'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (20) том 4
  4. Научная статья № 11

Просмотры  99 просмотров

Шумов М.В.

  


CУБЪЕКТИВНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА КАК ФУНКЦИЯ СРЕДСТВА ЗВУКОВОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ *

  


Аннотация:
в статье рассматривается тишина как средство звуковой выразительности, а также выделяются функции тишины в кино. Подробно на примерах рассматривается символика и образность тишины   

Ключевые слова:
Средства звуковой выразительности, функции тишины, тишина, символика и образность тишины   


«Тишина – отсутствие каких-либо звуков, то есть акустических раздражителей органа слуха человека» [1, с. 115]. Ошибочно считать, что тишина – это полное отсутствие всех звуков в звукозрительной фразе. Авторами произведения сознательно отсекаются лишь самые главные звуки – те, отсутствие которых будет создавать сильнейшее эмоциональное воздействие на эпизод. Тишина – это пространство, в котором не отсутствуют звуковые элементы, а наоборот присутствуют, но мы их по задумке автора не слышим. Именно поэтому, при просмотре фильма нам легко считать эмоциональный настрой эпизода. Тишиной в эпизоде режиссер как бы ставить тире между двумя кадрами для осмысления идеи истории. И вот задача этого «тире» не разрушить архитектоническое построение истории, а, наоборот, связать создавая зачастую более сильную эмоциональную атмосферу чем другие средства звуковой выразительности – речь, музыка, шумы. Тишина, взаимодействуя со многими звуковыми элементами эпизода обладает многочисленными выразительными функциями Из всего ряда функций выделим три по мнению автора наиболее важные. 1. Атмосферность тишины; 2. Символика и образность тишины; 3. Субъективное восприятие окружающего мира. В данной статье рассмотрим тишину как субъективное восприятие окружающего мира. В некоторых обстоятельствах случается так, что по своей воли либо неосознанно человек абстрагируется от окружающего него мира, переставая воспринимать звуковую информацию. Например, в фильме «Страна глухих» главная героиня в следствии шока полностью перестает слышать, т.е. мир для нее открывается в новом искаженном варианте. Искаженном для нас, зрителей, которые воспринимают звуковою информацию, а для нее субъективным, открывающим новые порталы для получения информации. Или в фильме «Мы из будущего» главный герой в сцене гибели санитарки сознательно абстрагируется от звуков войны и тиканья часов, чтобы не слышать приближающуюся гибель его возлюбленной. Он зажимает часы рукой, которые ведут обратный отсчет смерти девушки. И вот тишина. Нет войны, нет отсчета, нет смерти. В фильме «Прогулка по старому городу» в тот момент, когда сидящая в классе девочка заинтересовалась происходящим за окном, она перестала слышать звучащие в классе упражнения на скрипке. Произошло это не осознанно, но вследствие этого девочка на некоторое время для себя стала познавать субъективную картину мира. Тишина представляет здесь не объективное состояние изображаемого мира, а выключение из сознания ребенка звуковых явлений, неинтересных для него в этот момент. В такой же функции, на сей раз с трагическим значением, выступает тишина в той сцене фильма о Сметане, где композитор теряет слух. Здесь тоже тишина представляет собой тишину, субъективно ощущаемую героем фильма. Другим примером того, как связанная c крайним испугом тишина, субъективно переживаемая героем, отмечает кульминационную точку, служит сцена из японского  фильма «Дети Хиросимы». Учитель возвращается через много лет в Хиросиму и вспоминает момент взрыва атомной бомбы. Тиканье часов, которое становится все громче и громче и как бы отмеряет последние секунды жизни, предшествует взрыву бомбы. Самый взрыв совершается в полной тишине, по экрану пробегает лишь яркая молния. Затем, все еще в тишине, мы видим испепеленный цветок, птиц, камнем падающих на землю, неподвижные, лишенные кожи лица людей, и только после этого раздается мощный хор полных ужаса человеческих голосов. Субъективное восприятие окружающего мира как художественный прием использования тишины дает возможность режиссеру разговаривать со зрителем на новом языке. Включая тишину в историю режиссер как бы вызывает зрителя на бой провоцируя его и заставляя испытывать сильные эмоции. 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (20) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Шумов М.В. CУБЪЕКТИВНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА КАК ФУНКЦИЯ СРЕДСТВА ЗВУКОВОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ // Вестник науки №11 (20) том 4. С. 63 - 65. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/2294 (дата обращения: 27.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/2294



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.