'
Вербицкая Ю.Н.
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ ВЕТЕРИНАРНОГО КОНТРОЛЯ ТОВАРОВ, ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ *
Аннотация:
статья посвящена анализу системы ветеринарного контроля на таможенной границе ЕАЭС, осуществляемого таможенными органами. Также определены проблемы, возникающие при проведении ветеринарного контроля таможенными органами и предложены пути их решения.
Ключевые слова:
ветеринарный контроль, таможенные органы, система управления рисками, проблемы возникающие при проведении ветеринарного контроля
DOI 10.24412/2712-8849-2025-586-85-90
Государственный контроль в международных пунктах пропуска таможенную границу ЕАЭС является важнейшим инструментом обеспечения безопасности государства. Его эффективная организация позволяет: защитить население от опасных товаров, обеспечить экономическую безопасность, соблюдать международные обязательства, создавать условия для безопасной международной торговли.Государственный контроль на пунктах пропуска через государственную границу осуществляется посредством:таможенного контроляфитосанитарного контроляветеринарного надзорасанитарно-эпидемиологического контроляВышеперечисленные виды государственного направлены на минимизацию потенциальных рисков и обеспечение безопасности территории Российской Федерации при осуществлении международной торговли сельскохозяйственной продукцией.Научно-практическая значимость исследования обусловлена необходимостью комплексного анализа особенностей осуществления таможенными органами ветеринарного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза.Актуальность исследования определяется следующими факторами:Увеличение рисков трансграничного распространения опасных заболеваний животных.Необходимость совершенствования механизмов ветеринарного контроля.Потребность в выявлении проблемных аспектов в деятельности таможенных органов.Важность разработки эффективных мер по оптимизации контрольных процедур.Цель исследования заключается в проведении системного анализа особенностей осуществления таможенными органами ветеринарного контроля и выявлении существующих проблем в данной сфере с последующей разработкой рекомендаций по их устранению.Информационной базой исследования были нормативные правовые источники в сфере таможенного дела [1, 2], научные труды [3, 4, 5, 6], данные статистических изданий, и другие источники.Ветеринарный контроль (ветеринарный надзор) представляет собой регламентированную деятельность уполномоченных государственных органов в сфере ветеринарии, направленную на обеспечение биологической безопасности территории Российской Федерации. Основная цель ветеринарного контроля заключается в предотвращении: трансграничного проникновения патогенных микроорганизмов - возбудителей опасных заболеваний животных, распространения зоонозных заболеваний (общих для животных и человека) , ввоза продукции, не соответствующей установленным ветеринарно-санитарным требованиям [3].При ввозе на территорию ЕАЭС животных или продукции животноводства, соответствующий орган, ведущий свою деятельность в сфере ветеринарии, производит соответствующий контроль над соблюдением требований, непосредственным образом предусмотренных ветеринарным надзором [4].Ветеринарный контроль в компетенции таможенных органов находится в документальном виде. При необходимости фактическим ветеринарным контролем занимаются органы Россельхознадзор.При ввозе на таможенную территорию ЕАЭС товаров, подлежащих ветеринарному контролю, уполномоченное должностное лицо таможенного органа принимает от перевозчика документы и удостоверяется в их соответствии транспортным (перевозочным) и (или) коммерческим документам (рис. 1.).Рис.1. Документы, которые уполномоченное должностное лицо таможенного органа принимает от перевозчика, при осуществлении ветеринарного контроляНесмотря на то, что таможенные органы осуществляют ветеринарный контроль исключительно в документальной форме, процесс его реализации в пунктах пропуска характеризуется рядом существенных особенностей и проблемных аспектов.Проблемные аспекты функционирования пунктов пропуска включают:Ограниченную пропускную способность специализированных пунктов.Формирование транспортных заторов при осуществлении контроля.Отсутствия единой системы управления рисками для всех видов государственного контроля в пунктах пропуска. Сегодня санитарно-карантинные, карантинно-фитосанитарные, ветеринарные и таможенные риски выявляются отдельно. С нашей точки зрения целесообразно было бы совершенствование системы управления рисками с учетом всех видов государственного контроля проводимого в пунктах пропуска при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу [6].Пути оптимизации работы пунктов пропуска предполагают внедрение системы предварительного информирования с использованием механизма “обратной связи”:Создание информационной системы мониторинга загруженности пунктов пропускаРазработка алгоритма рекомендаций для перевозчиков по выбору наименее загруженных пунктов пропускаВнедрение автоматизированной системы распределения транспортных потоковФормирование базы данных по пропускной способности каждого пункта пропускаПерспективные направления совершенствования включают:Модернизацию существующей инфраструктуры пунктов пропускаПовышение технической оснащенности контрольных пунктовРазвитие информационных технологий для оптимизации потоков транспортных средствВнедрение системы прогнозирования загруженности пунктов пропускаРеализация предложенных мер позволит повысить эффективность ветеринарного контроля и минимизировать временные затраты при пересечении государственной границы.Таким образом, в настоящее время система ветеринарного контроля в пунктах пропуска через государственную границу характеризуется наличием вышеопределенных проблем. Своевременное и эффективное решение которых критически важно для обеспечения результативности ветеринарного контроля, защиты жизни и здоровья людей, безопасности животных и сохранения окружающей среды.
Номер журнала Вестник науки №5 (86) том 3
Ссылка для цитирования:
Вербицкая Ю.Н. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ ВЕТЕРИНАРНОГО КОНТРОЛЯ ТОВАРОВ, ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ // Вестник науки №5 (86) том 3. С. 85 - 90. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/22992 (дата обращения: 08.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*