'
Крючковский Д.Ю.
ЛЮДОВИК IX: ВЛИЯНИЮ РЕЛИГИИ НА ПРОВОДИМУЮ ПОЛИТИКУ *
Аннотация:
в данной статье рассматривается внешняя и внутренняя политика Людовика IX и влияние религии на нее. Людовик IX был одним из наиболее известных монахов средневековья, что связано прежде всего с его религиозными убеждениями.
Ключевые слова:
Людовик IX, Святой Папа Римский, крестовые походы
Актуальность этой темы заключается в том, что религия была важным столпом жизни средневековой Европы, а не посредственно пример Людовика IX является исключительным примером средневекового монарха, на деятельность которого чуть ли не решающую роль оказывала религия.Цель работы заключается в анализе проводимой политики Людовика IX святого и влияние его религиозных убеждений на нее. Тема имеет высокую степень научной разработанности, но не является исчерпанной, особенно в контексте современной историографии. Здесь можно выделить работы Ле Гофф Ж. [1], Цатурова С. К. [2], Алиева С. К. [3], Соколов О. А. [4] Котов А. [5]. Методология: анализ историографических источников и системный подход. Людовик IX Святой, занимавший престол Франции в период 1226-1270 гг., за который внес огромный вклад в объединение Французских земель. Его современники его запомнили как добродетельного, мудрого и благочестивого государя, чем он особо отличался от государей других европейских стран своего времени. Внутри Франции он не чужд был в решении вопросов простолюдин, а королевский суд при нем приобрел огромную популярность, более того, феодалы со всей Европы обращались к нему за помощью в решении вопросов. А благодаря участию в крестовых походах, Людовик IX принял титул защитника и покровителя католической церкви. А благодаря сильной армии и в целом прочным положением Франции он мог успешно проводить свою внешнюю политику, которая была направлена прежде всего на упрочнение Франции на международной арене, а также соперничество с Папой Римским. Религия оказывала огромный вклад в проводимую им внешнюю политику. Как считал сам Людовик, Королевская власть дана Богом, а правления короля это изъявление божьей воли, соответственно это подкрепляло авторитет монарха и давало крепкую опору для его правления. Но при этом это давало монарху чувство долга перед Богом и народом. Так же Людовик IX считал священным долгом обращения в истинную веру перед другими народами и стал организатором Крестовых походов. В Европе же он стремился укрепить мир и стабильность среди христианских государств. При этом отношения между Людовиком IX и Папой Римским были осложнены стремлениями защиты Франции от политики Рима. В марте 1269 года им была обнародована «Прагматическая Санкция», по которой он отказывался от поборов и взносов Риму и объявил независимость французской церкви от римской. Помимо этого реформы Людовика относительно Церкви были направлены на усиление ее авторитета и против ее злоупотреблений .Но при этом Людовик IX часто поддерживал власть Папы Римского в Европе, а в частности того что касалось вопросов борьбы с ересью и поддержания церковной дисциплины [2, 3, 5]. В организации 7-го крестового похода (1248-1254 гг.) Людовик IX оказал огромное влияние, что было продиктовано прежде всего его религиозными убеждениями. Целью его было отвоевание святой земли распространение христианства на ней. Но не смотря на укрепление позиций Франции на международной арене и увеличение его авторитета в Европе Людовик не смог заручиться достаточной поддержкой и отправился в поход достаточно малыми силами, состоящими в основном из французов. Несмотря не первоначальные успехи, армия Крестоносцев была разбита в дельте Нила и поход потерпел неудачу. Сам король попал в плен и был вынужден оплатить выкуп за свое освобождение. В результате чего Людовик IX лишь опустошил казну Франции и получил позорное поражение. Что касаемо похода, то запомнился он прежде всего участием Людовика IX, его авторитетом и глубокими религиозными убеждениями. Вернувшись на родину он принялся за организацию восьмого крестового похода (1270 г.) При этом государь заручался поддержкой Папы римского и в 1267 году получил разрешение на военный поход в святую землю. Знать уже не желала продавать свое имущество и отравляться в поход, в ответ на что руководителю крестового похода Людовику IX пришлось полностью покрыть расходы на поход самолично. Не смотря на поддержку со стороны Папы Римского, попытки поднять на поход всю Европу вновь не получили успеха. К Франции присоединились лишь Португалия, Англия и Шотландия. Целью похода стала обеда над египетскими мусульманами, а так же контролем над основными христианскими центрами, в том числе Иерусалим. Однако в результате эпидемии дизентерии в августе 1270 года сам Людовик IX заболел и умер [5, 4, 1, с. 407-408]. В Европе смерть Людовика IX вызвала всенародную скорбь по всей Европе, а в 1297 году он был канонизирован папой римским. [1, с. 400-406, 2] В качестве вывода можно скачать, что религия оказывала решающее влияние на проводимую внешнюю политику Людовика IX. Важнейшим направлением было для Людовика распространение христианства и отвоевание святых земель. Хоть и два крестовых похода стали неудачными для самого Короля, но окончательно сформировали образ монарха как Людовика IX Святого, а так же огромной популярности и идеализации монарха как и во Франции, так в Европе и в части христианского населения за ее пределами. [2, 1, с. 428-431] Что касаемо самой Франции, то он всячески реформировал церковь с целью отделения от Римской Католической Церкви, что не могло не ухудшить отношения с Папой Римским. Помимо этого Людовик стремился повысить авторитет церкви и ограничить ее злоупотребления. Но не смотря на это Людовик поддерживал Рим в вопросах сохранения контроля Римской церкви в остальной Европе и борьбе с ересью. В вопросах проведения крестовых походов Людовик не действовал отдельно от Папы Римского, а после своей смерти был канонизирован. Помимо этого, Людовик IX был прославлен как миротворец благодаря тому, что разрешал споры между феодалами со всей Европы, а так же активно боролся за примирение всех христианских государств. Не смотря на то, что внешняя политика не была исключительно успешной, своими идеями и стремлениями он укрепил позиции Франции и стал образом идеального средневекового монарха. А что касается внутренней политики, то она была направлена прежде всего на укрепление централизации власти, усиление судебного аппарата королевской власти, а так же формирования французской католической церкви и ее обособление от римской. [3, 2]Сейчас же ведутся споры касаемо соответствия Людовика IX как идеального монарха. Прежде всего учитываются провалы в его политике, а в частности крестовые походы, которые показали что несмотря на огромный авторитет он не смог заручиться достаточной поддержкой в походах.
Номер журнала Вестник науки №5 (86) том 2
Ссылка для цитирования:
Крючковский Д.Ю. ЛЮДОВИК IX: ВЛИЯНИЮ РЕЛИГИИ НА ПРОВОДИМУЮ ПОЛИТИКУ // Вестник науки №5 (86) том 2. С. 565 - 569. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/22895 (дата обращения: 20.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*