'
Севастьянов С.А.
РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ЦИФРОВИЗАЦИИ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНЫХ ОРГАНОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО УРОВНЯ *
Аннотация:
в статье рассмотрены теоретические и практические аспекты внедрения риск-ориентированного подхода в систему цифровизации муниципальных контрольно-счетных органов. Проанализированы эволюция концепции РОП, современные принципы и инструменты, а также зарубежный опыт интеграции цифровых технологий в контрольную деятельность. Особое внимание уделено архитектуре цифровых платформ и алгоритмам планирования на основе анализа больших данных и искусственного интеллекта. Показано, что цифровая трансформация на базе РОП способствует повышению эффективности, прозрачности и результативности муниципального контроля.
Ключевые слова:
риск-ориентированный подход, цифровизация, муниципальный контроль, искусственный интеллект, большие данные
Современная система государственного и муниципального контроля в России претерпевает масштабные преобразования, связанные с переходом от сплошных, формальных проверок к более гибкой, эффективной и ресурсосберегающей модели. В центре этой трансформации находится риск-ориентированный подход (РОП), который позволяет органам контроля сосредотачивать усилия на наиболее значимых и потенциально опасных объектах, минимизируя административную нагрузку на добросовестных субъектов хозяйствования. Внедрение РОП тесно связано с цифровизацией процессов контроля, что обеспечивает качественно новый уровень управления рисками, прозрачности и результативности надзорной деятельности.Исторически риск-ориентированный подход возник в финансовой сфере, где управление рисками было неотъемлемой частью деятельности банков, страховых компаний и инвестиционных фондов. Постепенно принципы РОП были адаптированы для нужд внутреннего и внешнего аудита, а затем и для государственного и муниципального контроля. В России внедрение риск-ориентированного подхода началось с поправок к Федеральному закону № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», где в 2015 году появилась статья 8.1, закрепляющая возможность использования РОП при организации контрольных мероприятий [1].В дальнейшем РОП был закреплён как обязательный элемент реформы контрольной и надзорной деятельности, что нашло отражение в Федеральном законе № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» [2]. Этот закон не только формализовал применение РОП, но и определил его как основополагающий принцип планирования, проведения и оценки эффективности контроля на всех уровнях, включая муниципальный.До внедрения РОП контрольная деятельность строилась на принципе регулярных, одинаковых для всех объектов проверок, что приводило к неэффективному расходованию ресурсов и избыточной административной нагрузке на бизнес [6]. С переходом к риск-ориентированной модели интенсивность, форма и периодичность контрольных мероприятий стали зависеть от категории риска, присвоенной объекту контроля, и от оценки вероятности и тяжести возможных негативных последствий [9].В основе РОП лежит идея дифференциации контроля в зависимости от уровня риска причинения вреда охраняемым законом ценностям. Согласно статье 8.1 ФЗ № 294-ФЗ, интенсивность и периодичность контрольных мероприятий определяется категорией риска или классом опасности, к которым отнесён объект контроля [1]. Категории риска устанавливаются с учётом вероятности нарушения обязательных требований и тяжести возможных последствий такого нарушения.Таблица 1. Категории риска и соответствующая периодичность проверок.Источник: составлено автором по результатам анализа литературыТаблица демонстрирует, как категория риска напрямую влияет на частоту проверок, что позволяет органам контроля оптимально распределять ресурсы и снижать нагрузку на объекты с низким уровнем риска.Ключевыми инструментами РОП являются матрицы рисков, индикаторы риска и алгоритмы ранжирования объектов контроля. Матрица рисков строится на основе двух показателей: вероятности нарушения (P) и тяжести последствий (I):R=P×Iгде R - интегральный уровень риска[4].В муниципальных контрольно-счетных органах (КСО) адаптация общегосударственных методик требует учёта особенностей местных бюджетов, структуры доходов, уровня долговой нагрузки и социальной значимости объектов контроля. Для этого разрабатываются специальные критерии и индикаторы, позволяющие более точно оценивать риски именно на муниципальном уровне.