'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (86) том 2
  4. Научная статья № 138

Просмотры  384 просмотров

Демьянков К.Б.

  


САНИТАРНОЙ АВИАЦИИ РОССИИ — 100 ЛЕТ. ИСТОРИЯ, СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ *

  


Аннотация:
история санитарной авиации в России началась с 1925 года. По инициативе Российского Общества Красного креста и Красного полумесяца был создан специализированный санитарный самолёт К-3 (второе название — РОКК-1). Конструктором первой «воздушной санитарки» был Константин Алексеевич Калинин. С ростом возможностей отечественной авиационной промышленности расширялся и авиапарк санитарной авиации. Появились надёжные самолёты, а затем и вертолёты, позволяющие проводить авиамедицинскую эвакуацию из отдалённых районов нашей страны. Количество вылетов санитарной авиации и успешных медицинских эвакуаций растёт из года в год. Необходимость развития и расширения возможностей санитарной авиации в России продиктована не только обширной географией нашей страны, но и тем, что санитарная авиация способна в кратчайшие сроки обеспечить доставку пострадавшего от места происшествия к месту оказания необходимой медицинской помощи.   

Ключевые слова:
санитарная авиация, санитарный самолёт, авиамедицинская эвакуация   


14 мая 2025 года отмечается 100 лет санитарной авиации России.В 1925 году Российское Общество Красного креста и Красного полумесяца выступило с инициативой создания санитарной авиации в стране. В первые годы своего существования для выполнения санитарных рейсов использовались транспортные самолёты, не имевшие специального оснащения. В 1926 году был объявлен сбор средств для создания специализированного санитарного самолёта. Для этого в городах проводились «кружечные сборы» и объявлялись «недели обороны». Для дополнительной агитации в типографии Мосполиграфа была отпечатана соответствующая брошюра (рисунок 1).Рисунок 1. Агитационная брошюра Российского Общества Красного креста.URL: https://museum.redcross.ru/files/exhibits/2023/03/gallery-15-1.jpgРаботы по созданию самолёта начались в 1927 году. Конструктором нового самолёта был Константин Алексеевич Калинин. Работы велись авиационным конструкторским бюро, находившимся в Харькове. Большой вклад в решение многих задач внёс также инженер и летчик Алексей Николаевич Грацианский.Рисунок 2. Общий вид и схема самолёта К-3.URL: https://chwaul.narod.ru/Member/imeges/Kalini4.jpgМашина, имевшая при проектировании и испытаниях название К-3, после передачи в эксплуатации стала называться РОКК-1. Этот самолёт мог перевозить двух лежачих больных. Погрузка осуществлялась через специальный люк в левом борту самолёта. Через этот люк носилки помещались в самолет, а далее они протягивались в кабину, где фиксировались. Если не было носилок, то использовались четыре складных кресла для сидячих больных. Кресло врача находилось в задней части кабины (рисунки 2 и 3).30 октября 1927 года самолёт впервые поднялся в воздух. Воздушная «санитарка» эксплуатировалась до 1931 года.К сожалению, конструктор Константин Алексеевич Калинин ненамного пережил свой самолёт. 23 октября 1938 года он был расстрелян на волне репрессий, накрывших оборонную промышленность. Реабилитирован он был только в 1955 году.Рисунок 3. Конструктор К.А. Калинин на испытанияхпервого санитарного самолёта. Фото Airwar.ru.В 1928 году был построен уже новый самолёт К-4С (санитарный). Осенью того же года на III Международной авиационной выставке в Берлине этот самолёт был удостоен золотой медали.Построенные К-4С отличались исключительной надёжностью. В период советско-финской войны эти самолеты эвакуировали раненых с Карельского перешейка в Ленинград. Даже в условиях суровой зимы, когда температура опускалась до минус 45°С, они продолжали летать.Самолётов К-5 в санитарном исполнении было построено гораздо больше. Этот самолёт поднимал уже 4-х больных лежа и двух сидя.В 30-х годах для нужд санитарной авиации спроектировали и выпустили 16 самолётов Ш-2 (авиаконструктор Вадим Борисович Шавырин).