'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (86) том 2
  4. Научная статья № 84

Просмотры  142 просмотров

Середенко Д.В., Дозморова Е.В.

  


ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ *

  


Аннотация:
в данной статье описаны итоги эксперимента, посвященного изучению элементов коммуникативных умений младших подростков с тяжелыми нарушениями речи и нормальным развитием. Экспериментальные данные, представленные в статье, позволяют проанализировать как количественные, так и качественные стороны эмоционального, когнитивного и поведенческого аспектов коммуникативной компетентности, а также их взаимосвязь с позитивным стилем общения среди подростков. Исходя из выявленных в ходе эксперимента тенденций, можно выстроить стратегию и методику коррекционно-развивающей деятельности, направленной на улучшение компонентов коммуникативной компетентности.   

Ключевые слова:
коммуникативные навыки, младшие подростки, развитие коммуникативных способностей   


Исследования показывают, что вопрос повышения коммуникативных умений у подростков остается недостаточно изученным, особенно в части системных подходов к развитию необходимых навыков. Психологи, среди которых, Л.С. Выготский, А.А. Бодалёв, В.М. Бехтерев, Э.Г. Волчков, Эльконин считают, что общение играет большую роль в развитии детской психики и личности в целом. Благодаря общению подростки учатся взаимодействовать с людьми, понимать точку зрения собеседника, проявлять эмпатию.Согласно Э. Г. Волчкову, общение – сложный процесс, заключающийся в установлении и развитии контактов между людьми и группами, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и эмпатию (понимание чувств и эмоций партнера). Вне общения невозможна человеческая деятельность [1].Основным регулятором социальной сферы жизни подростка является общение. У детей разные способности к общению. Низкие коммуникативные способности способствуют появлению конфликтов, чувств замкнутости и ненужности. Что впоследствии может привести к коммуникативной дезадаптации в обществе.Согласно Федеральным Государственным общеобразовательным стандартам необходимо развитие личности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, соответствующее требованиям общества, для осуществления возможности социальной адаптации и интеграции. Стандарт направлен на достижение психологического здоровья и эмоционального комфорта детей. Одной из наиболее значимых особенностей является формирование коммуникативных и поведенческих навыков в ходе общения со сверстниками [2].Исследования многих психологов подтверждают, что дети с ограниченными возможностями здоровья отстают от детей с нормальным развитием в эмоциональном, когнитивном и поведенческом аспектах коммуникативной компетентности. Данные компоненты первым выделил Я. Н. Коломенский, согласно которому классификация подготовки подростков к коммуникативному взаимодействию осуществляется через три основные сферы. Данные аспекты активно используется в настоящее время при анализе уровня развития коммуникативных навыков у детей с задержкой психического развития.Исследование направлено на анализ уровня коммуникативнойкомпетентности у подростков с ограниченными возможностями здоровья и подростков с нормальным психическим развитием.Цели:1. Подготовка диагностических материалов.2. Анализ коммуникативных способностей младших подростков с ограниченными возможностями здоровья.В рамках научной работы были задействованы две группы обучающихся: 10 учеников с ограниченными возможностями здоровья и 10 учеников с нормальным развитием. В ходе исследования каждый аспект коммуникативной компетентности подвергался индивидуальной оценке. Для достижения высокой точности и комплексного анализа полученных результатов был использован набор диагностических методик.Для изучения эмоционального поведения обучающихся была проведена оценка умения подростка настраивать и поддерживать позитивный контакт с собеседником и учитывать изменения в его поведении. По мнению Я.Л. Коломенского, эмоциональный компонент основывается на взаимной эмпатии между участниками диалога[3]. На данном этапе исследования были применены следующие методики: проектное интервью «Три желания» [4] Г.М. Бреслав и проективная методика «Неоконченные рассказы» Т. П. Гавриловой [5]. Полученные результаты исследования позволили сделать вывод о поведенческом компоненте обучающихся, о их способности понимать точку зрения собеседника, а также о способности к взаимопониманию, эмпатии. Поведенческий компонент показывает способность обучающегося к самообладанию, инициативности, умению сотрудничать с окружающими, налаживать контакты.Для изучения данных способностей обучающихся были применены следующие методики:- тест Ж. Пиаже (модифицированная версия Д. Флейвелла),- методика Ж. Пиаже на измерение моральной децентрации (модифицированная версия Л. Кольберга),- методика Л.А. Венгера «Лабиринт».В качестве изучения характера эмпатии (эгоцентрическая, гуманистическая) была применена проективная методика «Неоконченные рассказы» Т. П. Гавриловой [5]. Исследование показало, что младшие подростки с нормальным психическим развитием активно включались в работу и достаточно быстро справлялись с заданиями. Однако подростки с ограниченными возможностями здоровья проявляли меньше интереса к рассказам, слушали невнимательно, часто отвлекались.Результаты исследования показали, что эмпатия и эмоциональная отзывчивость у 50% обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и 20% у обучающихся с нормальным развитием находится на низком уровне.