'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (86) том 3
  4. Научная статья № 9

Просмотры  122 просмотров

Калдышов В.В.

  


НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ *

  


Аннотация:
налоговое регулирование на сегодняшний день является одним из главных инструментов достижения целей государственной социальной поддержки. Рассматривается взаимосвязь между налоговой и социальной политикой в рамках социальной поддержки населения. Приведены актуальные инструменты налоговой политики, применяющиеся государством в целях удовлетворения социально-экономических потребностей населения.   

Ключевые слова:
налоговая политика, социальная политика, дифференциация доходов, государственная социальная поддержка, налоговые льготы   


Социальная поддержка является ключевым направлением социальной политики в России в целях обеспечения достойного уровня жизни каждого гражданина России. На сегодняшний день в России законодательно определение социальной поддержки ещё не предусмотрено. Однако, Большая российская энциклопедия интерпретирует термин социальной поддержки населения следующим образом: «Система мер, направленная на обеспечение социальных гарантий индивидам и группам лиц, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами» [1]. Социальная поддержка может выражаться как в форме выплат, так и форме льгот, в том числе налоговых. Согласно Федеральному закону от 17.07.1999 №178 «О государственной социальной помощи», группы адресантов социальной поддержки объединяются в единую укрупнённую группу лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, то есть, в обстоятельствах, которые человек не в состоянии самостоятельно преодолеть, что обуславливает необходимость вмешательства со стороны государства [2].В статье 407 НК РФ подробно перечислен перечень получателей налоговых льгот, который включает в себя группу лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации [3]. В кодексе группы адресантов налоговых льгот в целом схожи с адресантами социальной помощи, определяющимися в ФЗ №178.На основании статьи 78 НК РФ предусматриваются различные виды социальных налоговых вычетов для всех граждан, в том числе для лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации. В статье 217 НК РФ закреплено, что любые доходы в форме социальной защиты не облагаются налогом. Исходя из ФЗ №178 от 17.07.1999, НК РФ и определения БРЭ социальной поддержки, на рисунке 1 составим схему взаимосвязи инструментов налоговой и социальной политики в рамках социальной поддержки населения.Рис. 1. Взаимодействие инструментов налоговой и социальной политики в рамках социальной поддержки населения.Опираясь на рисунок 1, можно отметить, что государственная социальная поддержка населения находится в ведении как социальной, так и налоговой политики.Одной из главных задач социальной поддержки в рамках социальной политики является поддержание социального равновесия в обществе путём справедливого перераспределения доходов. Справедливое перераспределение доходов позволяет положительно влиять на уровень дифференциации доходов. Подобную задачу перед собой ставит налоговая политика в рамках общего экономического развития страны, т.к. главной функцией налогов является распределительная функция.Здесь важно отметить, что налоги являются ключевым источником пополнения федерального и региональных бюджетов. С федерального бюджета финансируются все национальные проекты и социальные программы, в рамках которых проводится социальная поддержка населения. Региональные бюджеты позволяют оказывать социальную поддержку в регионах путём дополнительных социальных выплат. На сегодняшний день в России главными инструментами перераспределения доходов являются различные виды налогов. Рассмотрим эти виды более подробно [4]:НДФЛ (налог на доходы физических лиц). Данный налог является главным налоговым инструментом снижения неравенства доходов, так как напрямую взымается из доходов населения. В особенности на уровень неравенства доходов влияет прогрессивная система налогообложения. Данная система практикуется в развитых странах, которые при этом чаще всего имеют низкий уровень дифференциации доходов. С 1 января 2025 года прогрессивная шкала налогообложения вернулась в Россию впервые с 2001 года, где ставки налога варьируются от 13% до 22% в зависимости от уровня доходов граждан. В России НДФЛ пополняет федеральный и региональные бюджеты в пропорции 85%/15% соответственно [5].НДС (налог на добавленную стоимость). НДС является одним из самых доходных налоговых статей в России. При общей ставке в 20%, НДС на социально-значимые товары (детские товары, лекарства, продовольствие, научная и образовательная литература) снижен до 10%. НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых). Данный налог позволяет перераспределить сверхдоходы нефтегазовых компаний между всем населением, в том числе социально-незащищёнными слоями. УСН (упрощённая система налогообложения). Данный налог оказывает существенную поддержку мелкому и среднему бизнесу, полностью или частично освобождая от уплаты НДС, налога на имущество, налога на прибыль. Однако, с 1 января 2025 года в целях дополнительного пополнения федерального бюджета для финансирования социальных программ для УСН были введены ставки НДС от 0% до 15%.Налог на прибыль организации. Крупный бизнес в России платит налог на прибыль (доходы-расходы). С 1 января 2025 года установлена пропорция федерального/регионального бюджета в размере 8%/15%. При этом, организации, оказывающие социальные услуги освобождаются от налога.Таким образом, налоговая политика и её инструменты являются неотъемлемой частью государственной социальной поддержки населения. Так как, во-первых, налоги являются источником формирования социальной поддержки, а во-вторых, налоговая политика напрямую, путём льготирования или освобождения от уплаты налогов, содействует социально-экономическим интересам населения. В связи с этим, при проработке задач социальной поддержки, необходимо учитывать состояние нынешнего налогового механизма. При наличии эффективной налоговой системы в стране, необходима её постепенная интеграция в социальную политику. В совокупности данные мероприятия позволят достигнуть желаемых целей по улучшению качества жизни населения.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (86) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Калдышов В.В. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ // Вестник науки №5 (86) том 3. С. 121 - 125. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/22997 (дата обращения: 09.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/22997



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.