'
Швед А.Д., Манкевич Ж.Б.
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ МЕТАФОР В ТВОРЧЕСТВЕ БРИТАНСКИХ И АМЕРИКАНСКИХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ *
Аннотация:
в работе представлен сравнительный анализ тематических метафор в рамках песенного дискурса современных музыкальных групп: британской “The 1975”, и американской “The Neighborhood”. Выявлены специфические паттерны осмысления идентичности и отношений. Материалы исследования вносят некоторый вклад в расширение границы когнитивной лингвистики и теории дискурса через анализ песенных текстов как поликодовых феноменов.
Ключевые слова:
метафора, песенный дискурс, концепт, сравнительный анализ, когнитивная лингвистика
На сегодняшний день феномен метафоры активно изучается не только в лингвистике, но также в философии, когнитивной психологии, психолингвистике и других науках. История понятия берёт своё начало в «Поэтике» Аристотеля, который, собственно, разработал термин и описал его значение. «Переносное слово (metaphora) — это несвойственное имя, перенесенное с рода на вид, или с вида на род, или с вида на вид, или по аналогии» [1, с. 669]. Именно в метафоре в современном философском дискурсе «стали видеть ключ к пониманию основ мышления» [2, с. 6]. Философское понимание метафоры выходит далеко за пределы её сугубо языковой функции. Она становится инструментом, который позволяет исследовать основы мышления и природу человеческих представлений. Существуют различные классификации метафор, предлагаемые учеными, однако, как пишет Л. Грузберг, именно благодаря концептуальным метафорам у нас есть возможность понять чрезвычайно сложные культурно обусловленные феномены и абстрактные понятия (идеи, эмоции) [3].Дж. Лакофф и М. Джонсон описали метафору как фундаментальный когнитивный механизм, играющий ключевую роль в структурировании человеческого опыта и познания. Именно посредством концептуальной метафоры происходит упорядочивание и осмысление базовых понятий в сознании человека [11, с. 38].Современный песенный дискурс предлагает уникальный материал для изучения концептуальных метафор, формирующих культурные нарративы. Безусловно, для каждого исполнителя характерны свои доминирующие тематические области метафоризации, свой особенный почерк, демонстрирующие специфику художественного видения окружающей действительности и особенности стиля.В настоящем исследовании изучению подверглись отличительные особенности концептуальных метафор, извлеченных методом сплошной выборки из текстов поэтического дискурса американских и британских инди-рок групп “The Neighborhood” и “The 1975” Результаты анализа данных текстов представлены на рисунке 1.“The 1975” — это популярная британская рок-группа, основанная в Манчестере в 2002 году и не дебютировавшая до 2013 года. Главный автор песен и ритм-гитарист Мэтти Хили. Их тексты формируют каркас для осмысления ключевых тем современности: от цифрового нарциссизма до культурного колониализма.Рисунок 1. Группы концептуальных метафор “The Neighborhood” и “The 1975” и процентное соотношение включенных метафор.“The Neighborhood” — американская альтернативная рок-группа, основанная в 2011 году в Ньюбери-Парке, штат Калифорния. Участники именуют свой стиль, как "black and white", где печальные полные меланхолии тексты сливаются с божественным, согревающим душу вокалом Джесси.Человек и определение его идентичности являются одними из наиболее ярких особенностей лирики музыкальных коллективов. Таким образом, в “Afraid” “The Neighborhood” представляют идентичность как нечто, что может быть украдено или замещено: “When I wake up, Im afraid / Somebody else might end up being me”. Человеческое существование подается как непрерывный страх и тяжесть: “Being me can only mean feeling scared to breathe”. Эта метафора создает образ идентичности как бремени, которое постоянно находится под угрозой. В “Flowers” самоидентификация художника представлена через метафору куклы: “Im such a fake, Im just a doll / Im a rip-off, and it turns you on”, раскрывая механизмы культурной апроприации. Мода как маркер идентичности деконструируется в строке “Wrap me up in Chanel inside my coffin”, где роскошный бренд становится саваном для умирающей аутентичности.