'
Пулатова Д.А.
СЕМАНТИКО-ДИСКУРСИВНЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ КОНЦЕПТОВ ДОБРА И ЗЛА В ПОЭМЕ С. ЕСЕНИНА «ЧЁРНЫЙ ЧЕЛОВЕК» *
Аннотация:
статья посвящена исследованию лингвистических средств репрезентации концептов "добро" и "зло" в поэме Сергея Есенина «Чёрный человек». В фокусе внимания — анализ семантической наполненности, дискурсивной динамики и образной системы произведения, направленных на актуализацию этих морально-философских концептов. Выявляются лексико-семантические, стилистические и синтаксические механизмы противопоставления добра и зла, а также их роль в формировании внутреннего конфликта лирического героя.
Ключевые слова:
концепт, добро, зло, поэтический дискурс, семантика, внутренняя речь, антонимия, символизм
Проблема добра и зла, их взаимоотношение является одной из важнейших проблем человеческого бытия. С того времени, когда люди научились различать добро и зло, мы ведем отсчет существования нравственности. Мораль как сфера общественной жизни и феномен культуры базируется на противоположении добра и зла: все должное, заложенное в нравственных нормах, характеризуется как доброе, все запретное — как злое.«Чёрный человек» Есенина: добро и зло как внутренний разлад. В поэме «Чёрный человек» (1923–1925) Есенин изображает добро и зло как неотделимые части человеческой души. Чёрный человек — это символический образ, воплощающий тёмную сторону личности поэта: его страхи, чувство вины, угрызения совести и саморазрушение. Добро здесь проявляется в стремлении к очищению, в попытках лирического героя осознать свои ошибки и найти светлый путь, однако оно оказывается подавленным внутренней борьбой и отчаянием. Есенин использует мотив зеркала и диалога с самим собой, чтобы показать, что зло не приходит извне, а рождается внутри человека, становясь его неотъемлемой частью.Поэма «Чёрный человек» представляет собой кульминационное выражение духовного и психологического кризиса лирического субъекта. В ней добро и зло выступают не столько как отвлечённые философские категории, сколько как внутренне прочувствованные экзистенциальные состояния. С позиций лингвистики данное противостояние реализуется через многообразные семантико-дискурсивные средства, актуализирующие концепты и организующие структуру произведения.1. Теоретические основы исследования.Концепт понимается как ментально-языковое образование, отражающее фрагмент национальной и индивидуальной картины мира (Ю.С. Степанов, В.А. Маслова). Противоположные по значению концепты "добро" и "зло" обладают высокой частотностью в художественном дискурсе и, как правило, выражаются в образно-нагруженной лексике, антонимических парах, символических оппозициях.2. Лексико-семантический анализ.Поэма насыщена лексикой, маркирующей психологическое и нравственное напряжение. Образы "пьяницы", "убийцы", "бесстыдника", "чёрного человека" апеллируют к концепту зла. Противоположные семантические маркеры — "честность", "светлый путь", "поэт" — ассоциируются с концептом добра. Противопоставление осуществляется через эксплицитные антонимы и контекстуальные синонимические замены, создающие эффект внутреннего конфликта. Пример:"Ты жив? Ещё не умер? — Живи себе дальше.Да вот что скажу тебе, друг:Не будь таким. Не гонись за добром,Всё равно у тебя будет всё по-другому..."Здесь ироничное отстранение от понятия добра отражает его девальвацию и драматизм личностного выбора.3. Символика и метафорика."Чёрный человек" — центральный символ поэмы, отсылающий к темной стороне сознания, к разрушительным импульсам лирического героя. Символика цвета, ночи, теней усиливает ассоциации со злом. Напротив, редкие образы света и честности — символические носители добра [6]. Метафоры «душа растрёпанная» или «грустью измятая жизнь» воплощают борьбу добра и зла в психике героя. Цитата:"Чёрный человек,Чёрный, чёрный,Чёрный человекНа кровать ко мне садится..."Рефрен усиливает образ зла как навязчивого, угрожающего присутствия.4. Дискурсивная организация.Особенность поэмы — построение на внутреннем диалоге, в котором одна речевая маска воплощает разрушительное, обвиняющее начало ("чёрный человек"), а вторая — страдающего и сомневающегося субъекта. Повторы, инверсия, резкие синтаксические разрывы подчеркивают психологическое напряжение и семантическое размежевание ценностных ориентиров.Таким образом, концепты добра и зла в поэме Есенина «Чёрный человек» реализуются через сложную систему семантических, стилистических и дискурсивных средств. Их взаимодействие формирует внутреннюю драматургию произведения, отражающую кризисную раздвоенность личности. Таким образом, поэма представляет собой богатый материал для изучения языковых механизмов репрезентации ценностных оппозиций в поэтическом дискурсе.
Номер журнала Вестник науки №5 (86) том 2
Ссылка для цитирования:
Пулатова Д.А. СЕМАНТИКО-ДИСКУРСИВНЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ КОНЦЕПТОВ ДОБРА И ЗЛА В ПОЭМЕ С. ЕСЕНИНА «ЧЁРНЫЙ ЧЕЛОВЕК» // Вестник науки №5 (86) том 2. С. 616 - 620. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/22904 (дата обращения: 20.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*