Средний уровень эмпатии выявлен у 50 % подростков с ограниченными возможностями здоровья и 50% у подростков с нормальным развитием.Данные качества проявляются на высоком уровне у 30% обучающихся с нормальным развитием, что говорит о их способности к пониманию эмоций других людей. Полученные результаты позволяют сделать вывод о наличии указанных выше качеств, однако не у всех подростков они ярко выражены.Что касается эмоциональной дистанцированности, то мы видим ее наличие у подростков с нормальным развитием, что указывает на способность данной группы обучающихся к высокому уровню социального взаимодействия. У младших подростков с ограниченными возможностями здоровья эмоциональная децентрация и социальное взаимодействие находятся на низком уровне.На выявление способности у подростков учитывать позицию других людей, отличной от собственной, был применен тест Ж. Пиаже (модифицированная версия Д. Флейвелла).В ходе исследования обучающиеся с нормальным развитием внимательно выслушали задание и достаточно легко с ним справились. Часть обучающихся с ограниченными возможностями здоровья несколько раз переспрашивали, не могли определиться с цветами карандашей, необходимых для раскрашивания рисунка, спорили, не могли найти общий язык.Исследование показало, что у 50% подростков с ограниченными возможностями здоровья и 20% с нормальным развитием отсутствует понимание наличия иных точек зрения, суждений, взглядов. У 50% обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и 30% обучающихся с нормальным уровнем наблюдается понимание того, что есть иные точки зрения. Однако эти обучающиеся не понимают и не принимают другие точки зрения. Лишь у 50% обучающихся с нормальным развитием наблюдается понимание и принятие иных точек зрения, отличных от собственных.Изучение ориентации учеников на просоциальное поведение (в соответствии с теориями Ж. Пиаже и Л. Кольберга) приводит к выводу о том, что ученики с ограниченными возможностями здоровья демонстрируют недостаточное понимание просоциального поведения (низкий и средний уровни). У 65% обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и у 40% обучающихся с нормальным развитием наблюдается средний уровень просоциального поведения. Низкий уровень просоциального поведения наблюдается у 25% подростков с ограниченными возможностями здоровья и 10% подростков с нормальным развитием.Для исследования понимания моральных норм была применена методика Ж. Пиаже. Согласно методике, обучающиеся прослушали рассказы, ответили на вопросы учителя. В результате полученные ответы были соотнесены со следующими критериями:-«указание на власть и авторитет»-«инструментальный обмен»-«межличностная конформность»-«норма, как правило».25% обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и 10% обучающихся с нормальным уровнем развития склонны к первому показателю. Они считают, что если не выполнить указание мамы (вымыть посуду, убрать мусор и т.д.), то «мама / папа накажет».50% обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и 20% обучающихся с нормальным уровнем психического развития считают, что если они не выполнят задание от мамы, то им «не дадут карманные деньги, не разрешат поиграть за компьютером и т.д.», что соответствует второму показателю.12,5% обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и 20% обучающихся с нормальным уровнем развития относятся к показателю «межличностная конформность». Данный показатель означает, что обучающиеся выполнят поручение мамы, так как она может обидеться в случае его не выполнения и больше не будет просить.12,5% обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и 50% обучающихся с нормальным уровнем психического развития относятся к показателю «норма, как правило», то есть, они выполнят задание мамы, потому что нужно помогать, это нормально в семье.Анализ способности обучающихся решать моральные дилеммы показал, что 40% обучающихся с нормальным развитием способны к взаимопомощи (высокий уровень).Средний уровень наблюдается у 37,5% детей с ограниченными возможностями здоровья и у 40% детей с нормальным развитием, что указывает на отсутствие ориентации на социальные нормы.Отсутствует понимание моральных ценностей у 20% обучающихся с нормальным развитием и 62,5% у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.Для исследования поведенческих точек зрения была использована методика Л.А. Венгера «Лабиринт». [6].Подростки с нормальным развитием быстро справились с поставленными задачами, проявили взаимопонимание и взаимопомощь. Однако обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья справлялись со значительными трудностями, допустили множество ошибок, не могли наладить контакт с обучающимися.Полученные результаты подтвердили, что обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья испытывают значительные трудности в общении, им сложно находить общий язык как с ровесниками, так и со взрослыми. В подростковом периоде им особенно тяжело наладить коммуникации, так как сам период достаточно сложный. Данной категории обучающихся необходимо оказывать больше внимания, так как обучающимся с нормальным развитием достаточно легко установить контакт с окружающими людьми.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (86) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Середенко Д.В., Дозморова Е.В. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ // Вестник науки №5 (86) том 2. С. 676 - 683. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/22912 (дата обращения: 20.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/22912



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.