'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (86) том 2
  4. Научная статья № 83

Просмотры  143 просмотров

Ракова Е.А., Бурлакова И.А.

  


СВЯЗЬ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ И СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ *

  


Аннотация:
в работе представлены результаты исследования коммуникативных навыков и социометрического статуса у старших дошкольников. В исследовании принимало участие 47 старших дошкольников в возрасте от 5 до 6 лет (30 мальчиков и 17 девочек). Представлен корреляционный анализ. Полученные результаты позволили установить связь между коммуникативными навыками и социометрическим статусом старших дошкольников.   

Ключевые слова:
коммуникативные навыки, социометрический статус, старшие дошкольники   


Дошкольный возраст, особенно старший дошкольный, является ключевым этапом в психическом развитии ребенка. Согласно периодизации Д.Б. Эльконина, старший дошкольный возраст охватывает период с 5 до 7 лет. В этот период дети активно осваивают социальные роли и нормы поведения, а особое значение приобретает развитие коммуникативных навыков, поскольку взаимодействие со сверстниками и взрослыми способствует формированию навыков сотрудничества и разрешения конфликтов.Коммуникативные навыки включают все формы взаимодействия ребенка с окружающими и отражают уровень его речевых умений. Развитие коммуникативных навыков способствуют успешному общению ребенка в группе сверстников, и в этом контексте важно рассмотреть социометрический статус ребенка, который обозначает его положение в системе межличностных отношений.Исследователи Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Е. О. Смирнова, Л. И. Божович, М.И. Лисина подчеркивают, что дети с высоким социометрическим статусом имеют более положительное восприятие себя, тогда как дети с низким статусом могут сталкиваться с трудностями в социализации и формировании дружеских отношений. Также дети с высоким статусом чаще становятся лидерами в группе.В нашем исследовании мы вдвинули гипотезу о наличии связи между коммуникативными навыками и социометрическим статусом старших дошкольников. Для проверки гипотезы мы провели исследование с использованием следующих методик:Методика «Рукавички» (Г.А. Цукерман). Методика предназначена для изучения отношений детей со сверстниками и коммуникативных умений.Социометрическая методика «Секрет» (Т.А. Репина). Методика направлена на изучение межличностных отношений дошкольников в группе детского сада, включая избирательные отношения, а также на выявление статуса ребенка в группе сверстников.Выборку исследования составили 47 старших дошкольников в возрасте от 5 до 6 лет (30 мальчиков и 17 девочек). База проведения исследования: Московская область г. Егорьевск, детский сад комбинированного вида № 4 «Ладушки».На основе проведенного исследования мы получили следующие результаты.Результаты методики «Рукавички» (Г.А. Цукерман).Для начала рассмотрим уровень коммуникативных навыков и навыков согласования усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества старших дошкольников (рис. 1). Старшим дошкольникам предлагалось, работая в паре, разукрасить шаблоны рукавичек так, чтобы получилась пара. Оценке посредством наблюдения подлежали: продуктивность совместных действий старших дошкольников, их умение договариваться с партнером по работе, приходить к общему решению, убеждать и аргументировать. Также оценивался взаимный контроль в процессе деятельности, взаимопомощь и эмоциональное отношение старших дошкольников к совместной деятельности. Интерпретация проводилась на основе наблюдения и схожести рукавичек.Рис. 1. Средние значения согласованности усилий в процессе осуществления сотрудничества старших дошкольников (в%):Критерий 1 – Продуктивность совместной деятельности,Критерий 2 – Умение договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать,Критерий 3 – Взаимный контроль по ходу выполнения деятельности,Критерий 4 – Взаимопомощь,Критерий 5 – Эмоциональное отношение к совместной деятельности,Критерий 6 – Уровень.Как мы видим, весьма похож рисунок рукавичек у половины старших дошкольников. Хорошо сформированы коммуникативные навыки и умение договариваться у 40 % старших дошкольников. При этом у половины старших дошкольников данные навыки развиты недостаточно. Общему высокому уровню соответствует результаты 24,6 % детей, среднему – 55,3 % детей, а низкому – 19,9 % старших дошкольников.Результаты социометрической методики «Секрет» (Т.А. Репиной).Далее представлены результаты диагностики социометрического статуса старших дошкольников (в %). Старшим дошкольникам предлагалось подарить три наклейки 48 другим детям, посещающим эту же группу в детском саду. Интерпретация результатов социометрического теста осуществлялась на основании подсчитанного количества общих и взаимных выборов. На основании полученных данных определялось статусное положение каждого из старших дошкольников в группе.Рис. 2. Результаты диагностики социометрического статуса старших дошкольников.В данной группе старших дошкольников на основании результатов социометрического теста «Секрет» Т.А. Репиной 9% старших дошкольников отнесены к статусу предпочитаемых. Принятыми являются 40,4% старших дошкольников, а непринятыми – 38,3%. К изолированным были отнесены 12,3% старших дошкольников.Корреляции.В таблице ниже представлен сравнительный анализ показателей общения старших дошкольников с разным социометрическим статусом.Таблица 1 Сравнительный анализ показателей общения со сверстниками старших дошкольников с разным социометрическим статусом.Примечание: ** - различия значимы на уровне р≤0,01, * - различия значимы на уровне р≤0,05.Далее представлены показатели общения со сверстниками старших дошкольников с разным социометрическим статусом.Рис. 3. Показатели общения со сверстниками старших дошкольников с разным социометрическим статусом.В ходе исследования была обнаружена достоверная тенденция возрастания показателей по шкалам «Продуктивность совместной деятельности» (S=480, p<0,05), «Умение договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать» (S=491,5, p<0,01), «Взаимный контроль по ходу выполнения деятельности» (S=499,5, p<0,01), «Взаимопомощь» (S=493, p<0,01), «Эмоциональное отношение к совместной деятельности» (S=559,5, p<0,001) и «Уровень коммуникации» (S=521,5, p<0,001) по мере повышения социометрического статуса ребенка.Таким образом, выдвинутая в исследовании гипотеза подтвердилась. В рамках нашей выборки мы смогли установить связь между коммуникативными навыками и социометрическим статусом старших дошкольников.Подводя итоги проделанной работы, мы можем подтвердить важность уровня коммуникативных навыков в формировании социометрического статуса ребенка в группе сверстников. Развитые коммуникативные способности способствуют установлению дружеских отношений и повышению социометрического статуса среди сверстников.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (86) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Ракова Е.А., Бурлакова И.А. СВЯЗЬ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ И СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ // Вестник науки №5 (86) том 2. С. 667 - 675. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/22911 (дата обращения: 20.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/22911



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.