Исполком Красного Креста получил в своё распоряжение эскадрильи санитарных самолетов типа К-5, С-1, самолетов-амфибий Ш-2 и санитарно-транспортных самолетов П-5 (Р-5). К 1933 году имелось 50 санитарных самолетов. За 1934-1936 гг. было сделано 492 рейса и перевезено 1 111 больных и пострадавших при несчастных случаях.В боевых условиях санитарная авиация впервые была применена в СССР во время пограничного конфликта с Японией у озера Хасан. В 1928 году группа раненых была эвакуирована на самолётах С-1 и гидросамолётах.В 1939 году несколько бомбардировщиков ТБ-3 и пассажирских самолётов ПС-84 были переоборудованы для выполнения санитарных рейсов. Из района боёв на Халхин-Голе они перевозили раненых для лечения в г. Читу.Во время войны с Финляндией для перевозки раненых использовались самолеты С-1, С-3, К-5, ПС-84 и некоторые другие. Перед Великой Отечественной войной мы имели санитарную авиацию, состоявшую главным образом из санитарных самолетов С-1 и С-2. Во время войны появились санитарные самолеты Ли-2, Ще-2 и По-2ШС. Почти вся гражданская авиация в годы войны переключилась на обслуживание Красной Армии. За годы Великой Отечественной войны наша санитарная авиация значительно выросла и окрепла. Санитарные рейсы часто совершались ночью и требовали высокого лётного и штурманского мастерства для нахождения места посадки, для приземления и взлета с плохо приспособленных площадок. На самолетах Р-5, С-4 и По-2 раненые размещались в грузовых или специальных санитарных кабинах, подвешенных под крылом или укрепленных на нижнем крыле. Посадка с такими подвесными кабинами всегда требовала особой осторожности [1].В конце 40-х годов парк санитарной авиации стал пополняться самолётами Ан-2. Модификация Ан-2С получалась путём дооборудования Ан-2Т шестью носилками на подвесных ремнях. Предусматривалось и два места для сопровождающих медработников. Незаменимым помощником медиков стал вертолёт Ми-2, появившийся в середине 1960-х годов.В 1937 году санитарная авиация была передана из ведения Наркомздава СССР в ведение Главного управления гражданского воздушного флота при Совнаркоме СССР, однако в 1963 году вновь выведена в состав Министерства здравоохранения. При многих больницах были созданы отделения экстренной и плановой консультативной помощи. Врачи этих отделений и составляли бригады санитарной авиации. К 1968 году в СССР насчитывалось 164 больницы, к которым были приписаны самолёты и вертолёты санитарной авиации.Основательная работа была проведена советской промышленностью по доработке и переоборудованию многих гражданских самолётов в санитарные в 60-е годы.Такая возможность и технические средства переоборудования были разработаны для самолётов ЯК-2, Ли-2, Ил-12Д, Ил-14Т, Ил-18ТС, АН-8, Ан-10, Ан-12, Ан-24, Ту-104, Ту-114, Ту-124, вертолётов Ми-1, Ми-4 и Ми-6.В 1970-е годы число вылетов санитарной авиации в целях оказания медицинской помощи и эвакуации составило боле 100 тысяч в год.В марте 1992 года при министерстве Гражданской авиации России был сформирован центральный аэромобильный спасательный отряд (ЦАМО). В тесном сотрудничестве с МЧС России этот отряд выполнял санитарные перевозки вплоть до 1994 года. В 1994 году МЧС приступило к формированию собственного парка воздушных судов, в том числе и санитарной авиации.В 2004 году в Москве был сформирован и в настоящее время функционирует Московский авиационный центр («МАЦ»), как одно из подразделений ГУ ГОЧС г. Москвы, которому принадлежит санитарная авиация в Москве. В его эксплуатации находятся вертолёты ВК117С-2, приспособленные для медицинской эвакуации. В Территориальном центре медицины катастроф Московской области имеется отдел санитарной авиации. В 2019 году на круглосуточное дежурство в Московской области заступили медицинские вертолёты «Ансат». В 2013 году в Санкт-Петербурге на базе вертолётного центра «Хели-драйв» создана служба санитарной авиации МЕДСПАС. Компания работает в формате частно-государственного партнёрства [2].В Российской Федерации существует единая система поиска и спасения терпящих или потерпевших бедствие воздушных судов всех видов авиации, их пассажиров и экипажей, поиска и эвакуации космонавтов и спускаемых космических объектов или их аппаратов с места посадки. В состав единой системы входят органы, службы, авиационные силы и средства поиска и спасания, находящиеся в постоянной готовности к поиску и оказанию экстренной медицинской помощи потерпевших бедствие воздушных судов всех видов авиации, их пассажиров и экипажей.