'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (20) том 4
  4. Научная статья № 10

Просмотры  172 просмотров

Шумов М.В.

  


АУДИОВИЗУАЛЬНЫЙ КОНТРАПУНКТ И ЕГО ВИДЫ (НА ПРИМЕРЕ ФИЛЬМА «ПЕС БАРБОС И НЕОБЫЧНЫЙ КРОСС», РЕЖ. Л. ГАЙДАЙ, 1961 Г.) *

  


Аннотация:
в статье рассматривается понятие «аудиовизуальный контрапункт», выделяются его виды, рассматриваются их значения на примере фильма «Пес Барбос и необычный кросс»   

Ключевые слова:
Аудиовизуальный контрапункт, музыкальный контрапункт, шумовой контрапункт   


Незаменимыми красками кинокомедий Леонида Гайдая являются аудиовизуальные контрапункты. Их способность воздействовать на зрителя с максимальной силой, а также содействовать неожиданным перевоплощениям делают их роль в кино неоценимой. В качестве примера рассмотрим фильм 1961 года «Пес Барбос и необычный кросс». Фильм насыщен разнообразными средствами звуковой выразительности, исключающими речь, а все экранное повествование сопровождается многочисленными аудиовизуальными контрапунктами. Контрапункт — (нем. Kontrapunkt, от латинского punctus contra punctum, буквально точка против точки) в музыке одновременное сочетание двух и более самостоятельных мелодий в разных голосах. В самом определении звучит поправка, что оно относится к музыкальным искусствам. В аудиовизуальных же искусствах под контрапунктом понимается контрастное сочетание музыки и действия, т.е. разновидность видеоматериала, в котором изображение и звук не соответствуют одной временно-пространственной ситуации. Противопоставлять изображению в кино могут несколько средств звуковой выразительности, а именно музыка и шумы. Тем самым, мы можем выделить несколько видов аудиовизуального контрапункта: 1) Музыкальный контрапункт – противопоставление музыки изображению. Данный контрапункт («точка против точки») определяется в кино как «музыка против изображения». Другими словами, музыка не соответствует атмосфере происходящего на экране. Но это лишь с первого взгляда. Разобравшись в значениях данного противопоставления, мы придем к выводу, что данная комбинация музыки и изображения создают абсолютно новые воздействия на зрителя, а соответственно и новый смысл происходящей ситуации. А значений у музыкального контрапункта может быть несколько. Во-первых, это авторское отношение к изображаемому. С помощью музыкального контрапункта мы можем определить, как же автор аудиовизуального произведения относится к происходящему на экране, к своим героям, к их поступкам. Так, в фильме «Пес Барбос и необычный кросс» неслучайно в эпизод побега от собаки автор включил веселую, эксцентричную мелодию, которая вместе с досадной ситуацией для браконьеров, с их падениями, гэгами и неудачными моментами заставляет нас смеяться над этими горе-рыбаловами. Вот этим сопоставлением веселой музыки и все-таки грустной картинки автор высмеивает своих персонажей, показывает весь сарказм ситуации, т.е. высказывает свое – авторское отношение к изображаемому. С другой стороны, в эпизоде взрыва автор использует лирическую мелодию, тем самым дав понять, что он все-таки жалеет свою троицу. Но через мгновения в финальном эпизоде изображению обгоревших, уставших, истерзанных персонажей противопоставляет веселую мелодию, ставя финальную жирную точку истории, обращая внимание на заложенную мораль и подчеркивая сатиричность произведения. Во-вторых, музыкальный контрапункт призван усиливать эмоциональный эффект от экранной ситуации. Так, в фильме в том же эпизоде погони комбинация «веселая музыка + грустная картинка» создает сильный комедийный эффект от происходящего. Согласимся, без контрастирующей музыки подобного эффекта достичь бы не удалось, и сама идейно-тематическая направленность ситуации носила бы другой характер. 2) Шумовой контрапункт – противопоставление шумов изображению. Несоответствие шумов экранному повествованию может вызвать или усилить как комедийный, так и драматический эффект ситуации. С помощью контрастирующих шумом передаются чувства и настроения людей. Шумы обычно носят пространственный дисбаланс с видеоизображением. Так, смех Бывалого в фильме сымитирован музыкальным инструментом для предания комичности эпизода, а также не только его, но и авторской насмешки над компаньонами. Прыжки через препятствия также озвучены не имеющим отношения к реальности шумами. Причем, иллюстрация прыжков троицы соответствует высокой тональности шумов, т.е. достигается комический эффект, а прыжки собаки с динамитом озвучены низкой шумовой тональностью, тем самым угрожающе воздействуя на персонажей носят сатирический эффект. Громкое шипение, подобное змее, представляющей опасность, шум горящего динамита, преследовавшего рыбаков в фильме тоже может обозначать шумовой контрапункт и носить комедийный сатирический эффект. Аудиовизуальные контрапункты играю большую роль в кино. Грамотное использование контрапункта поможет зрителю понять не только атмосферу определенного эпизода, но и идейно-тематическую направленность всего фильма. Музыка неминуемо привносит в изобразительный ряд совершенно особые качества, рождает новые ассоциативные впечатления, создает иное драматургическое содержание материала.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (20) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Шумов М.В. АУДИОВИЗУАЛЬНЫЙ КОНТРАПУНКТ И ЕГО ВИДЫ (НА ПРИМЕРЕ ФИЛЬМА «ПЕС БАРБОС И НЕОБЫЧНЫЙ КРОСС», РЕЖ. Л. ГАЙДАЙ, 1961 Г.) // Вестник науки №11 (20) том 4. С. 60 - 62. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/2293 (дата обращения: 28.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/2293



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.