'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (86) том 2
  4. Научная статья № 56

Просмотры  116 просмотров

Шакирова Р.Р.

  


ВЕРБАЛЬНО-ГРАФИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются возможности использования вербально-графических технологий в образовательном процессе. Анализируются теоретические подходы к визуализации информации, особенности их применения в преподавании, а также их влияние на мотивацию и успеваемость обучающихся. Обоснована эффективность интеграции графических элементов в учебный материал с целью повышения качества усвоения знаний.   

Ключевые слова:
вербально-графические технологии, визуализация, образовательный процесс, мотивация, эффективность, обучение языкам, дидактика, традиционные методы   


В нынешнем, современном, быстро меняющимся мире современная образовательная система больше и всё чаще ориентирована на повышение качества обучения через внедрение современных инновационных технологий, способствующих более активному восприятию школьниками и студентами того или иного потока новой, более сложной на первый взгляд информации. Не для кого не секрет, что в век и интернета, одной из таких глобальных на первый взгляд технологий является вербально-графическая технология, которая сочетает в себе словесно - визуальное представление в целом учебного материала. Традиционные формы преподавания в эпоху так называемого «информационного перенасыщения» по мнению Шатилова С.Ф. «уже не в полной мере соответствуют требованиям эффективности, что требует пересмотра методических подходов к обучению, определить роль вербально-графических технологий в повышении эффективности образовательного процесса и выявить педагогические условия, способствующие их успешной реализации. информационного перенасыщения» [5, c. 43]Не секрет, что языковое образование на современном этапе обучения, переживает этап так называемой - активной трансформации под влиянием интернета и цифровизации, ускоренное развития педагогических и инновационных технологий, и в точки зрения психологии понимания нейропсихологических основ системы обучения [3]. Так называемые в современной педагогике «традиционные методы обучения», которые были основаны преимущественно на так называемой текстовой так и устной форме передачи знаний, зачастую уступают новым, современным подходам, с одной стороны, учитывающим особенности визуального и ассоциативного восприятия новой, не изученной, порой слабо запоминающийся информации. В этой связи для нас, педагогов особый интерес представляет анализ эффективности вербально-графических методов и технологий в обучении языкам.[2, c. 15]Вербально-графические методы – это совокупность приёмов, включающих в себя визуализацию информации через схемы, таблицы, ментальные карты, инфографику и прочие графические элементы, сопровождаемые вербальными пояснениями. Общеизвестно, что их применение направлено на активизацию прежде всего зрительной памяти, а также повышение мотивации и структурирование всего учебного материала. Нашей целью на примере было определить степень эффективности вербально-графических методов по сравнению с традиционными подходами в контексте языкового обучения.Теоретической основой был для нас эффект обратной связи. Что входит в инструменты обратной связи? Когда мы говорим об обратной связи между педагогом и школьником или студентом мы получаем как устную, так и письменную обратную связь. Таким образом мы получаем обратную связь и именно она диктует нам как двигаться дальше в процессе обучения [4].Не для кого не секрет, что с точки зрения психологии, человеческий мозг обрабатывает визуальную информацию значительно быстрее, чем текстовую. Исследования A. Paivio (1971) и его теория двойного кодирования показали, что визуальные и вербальные каналы восприятия могут функционировать параллельно, что увеличивает объём усваиваемой информации. Визуальные образы способствуют более прочному запоминанию слов, грамматических структур и контекста их применения. [5, c. 42].Что касается использованию вербально-графическим методам в педагогике, то они значительно обширны.Приведем кратко методические приёмы, основанные на вербально-графической подаче материала, которые включают в себя:Ментальные карты — визуальные схемы, отражающие логическую структуру материала,Инфографика — сжатая подача языковых правил в виде таблиц и диаграмм,Лингвистические деревья — для изучения грамматики, синтаксиса,Схематические диалоги — представление речевых ситуаций через условные обозначения.Прежде всего эти методы используются как вспомогательные средства на различных этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении и контроле знаний.Что касается традиционных подходов обучения. К ним как правило относятся:Во-первых: грамматико-переводной метод,Во-вторых: коммуникативный подход (в классическом виде),В-третьих: аудио-лингвальный метод.Эти подходы предполагают линейную подачу материала с преобладанием текстов, упражнений и объяснений, нередко без визуальной опоры.Мнение преподавателей, которые обучают школьников и студентов дали единую оценку проведения исследования. Преподаватели отметили, что внедрение вербально-графических элементов:ускоряет объяснение сложных тем,облегчает адаптацию материалов для визуалов и кинестетиков,требует дополнительных затрат времени на подготовку визуальных материалов, но оправдывает себя результатами.Выводы.Проведённое исследование позволяет сделать следующие выводы:Вербально-графические методы способствуют более эффективному усвоению языкового материала, особенно в контексте визуального мышления.Их использование увеличивает мотивацию, активность и вовлечённость учащихся в процесс обучения.Несмотря на необходимость методической подготовки и адаптации материалов, данные подходы могут и должны стать неотъемлемой частью современной языковой методики.Оптимальным является интегрированный подход, сочетающий графические элементы с традиционными практиками, обеспечивая таким образом комплексное развитие языковых компетенций.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (86) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Шакирова Р.Р. ВЕРБАЛЬНО-ГРАФИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ // Вестник науки №5 (86) том 2. С. 481 - 485. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/22884 (дата обращения: 20.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/22884



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.