'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (20) том 4
  4. Научная статья № 6

Просмотры  112 просмотров

Рыжкова О.Б.

  


РОЛЬ УЧРЕЖДЕНИЙ СПО В ОКАЗАНИИ ПОДДЕРЖКИ, ПОМОЩИ В САМОВЫРАЖЕНИИ, САМОУТВЕРЖДЕНИИ ПОДРОСТКА *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются особенности психолого-педагогического сопровождения студентов в учреждении СПО, приемы оказания помощи в самоутверждении подростков   

Ключевые слова:
помощь в самовыражении, развитие личности подростка   


Основные потребности подростков обусловлены возрастными особенностями развития, это потребности в уважении и признании, в том числе безоценочных внимании и поддержке, общении и принятии сверстниками, умении уверенно отстаивать своё мнение, четких правилах и границах, интересных жизненных событиях и удовольствии, творческом самовыражении и самореализации. Подросткам тяжело, если они не чувствуют уважения и признания со стороны окружающих. Так как самоотношение подростка ещё не полностью сформировано, и он ориентируется во многом на внешнюю оценку, его потребность в уважении и признании гипертрофирована по сравнению с взрослыми. Чувство взрослости также усиливает потребность в признании и уважении. Если взрослые не уважают подростка, он воспринимает это как отрицание своей взрослости, что вызывает возмущение подростка. Так как любая оценка ставит оценивающего выше оцениваемого, чем унижает его. Для того, чтобы удовлетворить потребность подростка в уважении и признании, важно придерживаться идеи безоценочного общения с подростком. То есть избегать вербальных и невербальных оценок личности и поведения подростка. Эта идея часто встречает сопротивление у взрослых: «Но мы же воспитываем, мы же должны давать оценку происходящему, иначе нельзя», - говорят они в один голос. Педагог может и должен иметь свой взгляд на слова и действия подростка. Важно говорить об этом безоценочно, пользуясь техникой «Я-высказываний». Безоценочное внимание и поддержка подразумевают положительное внимание к чувствам подростка в любой ситуации. Очень важно для подростков общение и принятие сверстниками. Критика компании подростка – достаточно распространенное явление. Подросток испытывает потребность в умении уверенно отстаивать свое мнение, в том числе перед преподавателями. Однако, часто педагоги, всячески пытаются подавить это в подростке, "поставить его на место". Если взрослые не позволят подростку отстаивать своё мнение: - либо он не будет уметь отстаивать свое мнение во взрослости (чаще такое наблюдается у девушек); - либо он будет крайне агрессивен в отстаивании своего мнения (неуверенность в себе, прикрытая агрессией), что будет делать его неприятным в общении (чаще такое наблюдается у парней); - либо взрослые потеряют отношения с подростком. Именно в подростковом возрасте человек начинает искать и пробовать способы самовыражения и останавливается на том, что ему по душе, что соответствует его внутреннему миру, его интересам, его возможностям. Это возраст, когда самовыражение приобретает активный характер, так как человек чувствует в этом острую необходимость. Просыпается интерес ко всему новому и неизвестному, когда хочется всё попробовать. Иногда такое желание носит негативный характер, поскольку пробовать можно не только виды творчества, спорта, имиджа, но и определенные виды развлечений, включающих в себя алкогольные и наркотические вещества, которые тоже являются чем-то неизвестным и пробуждают некоторый интерес. Тем более что эти вредные вещества являются запретными а, как известно, это более всего привлекает человека, тем более, подростка, ведь в подростковом возрасте идёт постоянный протест, в связи с желанием быть свободным и взрослым. Педагог должен суметь увидеть в нелепых, гротесковых, а порой резких и асоциальных выходках подростков поиск способа самовыражения, поиск, состоящий подчас из проб и ошибок, часто безрезультатный и, следовательно, граничащий с разрушительным протестом против регламентированных стереотипных занятий, развлечений и забот, которые присущи миру взрослых. Необходимо помочь этому внешне неприступному и дерзкому, но фактически очень ранимому существу найти такое дело, которое было бы приемлемым (и для него, и для общества) способом активного, полного, созидательного самовыражения. И лишь тогда перед растущим человеком раскроется то многообразие стилей и способов действий, которое предоставляет труд, но не предоставляет потребление. Часто наиболее изобретательными, одарёнными и преданными своему делу людьми оказываются именно «неподдающиеся» ребята. Самовыражение - это путь к самореализации личности, а также компонент её социализации. Из этого следует, что самовыражение является необходимой частью жизни и развития на протяжении всей жизни человека. Положительными формами самоутверждения и факторами снижения агрессивного поведения подростков являются выполнение общественно полезных дел, самоутверждения обучающихся через внеучебную деятельность. Внеурочная деятельность – это понятие, объединяющее все виды деятельности обучающихся (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации, а значит, и самоутверждения личности. Целью любой внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, который зависит от интересов подростка, от вида творческой деятельности, в котором лучше всего человек может себя проявить.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (20) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Рыжкова О.Б. РОЛЬ УЧРЕЖДЕНИЙ СПО В ОКАЗАНИИ ПОДДЕРЖКИ, ПОМОЩИ В САМОВЫРАЖЕНИИ, САМОУТВЕРЖДЕНИИ ПОДРОСТКА // Вестник науки №11 (20) том 4. С. 28 - 31. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/2289 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/2289



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.