'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (86) том 2
  4. Научная статья № 87

Просмотры  140 просмотров

Сафарова С.Д.

  


ФИЛОСОФСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ ИБН РУШДА *

  


Аннотация:
Ибн Рушд, известный в Европе как Аверроэс, — арабский философ перипатетиков, а также был известен как знаток калама, который прославив своё имя в истории философии в качестве великого толкователя наследия Аристотеля. Ибн Рушд обосновывал превосходство разума над верой и доказывал право богословов заниматься, философскими проблемами его книги были переведены на многие языки, в особенности, на латынь и иврит.   

Ключевые слова:
толкователь, мыслитель, философ, комментарии, аверроистов, греческий, мусульманский   


Ибн Рушд принадлежал к числу философов-перипатетиков, а также был известен как знаток калама, кадий, факих и врач. Он родился в 520л.х./1136 г. В столице Андалусии Кордове в семье мусульманского учёного арабского рода. Как известно Ибн Рушд обучался философии у Ибн Баджи, что не вполне соответствует исторической действительности, потому что Ибн Рушду было всего лишь двенадцать лет, когда Ибн Боджа умер. Вероятное всего, он проходил обучение в рамках интеллектуальной школы Ибн Боджи и под руководством его учеников.В 548 г.л.х./1153 г. Ибн Рушд отправился в Марракеш по приглашению Абд ал-Мумина (эмира Альмохадов, бывшего преемников Ибн Тумарата), он оказался ещё больше приближен ко двору. Ибни Туфайл, который был личным врачом Абу Йакуба, представил ему Ибн Рушда. Питавший любовь к науке и благоволивший греческой философии Абу Йакуб попросил Ибн Рушда написать краткое изложение философии Аристотеля.Мыслитель после некоторых раздумий Ибн Рушд принял эту просьбу и выполнил её наилучшим образом, прославив своё имя в истории философии в качестве великого толкователя (thegreatcommentator) наследия Аристотеля, который представил в трудах Ибн Рушда столь великим и значимым мыслителем.После смерти Абу Йакуба в период правления его сына Абу Йусуфа ал- Мансура Ибн Рушдсначала получил весьма высокопоставленный пост, однако благоволение султанов всегда было недолгим, ещё более быстротечным, чем наслаждение человека вовсе, а потому судьба вскоре от него отвернулась, и Ибн Рушд был лишён всех своих должностей, обвинён в неверии на судебном заседании в присутствии крупнейших факихов, после чего был сослан в местность Аль-Йусанна (Лусена), населённую евреями. Этот случай получил известность как «опала Ибн Рушда». Что касается причин опалы Ибн Рушда, то на это указывают многие факторы. Среди которых, как нам представляется, помимо доносов и клеветы придворных в его адрес, также имело место недовольство противников философии, в особенности, факихов, которые оказали давление на власти. Кроме того, этот период был сопряжён с самыми разными конфликтами, смутами и войнами, когда с севера в страну вторглись христиане – крестоносцы [1, с.143].В такой ситуации Абу Йусуф очень нуждался в поддержке и одобрении со стороны факихов. Разумеется, эти репрессии коснулись далеко не только Ибн Рушда, в месте с которым были сосланы также несколько друзей и учеников. Место его ссылки, а именно еврейский городок Аль-Йусанна, не только усугубляло всю тяжесть его положения, но и было интересно тем, что евреи занимались философией и переводами.В еврейском городке Аль-Йусанна Ибн Рушд пользовался уважением и сумел таким образом оказать сильнейшее влияние на величайшего иудейского богослова Моисея Маймонида (Масуб. Маймуна). После своей опалы, обвинённый в неверии и безбожии, Ибн Рушд, почти все книги которого были сожжены, прожил не долго. Хотя Абу Йусуфа вернул его в Марракеш и поставил его во всех должностях, Ибн Рушд остался подавленным и грустным, пока не умер. Известно, что он был очень скромным и никогда не оставлял своих научных занятий, за исключением двух случаев – смерти его отца и дня своего бракосочетания [2, с.205].Благодаря своей эрудиции в различных отраслях знания Ибн Рушд написал множество сочинений и трудов по самым разным наукам. Он написал комментарии к трудам многих греческих и мусульманских философов, таких как Платон, Аристотель, Порфирий, Александр Афродисийский, Николай Дамаскин, Птолемей, Гален, Ал-Фараби, Ибн Сина и Ал-Газали.Ибн Рушд написал комментарий к трудам Аристотеля, который включает три уровня, толкования: первый уровень - общее толкование для учеников начальных уровня подготовки, второй уровень – полу сокращённое толкование для учеников среднего уровня подготовки, третий уровень - расширенное толкование. В котором он, подобно толкователям Корана, приводит фрагменты из текстов Аристотеля, а затем пишет толкование к ним и извлекает из них все логические следствия.