингвокультурологическая компетенция включает знание национально-культурной специфики речевого общения, понимание социокультурных реалий и способность использовать языковые средства с учетом культурных норм. Она рассматривается как важнейший компонент межкультурной коммуникативной компетенции и формируется при систематическом включении в процесс обучения культурологических элементов. По мнению исследователей (А.А. Верещагин, В.Г. Костомаров, Е.М. Верещагина), овладение языком без овладения культурой невозможно. В контексте преподавания РКИ это означает необходимость создания условий, при которых студент сможет не только выучить грамматические конструкции, но и понять культурную мотивацию языковых форм [1].Современные онлайн-ресурсы предоставляют уникальные возможности для включения социокультурных элементов: они содержат видеоматериалы, отражающие повседневную жизнь, художественные и публицистические тексты, примеры речевого этикета, реалии быта и традиций. Таким образом, использование цифровых платформ способствует формированию у студентов целостного представления о культуре русскоязычного мира и позволяет реализовать когнитивный и деятельностный подходы в преподавании.Цифровые платформы, используемые в преподавании русского языка как иностранного, обладают значительным потенциалом для трансляции культурных смыслов. Они позволяют реализовывать принципы культурно ориентированного обучения через визуальные, аудиальные и текстовые ресурсы. Ниже представлены примеры платформ, способствующих развитию лингвокультурной компетенции.1. «Образование на русском» (Институт Пушкина) — содержит аутентичные видеофрагменты, художественные фильмы, диалоги в бытовых и социокультурных ситуациях, сопровождаемые заданиями, ориентированными на интерпретацию культурных реалий. Платформа способствует усвоению речевого этикета и социально значимых норм поведения в русскоязычной среде [4].2. Coursera (СПбГУ, ТГУ) — курсы по РКИ включают материалы по русской культуре, литературе, традициям. Особое внимание уделяется чтению и анализу текстов с национально-культурной спецификой, что формирует навыки интерпретации культурно маркированной лексики [6].3. Real Russian Club — аудиоподкасты и видеоматериалы сопровождаются объяснениями реалий русской жизни, традиционных форм вежливости, бытового поведения. Преподаватель Дарья вводит культурные комментарии, объясняя прагматические особенности речевых единиц.4. YouTube-каналы и Learningapps.org — дополнительно могут использоваться для демонстрации культурных сюжетов (напр. праздники, обычаи, межличностное общение) и закрепления культурных знаний в игровой форме.План учебного занятия с лингвокультурологическим компонентом (80 минут)Тема занятия: Русские праздники и традиции (на примере Нового года и Масленицы)Цель: Сформировать представление о культурных традициях, связанных с празднованием Нового года и Масленицы в России, активизировать лексику, связанную с праздниками, развивать навыки монологической и диалогической речи в культурно обусловленных ситуациях.1. Вводно-мотивационный этап (10 минут):- Мотивационная беседа: Как празднуется Новый год в разных странах?- Демонстрация изображений/видеофрагмента (например, с платформы «Образование на русском»).2. Основной блок (50 минут):2.1. Объяснение новой лексики (10 минут):- Слова: ёлка, подарки, оливье, Дед Мороз, поздравление, блины, гуляние, чучело и др.2.2. Просмотр видео с комментарием (15 минут):- Видео «Новый год в России» + обсуждение: какие традиции были показаны?2.3. Упражнения (15 минут):- Установление соответствия: слово – картинка – описание.- Заполнение пропусков в тексте поздравления.2.4. Работа в парах/группах (10 минут):- Составление диалога: «Я рассказываю о нашем празднике», «Как проходит Масленица».3. Рефлексия и домашнее задание (20 минут):- Обсуждение: Что нового узнали о культуре?- Домашнее задание: написать поздравление другу на русском языке, включив культурные реалии.Формирование лингвокультурологической компетенции – важнейшее условие успешного межкультурного общения в процессе обучения русскому языку как иностранному. Онлайн-платформы предоставляют широкие возможности для погружения студентов в русскоязычную культуру, позволяют моделировать социокультурные ситуации и формировать устойчивое понимание норм, традиций и речевого поведения в русской культурной среде. Использование цифровых инструментов требует методически выверенного подхода, включающего отбор релевантных материалов, развитие критического мышления, а также организацию интерактивной и рефлексивной деятельности. Предложенный план занятия демонстрирует потенциал интеграции культурных элементов в обучение РКИ и может быть использован как основа для проектирования занятий с лингвокультурологической направленностью.
Номер журнала Вестник науки №5 (86) том 2
Ссылка для цитирования:
Носиров Л.Х. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОНЛАЙН-РЕСУРСОВ // Вестник науки №5 (86) том 2. С. 459 - 464. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/22881 (дата обращения: 20.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*