В свою очередь, The 1975 затрагивает тему идентичности в песне “Somebody Else”. Здесь метафора “I took all my things that make sounds / The rest I can do without” связывает инструменты с лирическим героем как символом подлинного «Я». Любые остальные предметы, связанные с жизнью, мало интересуют его.Часто идентифицировать себя людям мешают завышенные стандарты общества. В строке “If she says Ive gotta fix my teeth / Then shes so American” из “Shes American” The 1975 используют акцент на зубы — довольно известный стереотип о зацикленности американцев на «голливудской улыбке», которая становится метафорой навязывания универсальных стандартов красоты.В “Robbers” в репертуаре “The 1975” можно встретить выражение “She had a face straight out a magazine”, аналогичное русскоязычному ‘лицо с обложки’, которое демонстрирует две области цели: потеря человеком идентичности, стандартизация красоты, указание на тотальную медиатизацию желания. Развитие образа продолжается в строках “You got a pretty kind of dirty face”, — здесь через метафору лирический герой песни обращается к противоречию красоты и внутреннему «грязному, испорченному» миру, в первую очередь он рассматривает его через фигуру женщины.В “I Like America/ America Likes Me” используется метафора “My skin is fire, its so desired” для того, чтобы показать, что тело лирического героя само по себе украшение, которого желают все. Особое место в творчестве групп уделяется чувствам. Предпочтение рассматриваемы музыкальные группы отдают актуализации тем физической незащищенности, товарным отношениям, социальной справедливости.В песне “Nervous” группа “The Neighborhood” эмоциональная уязвимость изображается через физический паралич, неспособность действовать: “Youve got me nervous to speak / So I just wont say anything at all”. Нервозность трансформируется в физический симптом, буквально останавливающий любое движение: “Youve got me nervous to move / So I just wont give anything to you”. В песне “Love It If We Made It” группы “The 1975” встречаются метафоры, касающиеся кризисов. Использование образов, связанных с общественными настроениями, помогает передать чувство безысходности и надежды.Отношения и любовь также являются ключевыми темами для обсуждения в песнях рассматриваемых музыкальных коллективов. В обоих случаях выражается «созависимость» между партнерами, что является фундаментом для нездоровых отношений. Однако в отличие от “The 1975” у любви глазами “The Neighborhood” все же есть надежда на спасение, тепло и принятие.В песне “Sweater Weather” отношения концептуализируются через образ свитера как источника тепла и защиты: “So let me hold both your hands in the holes of my sweater”. Свитер становится метафорой близости и интимности, своеобразным укрытием для двоих: “Cause its too cold for you here and now”. Актуализация концепта отношений как принятия представлена следующими строками: “I hate the beach, but I stand / In California with my toes in the sand”, где лирический герой, несмотря на свою нелюбовь к пляжу, находясь в обществе партнера идет на уступки ради времени с любимым человеком. В композиции “The Beach” спасение отношений представлено через метафору достижения берега после долгого опасного плавания: “Swim with me / I think I can see the beach”. Пляж становится символом безопасности и стабильности, к которой стремятся партнеры.В свою очередь, в треке “Chocolate” группы “The 1975” метафорой отношений становится наркотическая зависимость: “Oh-oh, you bite your friend like chocolate”. Идиоматическое выражение “bite your friend like chocolate” представлено в значении быстрых, ненадёжных отношений, за которым следует «ломка» одиночества. Сленговое значение chocolate как наркотика создает двойное дно, где сладость первоначального взаимодействия оборачивается смертельной зависимостью.Трудности отношений также прослеживаются в песне “Somebody else” группы “The 1975” в следующих строках:I dont want your bodyBut I hate to think about you with somebody else.