Свой авиапарк санитарной авиации имеют также Министерство обороны и Росгвардия. Для выполнения санитарно-эвакуационных рейсов используются вертолёты КА-226, Ми-8, Ми-26 и некоторые транспортные самолёты.В 2016 году в рамках поручения президента Российской Федерации был утверждён проект «Развитие санитарной авиации». Он предусматривал развитие санитарной авиации в труднодоступных и отдалённых районах регионов Российской Федерации с целью повышения доступности оказания медицинской помощи проживающим в них гражданам.В конце 2017 года «Ростех» выдвинул инициативу о создании единого национального оператора санитарной авиации. Так появилась Национальная служба санитарной авиации (НССА), которая занимается оказанием воздушной медицинской помощи по единому стандарту в формате 24/7.В 2018-2021 годах государство определило НССА главным поставщиком услуг санитарной авиации в России. В этот период компания обслуживала порядка 40 регионов. Сейчас служба работает на территории 67 субъектов РФ и намерена дальше увеличивать парк авиатехники и своё представительство в регионах.В рамках нацпроекта «Здравоохранение» НССА выполнила более 40 тысяч медицинских эвакуаций. Её авиапарк – это 40 вертолётов «Ансат» и 38 Ми-8 в медицинской комплектации. Все вертолеты оснащены современным реанимационным оборудованием. В работе задействованы более 300 пилотов, 200 инженеров и 50 диспетчеров.В авиапарке НССА эксплуатируются отечественные вертолёты двух моделей: средние Ми-8 (в модификации АМТ или МТВ-1), а также «Ансаты» производства холдинга «Вертолёты России» государственной корпорации «Ростех». За медицинскую технику на борту отвечает тоже корпорация «Ростех», а основное оборудование произведено предприятиями Госкорпорации.За оказание скорой воздушной медпомощи в отдалённых, труднодоступных, горных районах отвечает Ми-8, один из самых надёжных вертолётов в мире. Эта машина может эвакуировать четырёх тяжёлых лежачих больных и до двадцати пациентов легкой и средней тяжести [3].Таким образом, основными транспортными средствами, обеспечивающими нужды санитарной авиации, в настоящее время являются вертолёты и самолёты.Однако научно-технический прогресс не стоит на месте. У нас в стране и за рубежом ведутся работы по конструированию перспективных летательных аппаратов, способных осуществлять санитарную эвакуацию в беспилотном режиме.В 2007 году в Израиле была сформулирована концепция MedUAV применения беспилотной платформы для эвакуации раненых и поражённых с поля боя и зоны ЧС. В рамках концепции был анонсирован проект медицинского БПЛА «MULE» вертолётного типа, принимающего на борт 4 раненых. Компания BAE Systems в 2024 году представила медицинскую версию тяжёлого беспилотного летательного аппарата (БПЛА) T-650 на оборонной выставке World Defense Show в Эр-Рияде. Квадрокоптер предназначен для эвакуации раненых с поля боя. В России анонсирован выпуск нового БПЛА, способного перевозить тяжёлые грузы.Пока что надёжного беспилотного транспортного средства ещё нигде не создано. Но когда-нибудь это произойдёт, так как перспективные возможности беспилотных летательных аппаратов весьма востребованы. Необходимость развития и расширения возможностей санитарной авиации в России продиктована не только обширной географией нашей страны, но также и тем, что санитарная авиация способна в кратчайшие сроки обеспечить доставку пострадавшего от места происшествия к месту оказания необходимой медицинской помощи.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (86) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Демьянков К.Б. САНИТАРНОЙ АВИАЦИИ РОССИИ — 100 ЛЕТ. ИСТОРИЯ, СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ // Вестник науки №5 (86) том 2. С. 1126 - 1135. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/22966 (дата обращения: 20.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/22966



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.