'
Попова А.Н.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ДОКУМЕНТАЦИЕЙ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И США *
Аннотация:
в работе проанализированы зарубежные модели организации документооборота. Представлено описание распространенных западных методик. На основе контекстуального анализа выявлена наиболее эффективная модель, которая отвечает современным требованиям корпоративной культуры.
Ключевые слова:
управление документацией, архивное дело, методические основы, Западная Европа, США
В 2002 г. во время конференции в рамках международного форума по управлению базой данных в эпоху начала развития электронного документооборота, организованной Международным трастом управления документами В Йоханнесбурге (Южная Африка) представители различных государств-членов Содружества наций определили ключевые проблемы в рамках глобального развития архивных систем и в управлении документооборотом.Одним из обсуждавшихся вопросов была фундаментальная важность образования и профессиональной подготовки специалистов по документоведению для решения проблем управления, как в государственном, так и в частном секторе. Кроме того, основной повесткой дня на форуме стал вопрос соотношения теоретической базы знаний о документоведении с практической деятельностью.Американские архивисты и специалисты по делопроизводству издавна ориентировались на европейские стандарты и разработки. Однако, Уильям Орр в 1981 г. в своей работе ссылался на застой в научной среде стран Европы. По мнению американского исследователя, представители научной европейской диаспоры могли бы предложить «свежий взгляд» на развитие делопроизводства [6, c. 27]. Несмотря на богатую историю развития делопроизводства в европейских странах, на тот момент не существовало единой методики организации документооборота. Существовало всего четыре модели ведения делопроизводства и архивоведения, использование которых варьировалось в зависимости от страны и региона применения.Одной из моделей является итальяно-испанская, для которой характерна проблематика разделения функциональной составляющей профессии архивиста и библиотекаря-документалиста. Культурно-исторические события послужили предпосылками для распространения данной модели в странах Латинской Америки.Вторая модель обучения архивному делу и делопроизводству присуща таким странам Западной Европы, как Франция, Германия и Нидерланды. Майкл Кук отмечает, что учебные заведения этой традиции являются либо автономными институтами, либо прикреплены к архивным службам, которые курируют выпускников [1, c. 78]. Качество подготовки молодых специалистов, как правило, объясняется профессиональным педагогическим составом исторической кафедры того или иного университета. Соответственно в зависимости от уровня образования в высшем учреждении архивисты или документоведы могут иметь разную квалификацию и разную степень подготовки. Несмотря на это американский публицист Уильям Орр относит французскую модель делопроизводства к одной из тоталитарных и жестких в мире. Так называемый «преувеличенный историзм» является определяющим фактором организации деятельности работы с документацией [6, c. 31].В Германии и Нидерландах наблюдается двухуровневая система: теория и практика существуют отдельно друг от друга. Архивисты и документоведы сначала должны приобрести знания, а затем научиться применять их на практике. Подобная модель открывает широкий спектр возможностей для достижения своего рода автономии и профессиональной уверенности благодаря тому, что образования и переподготовка осуществляются независимо от университета.Примером третьей модели архивного дела и документоведения выступает Великобритания, для которой характерно внедрение программ повышения квалификации для сотрудников, как национальных архивов, так и крупных учреждений. Недостатком модели Туманного Альбиона может служить отсутствие проработанной методики в системе высшего образования для подготовки архивистов и делопроизводителей [7, c. 37].По словам исследователя Ричарда Кокса в системе образования США и Канады существует чёткое разделение между специальностью архивариуса и делопроизводителя. Соответственно для подготовки одних предусмотрено комплексное обучение на основе методологии архивного дела, а для других – относительно непродолжительный курс обучения с посещением определённого количества семинаров [2]. В США с самого зарождения профессиональных дискуссий об архивном образовании и стратегиях профессиональной подготовки доминировала прагматическая школа мышления. Наглядным примером является доклад комитета по образованию Общества американских архивистов. В 1970-х гг. архивисты заявляли о том, что представители комитета твёрдо убеждены в недостаточной степени изученности архивной дисциплины как таковой [5, c. 209-210].В основе прагматической школы лежит мысль о том, что хорошими архивистами не становятся, а рождаются, и в силу меняющейся природы дисциплины документоведения образование должно стать непрерывным процессом, длящимся всю жизнь, вместо разовой образовательной программы [4, c. 297-303].На стыке 70-80-х гг. подобные опасения были понятны и вполне обоснованы. Отсутствие понимания того, какую роль могли бы сыграть теория и методологическое обучение в процессе реформирования архивного дела, могло быть вызвано конечно незнанием того, что такая методика существует.Теоретики и методисты США на протяжении долгого времени вступали в диспуты относительно прагматической школы документоведения и превозносили идею «Европейской мечты», которую они стремились распространить не только в США, но и в Канаде. Подтверждением данной теории могут служить работы исследователя Терри Иствуда. Любой профессионал своего дела продумывает стратегию решения проблем на основе сформированного мышления. По словам канадского историка, невозможно развить практические навыки, если не закладывать в них основы мышления [3, c. 458- 466]. Сам процесс образования представляет собой процесс мышления, а не непосредственное формирование навыков. Соответственно человек, который не может самостоятельно разобраться в истоках проблемы, не сможет приобрести навыки.Бытует мнение о том, что необходимо различать способы получения знаний и навыков. Так, выделяют три направления: профессиональное образование, профессиональная подготовка и непрерывное образование. Образование формирует профессиональный склад ума и побуждает интеллект обучающихся видеть все идеи, лежащие в основе их ремесла, и участвовать в их развитии. Подготовка напротив же направлена на то, чтобы помочь направить интеллектуальные способности обучающегося в то или иное русло. Непрерывное образование опирается на совокупность знаний, передаваемых в ходе получения профессионального образования и прохождения подготовки, только при этом в процессе непрерывного образования формируются новые знания и формируются новые навыки.Таким образом, на основе вышеизложенного можно сделать следующие выводы. В Северной Америке (США и Канада) менеджеры по работе с документами и архивисты считают себя представителями двух совершенно разных, но относительно связанных профессий (Кокс, 2004). В США Ассоциация менеджеров и администраторов по работе с документами (АRМА) имеет в своем составе более 10 000 документоведов, а Общество американских архивистов (SAA) насчитывает в своих рядах более 3500 архивистов и сотрудничает более чем с 500 архивными учреждениями. В Канаде у ARMA есть региональные отделения для специалистов по управлению документами, а для архивистов предусмотрена Ассоциация Канадских архивистов и Канадский совет по архивам [2, c. 1-14]. По большей части, эти ассоциации определяют программу образования и профессиональной подготовки на всё северном континенте.
Номер журнала Вестник науки №5 (86) том 2
Ссылка для цитирования:
Попова А.Н. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ДОКУМЕНТАЦИЕЙ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И США // Вестник науки №5 (86) том 2. С. 1212 - 1217. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/22978 (дата обращения: 20.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*