'
Соловьева А.Д., Колодкин Н.А.
ТЕНДЕНЦИИ ТЕХНОЛОГИЙ СТОРИТЕЛЛИНГА В ПРОДВИЖЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ И ИМИДЖА СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В СМИ *
Аннотация:
статья посвящена анализу применения технологии сторителлинга для повышения престижа профессии специалиста социальной сферы в России. Авторы исследуют, как использование эмоционально насыщенных историй может помочь преодолеть этот барьер, привлечь внимание общественности и ресурсов к социальным проблемам и достижениям специалистов. На основе анализа кейсов российских медиа, таких как «Такие дела», «Журнал о благотворительности» и «Кухня НКО», рассматриваются различные подходы к применению сторителлинга в социальной сфере.
Ключевые слова:
сторителлинг, социальная работа, некоммерческие организации, продвижение профессии, позитивный имидж, эффективная коммуникация, социальные медиа
DOI 10.24412/2712-8849-2025-586-641-646
Профессия специалиста по социальной работе, несмотря на свою очевидную социальную значимость, часто остается вне публичного пространства. Недостаток видимости и понимания специфики приводит к недооценке достижений социальных работников и затрудняет привлечение новых кадров в отрасль. В условиях жесткой конкуренции за ресурсы и внимание общественности, эффективная коммуникация становится критическим фактором для успеха как отдельных специалистов, так и социальных организаций в целом. Именно здесь на первый план выходят технологии сторителлинга. Данная статья посвящена изучению и анализу применения технологий сторителлинга в продвижении профессиональных достижений и формировании положительного имиджа специалистов по социальной работе. Сторителлинг – искусство рассказывания историй, способное ярко и эмоционально передать суть сложной работы, заинтересовать читателя. Данный термин является транслитерацией английского термина «storytelling», который в «Оксфордском словаре» трактуется как: «деятельность по рассказыванию, написанию историй» [7, с. 18]. Термин пришел в Россию с развитием интернет-среды и медиа, сохранив, как справедливо заметил журналист и медиааналитик Василий Гатов, чужое имя «ввиду отсутствия адекватного русского слова» [1, с. 261]. Специфика состоит именно в создании вовлекающих, «заражающих», убеждающих — и, в конечном счете, коммерчески действенных текстов. Технология помогает донести опыт автора, привлечь внимание к идее [5, с. 78].Директор Центра нейроэкономических исследований Пол Зак исследовал влияние окситоцина на поведение человека в контексте доверия и сотрудничества. Гормон повышает чувствительность, усиливает эмпатию и сострадание. Эксперименты показали, что при восприятии эмоционально насыщенных историй с главным героем в мозге активно синтезируется именно окситоцин. Он усиливает доверие к рассказчику и способствует лучшему восприятию его идей [8]. Профессор Джеффри Бервинд подтверждает, что личные истории создают эмоциональную связь с аудиторией, делая ее более восприимчивой к информации [6]. Таким образом, нейробиологические исследования демонстрируют значимость сторителлинга в контексте эффективной коммуникации.Использование сторителлинга специалистами социальной сферы некоммерческих организаций в России – сравнительно новая, но быстро развивающаяся практика. Её анализ затруднен отсутствием масштабных академических исследований, посвященных именно этой теме в российском контексте. Однако, на основе анализа доступной информации – отдельных кейсов, разрозненных интервью и публикаций в социальных медиа – можно выделить несколько тенденций. Рассмотрим их на трех примерах.«Такие дела» — медиа о социальных проблемах, путях их решения и жизни людей в России. Статьи поднимают важные проблемы, и это вдохновляет читателей на активные действия. На «Таких делах» есть не только лонгриды, но и колонки, монологи, интервью, фотоистории, инструкции, серии статей и спецпроекты [4]. Возникает понимание необходимости этического и ответственного подхода к сторителлингу, избегая сенсационализма и манипуляций. Фокус смещается к аутентичности и уважению историй людей.«Журнал о благотворительности» — медиа о людях и проектах, которые меняют мир [2]. В этом примере технология социального сторителлинга преподносит достижения НКО от отдельных специалистов, что позволяет показать человеческое лицо организации и усилить эмоциональную связь с аудиторией. Так, например, руководители фондов и представители социального бизнеса не просто сообщают о количественных результатах, а эмоционально делятся своей мотивацией, честно говорят о трудностях профессионального пути. Персонализированный подход делает сторителлинг более убедительным и запоминающимся, показывая компетентность и преданность делу конкретных людей.«Кухня НКО» — название медиа метафорично, здесь обсуждают «полезные рецепты» для работы вашей организации: кейсы социальных программ, практики фандрайзинга в регионах России, советы и инструменты от специалистов [3]. Здесь социальный сторителлинг активно использует интерактивные форматы. Викторины и опросы помогают вовлечь аудиторию в обсуждение важных тем и собрать обратную связь. Включение аудитории в процесс создания истории (например, через сбор историй, голосовании за сюжетные линии) делает сторителлинг более вовлекающим. На прямых эфирах и трансляциях в режиме реального времени можно взаимодействовать с аудиторией, отвечать на вопросы и создавать более живое и эмоциональное общение.Успешная стратегия сторителлинга напрямую влияет на формирование позитивного имиджа профессий социальной сферы. Он также помогает привлекать ресурсы, включая финансирование и поддержку со стороны организаций и общества. Хороший имидж повышает общественное доверие к профессии, что, в свою очередь, способствует лучшему пониманию важности социальной работы и её роли в обществе. Метод сторителлинга обладает значительным потенциалом для повышения эффективности работы специалистов социальной работы в России. Он может способствовать лучшему пониманию проблем уязвимых групп, привлечению ресурсов и улучшению работы с клиентами.Таким образом, социальные медиа играют важную роль в распространении историй и повышении осведомленности, однако технология сторителлинга требует обращать внимание на риски сенсационализма и нарушения конфиденциальности. Для эффективного масштабирования использования сторителлинга необходима его интеграция в систему профессиональной подготовки и постоянного повышения квалификации специалистов социальной сферы.
Номер журнала Вестник науки №5 (86) том 2
Ссылка для цитирования:
Соловьева А.Д., Колодкин Н.А. ТЕНДЕНЦИИ ТЕХНОЛОГИЙ СТОРИТЕЛЛИНГА В ПРОДВИЖЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ И ИМИДЖА СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В СМИ // Вестник науки №5 (86) том 2. С. 641 - 646. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/22908 (дата обращения: 20.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*