'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (86) том 2
  4. Научная статья № 55

Просмотры  118 просмотров

Хамраева Г.А.

  


МЕТОДИКА И СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ В ОБУЧЕНИИ СТИЛИСТИКЕ НАРЕЧИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА *

  


Аннотация:
в статье рассматривается система упражнений при обучении стилистике наречия русского языка студентов иноязычных групп. Также в научной статье представлены упражнения по стилистике наречия русского языка, которые направлены на формирование и развитие знаний о языковой системе, на формирование и развитие умений и навыков анализа языкового материала, на формирование и развитие умений и навыков речевой деятельности.   

Ключевые слова:
функциональная стилистика, стилистика наречия, русский язык, система упражнений, методика обучения, языковая система, анализ материала, речевая деятельность   


Разработка системы упражнений является важным вопросом в обучении русскому языку студентов иноязычных групп. В научно-методической литературе известны различные классификации системы упражнений. Они «… основаны на дихотомии язык и речь, на разграничении языковой статики и языковой динамики, то есть в сознании обучающихся должны быть отражены статика и динамика языка, которые тесно взаимосвязаны. Для владения русским языком как средством профессиональной деятельности необходимо, чтобы в сознании индивида были полно отражены (сформированы) статика (языковая теория, языковое строение, структура языка, система средств общения) и динамика языка (реализация этой системы, фактический процесс речевой деятельности)» [1, с. 196].При обучении стилистике и стилистическим свойствам наречий русского языка студентов, изучающих русский язык как неродной, необходимо составить эффективную систему упражнений, что является немаловажной проблемой. Типология упражнений М. Джусупова, на наш взгляд, наиболее приемлема в обучении неродному языку в условиях СНГ, где учащиеся в той или иной степени владеют русским языком или же имеют сформированное стремление, чтобы овладеть им. Эта система упражнений предполагает: обучение языку в целом (статика, динамика), обучение видам речевой деятельности (чтение, письмо, аудирование, говорение, перевод, внутренняя речь), обучение коммуникации.Данная система упражнений основана на концепции Л.В. Щербы и состоит из трёх типов: 1) упражнения на формирование и развитие знаний о языковой системе, 2) упражнения на формирование и развитие умений и навыков анализа языкового материала, 3) упражнения на формирование и развитие умений и навыков речевой деятельности [1, с. 196-199].Упражнения на формирование и развитие знаний о языковой системе включают как упражнения (задания) в форме вопросов, так и упражнения (задания), основной целью которых является усвоение (ознакомление с языковым материалом, тренировка, употребление, коррекция и самокоррекция). Они построены по нарастающей сложности, то есть от более простых вопросов к более сложным.Студенты знакомы с функциональными стилями речи из школьной программы. Они умеют различать тексты, относящиеся к научному стилю (реферат, доклад), публицистическому стилю (информационная заметка), официально-деловому стилю (заявление, расписка, автобиография), разговорному стилю речи, а также литературно-художественному стилю. Упражнения (задания) данного типа способствуют воспроизведению тем, изученных в школьной программе, например:1. Назовите основные функциональные стили современного русского литературного языка.2. Дайте определение наречию, приведите примеры.4. На какие разряды делятся наречия?Далее вопросы усложняются, например:1. Что вам известно о разговорном стиле? Расскажите об отличиях данного стиля от других стилей речи.2. Назовите основные морфологические свойства и синтаксические функции наречий в русском и узбекском языках.3. Известны ли вам способы образования наречий русского языка? С помощью каких приставок и суффиксов они образуются? Как вы думаете, какими стилистическими особенностями они обладают? Приведите примеры.Выполнение таких упражнений (заданий) требуют от учащихся обобщения, сопоставления, сравнения определенных признаков и относятся к заданиям проблемного характера. Данные упражнения (задания) способствуют определению уровня знаний обучающихся на начальном и подготовительном этапах обучения. Они могут включать также практические задания следующего характера:1. Определите ряд стилистических помет, характеризующих эмоционально-экспрессивную и функционально-стилевую окраску:высок., ирон., презр., бран., неодобр., шутл., груб.,книжн., разг., обл., офиц., прост., спец.2. Выпишите из «Толкового словаря русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой несколько наречий с пометами «разг.», «книжн.».3. Какие наречия употребляются в научном стиле речи: стилистически нейтральные, книжные, разговорные? Приведите примеры.