Современный этап развития РОП невозможен без цифровизации контрольных процессов. Электронный документооборот (ЭДО), системы сбора и обработки больших данных (Big Data), а также предиктивная аналитика становятся неотъемлемой частью эффективного муниципального контроля [7]. Внедрение электронных систем позволяет автоматизировать сбор информации, формирование и обновление реестров объектов контроля, а также оперативно присваивать и корректировать категории риска.В рамках цифровой трансформации активно внедряются концепции «цифрового двойника» контрольного процесса, когда для каждого объекта контроля формируется электронный профиль, включающий все релевантные данные, историю проверок, показатели деятельности и индикаторы риска [8]. Такой подход обеспечивает прозрачность, прослеживаемость и предсказуемость контрольных мероприятий.Рисунок 1. Алгоритм цифрового риск-ориентированного контроля. Источник: составлено автором.Алгоритм цифрового риск-ориентированного контроля демонстрирует, как автоматизация позволяет оперативно определять необходимую форму и интенсивность надзорных мероприятий в зависимости от уровня риска.Электронный документооборот (ГОСЭДО) обеспечивает унификацию процессов обмена документами между органами власти, бизнесом и гражданами, а также хранение и обработку до 90% документов в электронном виде [5]. Внедрение облачных сервисов и аналитических платформ способствует переходу к интеллектуальному прогнозированию рисков и формированию единого информационного пространства для всех участников контроля.Риск-ориентированный подход стал ключевым элементом реформы системы государственного и муниципального контроля в России. Его внедрение позволяет органам контроля сосредотачивать усилия на наиболее значимых объектах, снижая издержки и административную нагрузку на бизнес. Эффективная реализация РОП невозможна без цифровизации контрольных процессов, которая обеспечивает автоматизацию сбора и анализа данных, прозрачность и предсказуемость надзорной деятельности. В дальнейшем развитие РОП будет тесно связано с внедрением искусственного интеллекта, машинного обучения и построением цифровых экосистем, что позволит вывести муниципальный контроль на качественно новый уровень.Отсутствие единых федеральных стандартов электронного СМАРТ-контроля (Smart Monitoring, Analysis, Reporting and Transparency) создаёт правовые пробелы в применении ИИ-алгоритмов для анализа бюджетных рисков. Однако локальные инициативы демонстрируют эффективность:•Приказ Минцифры №29 (2021) установил требования к интеграции Big Data в аудиторские процедуры, что позволило Москве автоматизировать 65% процессов сбора доказательств [3],•ФЗ №248 (2020) закрепил обязательность использования информационных систем для контроля, запретив учитывать мероприятия, не зафиксированные в цифровом формате [2].Таблица 2. Правовые основы цифровизации муниципального контроля.Источник: составлено автором на основе анализа литературыТаблица иллюстрирует противоречия между прогрессивными нормами и их фрагментарным применением на муниципальном уровне.Автоматизированные системы риск-анализа, внедрённые в 34% муниципальных КСО, демонстрируют высокую эффективность:•62% нарушений выявляются на стадии планирования за счёт предиктивной аналитики[4],•AI-алгоритмы в КСП Москвы сократили время проверок на 40%, анализируя 120+ параметров бюджетных операций [7].Кадровый дефицит остаётся ключевым барьером:•Только 12% сотрудников владеют навыками работы с нейросетевыми моделями,•87% муниципальных КСО не имеют штатных data-аналитиков, перекладывая задачи на IT-подрядчиков [7].Рисунок 2. Процесс риск-ориентированного контроля с применением ИИ. Источник: составлено автором.Legacy-системы (устаревшие ИТ-платформы) не справляются с обработкой данных объёмом свыше 1 Тб/сутки, что приводит к:•Задержкам формирования отчётов на 18-25 дней [10],•Ошибкам в 23% риск-прогнозов из-за неполной интеграции с внешними базами [10].Успешные кейсы преодоления ограничений:•Внедрение модуля «Цифровой инспектор» в Краснодаре сократило сроки камеральных проверок на 50% за счёт интеграции с ГИИС «Электронный бюджет» [10],•Облачная аналитика в КСП Московской области увеличила точность прогнозирования нарушений до 89% [10].