Ибн Рушду принадлежит переложение в сокращенном виде многих трудов Аристотеля, в том числе «Свода физики и метафизики», часть книги «О животных», «Логики», «Доказательства», «Объяснения предмета книги Физика», «О разуме и разумном», «Возникновение и уничтожение», «О душе». Мыслитель написал несколько важных трудов по диалектике, наиболее известным из которых является «Опровержение опровержения», написанный целю опровержения «Непоследовательности философов» [3, с.155].Ибн Рушд считал, что Ал-Газали так и не понял того. Что имел в виду «Первый учитель» (Аристотеля), потому что заимствовал все философские идеи из трудов Ал- Фараби и Ибн Сины, которые не имели возможности хорошо изучить философию по причине не достаточного образования. Он упрекает Ибн Сину и Ал-Фараби в том, что они вышли за рамки Аристотелевского философского метода, в котором доказательство строится на надёжных посылках, обладающих несомненностью, и опирались на общепринятые и расхожие посылки, ошибочные и спорные аргументы, а потому сами дали повод Ал - Газали оспорить их выводы. Например, Ибн Рушд считает спорным следующую аргументацию: использование аналогии между скрытым (Бог) наблюдаемым (устройство человека) в доказательстве бытия Бога.В нескольких вопросах он имел разногласия с остальными философами и предлагал новые взгляды и истолкования, например, в вопросе вечности мира, знания Бога о персоналиях, телесного воскрешения, доводов в пользу бытия Бога и оснований причинности. Однако как нам, кажется, несмотря на утверждения самого Ибн Рушда, в философских вопросах уму всё же не удалось выйти на более высокий уровень, чем Ибн Сине. Поэтому он так и не смог предстать народу с Ибн Синой в роли выдающегося и самостоятельного философа. Идей Ибн Рушда более известны и пользуется большей популярности в странах Магриба, нежели в восточной части исламского мира. Поскольку Ибн Рушд был не только толкователем Аристотеля, но и философом, обладающим собственным стилем и школой, ещё одной причиной забвения послужил его авторский стиль, который был точным, но сложным и трудным для восприятия.Другой причиной забвения, которому был предан Ибни Рушд, была постигшая его опала, когда его обвинили в неверии и безбожии и сожгли все его труды. Фактический, Ибни Рушд и аверроистов можно считать пионерами перехода к Новому времени [1, с.154].В период европейской схоластики, когда труды Ибн Рушда были переведены на латынь и иврит. Аверроисты выдвигали идею двойной или двойственной истинны (одна истина принадлежала философии, а другая – теологии и религии), заложив основы перехода от Средневековья к Новому времени. К вопросам, волновавшим философа, также относилась проблема характера связи между религией и разумом. Это проблема давно привлекала к себе внимание религиозных мыслителей, а в условиях того времени, в котором жил Ибни Рушд, и в связи с влиянием книги «Непоследовательность философов» Ал - Газали, а также появлением целого течения, направленного против греческой философии, ее важность ещё более возросла. Мыслитель и сам оказался жертвой этого течения, а потому, питая любовь к мыслителю, он с особой решимостью вязался в эту бойную и до конца отстаивал философию и честь философов.Именно этому была посвящена книга философа «Рассуждение, выносящее решение относительно связи между религией и философией». В этом отношении он имеет взгляды, которые подчас не согласуется со взглядами других исламских философов, таких как, Ибн Сина [4, с.240].Таким образом, изучение и преподавание философии, а также занятия логикой представляют собой нечто необходимое и нужное. Именно поэтому Ибни Рушд и обратился к греческой философии и Аристотелю, ведь колыбелью философии была Греция, а потому следовало искать истины в ней. Ведь философия представляет собой продукт мысли людей, живших в различные эпохи, а не продукт размышлений какого – то одного человека.Ибни Рушд подчёркивал значение религии во всех сферах, даже в тех из них, над которыми разум был не властен, например, в сфере практической мудрости. К тому же, он считал философский разум и религию двумя взаимодополняющими частями одного целого. С его точки зрения, благодаря философии можно было понять скрытый смысл айатов Корана, а это весьма далеко от идеи двойственной истины.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (86) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Сафарова С.Д. ФИЛОСОФСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ ИБН РУШДА // Вестник науки №5 (86) том 2. С. 716 - 721. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/22915 (дата обращения: 20.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/22915



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.