Упражнения (задания) такого характера необходимы для выявления знаний обучающихся о теоретическом материале, для закрепления изучаемого материала и для подготовки обучающихся к следующим, более сложным заданиям.Упражнения (задания) на формирование и развитие умений и навыков анализа языкового материала составлены на базе проверенных и усвоенных знаний по функциональной стилистике и стилистическим свойствам наречий русского языка. Например: правильное определение стилистической характеристики данной грамматической категории, правильный выбор наречий в зависимости от стиля, распределение лексико-стилистических единиц по типам стилистической окраски, дописывание синонимических рядов наречий по типам стилистической окраски, подбор к синонимов к наречиям, перевод наречий русского языка с суффиксами субъективной оценки на узбекский язык, их сравнение, составление предложений с наречиями различной стилистической окраски. Например:1. Подберите к наречиям синонимы. Определите их стилистическую окраску по ТСОШ. Навсегда, давно, иногда, издавна.2. Распределите наречия-синонимы на стилистически нейтральные, книжные, разговорные:исподволь, постепенно, понемножку, мало-помалу, помаленьку, понемногу, потихоньку, полегоньку,воистину, действительно, в действительности, впрямь, вправду, взаправду.3. Подберите к следующим наречиям русского языка синонимы (используйте синонимический словарь русского языка). Определите их стилистическую окраску. Вечером, утром, тихо, пешком.4. Спишите предложения, раскрывая скобки. Укажите наречия, переведите на узбекский язык. Определите их стилистическую окраску в русском и узбекском языках.Она ни(когда) меня ни к чему не принуждала (Пауст).Думать было не(когда), уходить не(куда).5. Определите стилистическую окраску наречий в предложениях.1. Издалека, долго течёт река Волга (из песни).2. И что бы мы ни делали, всегда мы заодно (из песни).3. Идёт направо – песнь заводит, налево – сказку говорит (П.).Упражнения (задания) подобного рода являются подготовительными и выполняются письменно.Упражнения (задания) на формирование и развитие умений и навыков речевой деятельности включают: упражнения (задания) на формирование и развитие навыков речевой деятельности, упражнения (задания) на формирование и развитие навыков коммуникативной деятельности (комбинированные), т.е. сочетающие в себе формирование навыков речевой и коммуникативной деятельности. Данный тип упражнений (заданий) является основным и выполняется самостоятельно. Например: составить диалог по аналогии, написать мини-сочинение на определённую тему с использованием наречий, определить стилистическую принадлежность текста, составить рассказ с использованием данной грамматической категории, написать о семейных традициях своей семьи рассказ с использованием наречий и т.п.Умения, приобретенные в первых двух типах упражнений (заданий), переходят в речевые навыки монологического и диалогического характера, поэтому данный тип является самым сложным [3]. Основной задачей данного типа упражнений (заданий) является подключение речевых умений для развития речевых навыков. К ним можно отнести следующие:1. Поздравьте своего близкого человека (папу, маму, бабушку, дедушку) с днём рождения, используя наречия всегда, искренне, прекрасно, бесконечно много, очень, сильно и др.2. Расскажите о вашем друге (сокурснике). Отметьте его деловые и личностные качества характера, употребив данные наречия: успешно, активно, постоянно, всегда, ответственно, по-русски, по-английски, очень, бескорыстно, регулярно, старательно и др. К какому стилю речи вы отнесете текст?Целью разработки представленной специальной системы упражнений является формирование у студентов, изучающих русский язык как неродной, стилистических умений и навыков, знаний о функциональной стилистике и стилистических свойствах наречий русского языка.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (86) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Хамраева Г.А. МЕТОДИКА И СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ В ОБУЧЕНИИ СТИЛИСТИКЕ НАРЕЧИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА // Вестник науки №5 (86) том 2. С. 474 - 480. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/22883 (дата обращения: 20.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/22883



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.