Таблица 3. Сравнение эффективности ИТ-решений.Источник: составлено авторомТаблица демонстрирует, что современные технологии в 20-40 раз эффективнее устаревших решений.В последние годы европейские страны активно внедряют цифровые инструменты для совершенствования риск-ориентированного контроля на муниципальном уровне. Одним из наиболее показательных примеров является система ProZERT, реализованная в земле Северный Рейн-Вестфалия (Германия). Эта система базируется на использовании искусственного интеллекта для анализа большого массива данных о деятельности муниципальных образований. Алгоритмы ProZERT учитывают более 120 параметров, включая динамику цен на коммунальные услуги, показатели занятости, структуру расходов и долговую нагрузку. Благодаря этому система обеспечивает точность прогнозирования бюджетных нарушений на уровне 89%, что позволяет своевременно выявлять потенциальные риски и предотвращать финансовые потери.До внедрения ProZERT муниципальные органы сталкивались с высокой долей ручной работы и субъективности в оценке рисков. Теперь, благодаря автоматизации, контрольные мероприятия стали более адресными и эффективными, а административная нагрузка на добросовестные субъекты заметно снизилась.На рисунке 3 представлены сравнение традиционного подхода планирования проверок с процессом планирования с использованием ProZert.Рисунок 3. Традиционный процесс планирования проверок до цифровизации (слева) и процесс планирования проверок с использованием системы ProZERT (справа).В Азии также реализуются масштабные проекты по цифровизации муниципального контроля с упором на предиктивную аналитику. В Китае платформа «Золотой щит» (Golden Shield Project) использует технологии блокчейна для отслеживания практически всех муниципальных закупок и автоматического формирования риск-рейтингов контрагентов. Это позволяет в реальном времени выявлять аномалии и потенциальные коррупционные риски, а также обеспечивает прозрачность процедур на всех этапах.В Сингапуре система ACRA (Accounting and Corporate Regulatory Authority) внедрила чат-боты с поддержкой обработки естественного языка (NLP), которые способны самостоятельно обрабатывать до 85% обращений от граждан и организаций. Что значительно ускоряет коммуникацию между контролирующими органами и подконтрольными субъектами, а также снижает нагрузку на сотрудников.Таблица 4. Сравнительный анализ зарубежных цифровых платформ.Источник: составлено автором по материалам [10].Таблица демонстрирует, что интеграция современных цифровых технологий позволяет существенно повысить эффективность риск-ориентированного контроля.Для эффективной цифровизации риск-ориентированного контроля на муниципальном уровне предлагается внедрение комплексной платформы, состоящей из четырёх взаимосвязанных модулей:1.Сбор данных - интеграция с федеральными и региональными системами (ФГИС ЕРП, ЕИАС ФК), автоматизированный сбор открытых данных из различных источников, включая социальные сети и тендерные площадки.2.Анализ рисков - использование машинного обучения (например, CatBoost) для прогнозирования нарушений, построение индивидуальных риск-профилей объектов контроля.3.Принятие решений - интерактивные дашборды с визуализацией риск-карт, автоматическое формирование рекомендаций по планированию проверок.4.Обратная связь - внедрение Telegram-ботов и других цифровых каналов для оперативной коммуникации с подконтрольными субъектами и сбора обратной связи.На рисунке 4 представлена архитектура цифровой платформы риск-ориентированного контроля.Рисунок 4. Архитектура цифровой платформы риск-ориентированного контроля.В основе цифрового планирования лежит формирование цифрового профиля муниципалитета, который включает более 150 показателей (финансовых, экономических, социальных, инфраструктурных). На основании этих данных автоматически рассчитывается интегральный риск-рейтинга по формуле:
Номер журнала Вестник науки №5 (86) том 2
Ссылка для цитирования:
Севастьянов С.А. РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ЦИФРОВИЗАЦИИ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНЫХ ОРГАНОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО УРОВНЯ // Вестник науки №5 (86) том 2. С. 498 - 512. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/22887 (дата обращения: 20.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*