Здесь концептуализация отношений как зависимости раскрывается в невозможности отпустить человека при отсутствии физического влечения. В контексте песни данная идея может быть понята как результат остаточных романтических чувств, так и как проявление антипатии, нежелание отношений для партнера, бросившего лирического героя. В этой же песне обнаружена универсальная метафора, подчеркивающую конец отношений: “Our love has gone cold”.Главные герои песен вышеупомянутых музыкальных коллективов очень часто задаются вопросом: «Быть или не быть?» Тема существования является одной из ключевых. Так, песни “The 1975” насыщены меланхолией и экзистенциальной тревогой, которая концептуализируется через эфемерные природные явления, создавая метафоры временности существования.В строке “Im just a footprint in the snow” из трека “Jesus Christ 2005 God Bless America” существование человека приравнивается к следу, который очень быстро исчезнет, как исчезают следы на снегу. Эта метафора связана с темой мимолетности индивидуального бытия в эпоху цифрового перформанса, где личность растворяется под напором медийных образов.Другой пример концептуальной метафоры жизни как трудности встречаем в следующих строках:Im searching for planes in the sea, and thats ironySoil just needs water to be, and a seedSo if we turn into a tree, can I be the leaves?В первой строке автор композиции указывает на бессмысленность жизненного пути, приравнивая тщетность попыток героя найти смысл в хаотичном современном мире с образом поиска самолетов в океане. Интересна также метафора “Soil just needs water to be, and a seed”, смысл которой заключается в том, что существование почвы (артиста) само по себе невозможно, для этого ей нужна вода и семена (зрители, возможно — любовь).Сновидческое состояние концептуализируется как альтернативная реальность и форма сопротивления. В песне “Afraid” группы “The Neighborhood” метафора сна приобретает экзистенциальное измерение: “Calms me down, lets me face this, let me sleep / And when I wake up, let me be”. Здесь сон становится лимбической системой между жизнью и небытием, пространством пересборки идентичности.Сопоставительный анализ (табл.1) метафорических систем данных групп позволяет выявить как сходства, так и различия в их подходах к концептуализации действительности. В целом, тексты “The Neighborhood” и “The 1975” сосредоточены на похожих темах. Однако “The Neighborhood” используют более поэтический, иногда абстрактный подход к языку, в то время как тексты “The 1975” могут быть более разговорными и ироничными. Также в песнях данных групп наблюдается развитие метафор идентичности, что отражает актуальность проблемы самоопределения личности в современном мире.Таблица 1. Сравнительное представление тематических метафор в творчестве исследуемых музыкальных групп.Исследование концептуальных метафор в современном англоязычном песенном дискурсе демонстрирует, что метафорические системы выступают не только инструментом художественной выразительности, но и ценным материалом для изучения культурных кодов, отражающих глубинные установки коллективного сознания.Наиболее часто используются метафоры для характеристики чувств, связанных с потерянностью, тревогой, одиночеством, которые формируют определённую направленность как всего творчества групп в целом, так и восприятиях их слушателями. С этим связаны также конфликты интересов исполнителей и их фанатов, метафоры на которые также можно отнести к группе меланхолии и тоски, связанной с созданием определённого образа авторов песен и групп в целом в обществе, часто несовпадающего с реальностью.Результаты исследуемой темы подтверждают выводы Дж. Лакоффа и М. Джонсона о том, что метафора пронизывает всю нашу повседневную жизнь и проявляется не только в языке, но и в мышлении и действии. Песенные тексты, будучи синкретическим единством вербального и музыкального компонентов, шифруют ключевые смыслы эпохи, транслируя их через призму индивидуального авторского видения.
Номер журнала Вестник науки №5 (86) том 2
Ссылка для цитирования:
Швед А.Д., Манкевич Ж.Б. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ МЕТАФОР В ТВОРЧЕСТВЕ БРИТАНСКИХ И АМЕРИКАНСКИХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ // Вестник науки №5 (86) том 2. С. 632 - 640. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/22907 (дата обращения: 20.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*