'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (86) том 3
  4. Научная статья № 16

Просмотры  140 просмотров

Лагуткина Ю.О., Салогубова Е.В., Дмитриев В.А.

  


ЗНАЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ КАПИТАЛОЕМКИХ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ПРОЕКТОВ В РАЗВИТИИ Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА *

  


Аннотация:
в работе рассмотрена роль реализации капиталоемкких инфраструктурных проектов в социально-экономическом развитии г. Санкт-Петербурга. Проведен анализ влияния таких проектов на ключевые показатели экономики города, включая валовый региональный продукт (ВРП), занятость и уровень жизни населения. Представлены результаты статистического анализа, включая сравнительный анализ между объемом инвестиций в инфраструктуру и темпами экономического роста.   

Ключевые слова:
капиталоемкие проекты, инфраструктура, региональное развитие, Санкт-Петербург, инвестиции   


Развитие улично-дорожной сети современных мегаполисов зачастую отстает от темпов роста количества населения и уровня автомобилизации, ввиду чего транспортные коллапсы стали неотъемлемой частью жизни больших городов. Комплексный подход к решению этой проблемы требует пересмотра всей стратегии организации общественного транспорта и улично-дорожной сети. Данный подход ведет к созданию и реализации крупных капиталоемких проектов по модернизации и созданию инфраструктуры. Капиталоемкие проекты – это крупные инвестиционные проекты, требующие значительных финансовых вложений. К ним относятся автомобильные дороги, инженерные сети, крупные производства, аэропорты и т.д. Такие проекты помогают развивать регион, увеличивать количество рабочих мест, улучшать транспортную доступность и повышать инвестиционную привлекательность регионов.При этом вложения в инфраструктурные проекты требуют значительных инвестиций и продолжительны по срокам, что затрудняет их реализацию исключительно за счет средств местных бюджетов.Одним из первых городов, активно реализующих крупные проекты посредством механизма государственно-частного партнерства, стал г. Санкт-Петербург, что делает его интересным объектом для исследования. Город уже более 15 лет работает над привлечением инвестиций с использованием механизма государственно-частного партнёрства. Благодаря этому удалось воплотить целый ряд уникальных по масштабу и значимости проектов, которые во многом изменили Северную столицу, повысили качество городской среды.Перечень таких инфраструктурных проектов, реализованных на сегодняшний день большой, например [1]:Аэропорт «Пулково»,Автомобильная дорога «Западный скоростной диаметр» (ЗСД),Создание и эксплуатация автомобильных дорог на территории жилого района «Славянка»,Создание и эксплуатация на основе государственно-частного партнёрства зданий, предназначенных для размещения образовательных учреждений на территории кварталов II, III, V и VI жилого района «Славянка» Пушкинского района,Создание, реконструкция и эксплуатация трамвайной сети «Чижик» в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга,Аэропорт Левашово.Также в настоящее время ведется строительство объекта концессионного соглашения 2019 года, трамвайной сети «Купчино» - Шушары – Славянка.В мае 2024 года Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) опубликовало рейтинг субъектов Российской Федерации по уровню развития государственно-частного партнерства на 2023 год. Санкт-Петербург занял третье место в данном рейтинге. [2]Лидирующие позиции в вышеуказанном рейтинге обусловлено в первую очередь тем, что инвестиции в транспортные проекты, реализуемые посредством государственно-частного партнерства в Санкт‑Петербурге и Ленинградской области, во втором полугодии 2023, года выросли почти на 9% и достигли отметки в 674 млрд рублей. Это говорит о том, что крупные инфраструктурные проекты создают благоприятные условия для привлечения дополнительных средств и развития бизнеса, повышая экономическую активность города и региона. [2]По результатам заседания Постоянной комиссии Законодательного собрания Санкт‑Петербурга по промышленности, экономике и предпринимательству от 14 ноября 2024 при участии руководителя Комитета по инвестициям Санкт-Петербурга, стало известно, что все инвестиционные проекты Санкт-Петербурга соответствуют задачам, поставленным Губернатором города в программе «10 приоритетов развития Санкт-Петербурга». [3]Также, за первое полугодие 2024 года инвестиции в основной капитал в сопоставимых ценах увеличились на 26,4% к аналогичному периоду первого полугодия 2023 года. В соответствии с прогнозом социально-экономического развития города на 2025-2027 годы по итогам 2024 года ожидается объем инвестиций на уровне 1,3 трлн рублей. [3]В настоящее время Санкт-Петербург выступает концедентом в 22 проектах государственно-частного партнерства, находящихся на разных стадиях реализации, на общую сумму инвестиций более 650 млрд рублей. Также идет активное строительство трамвайной линии станция метро «Купчино – Шушары – Славянка». Создаваемая концессионером трамвайная сеть обеспечит транспортную доступность новых жилых кварталов на юге Санкт-Петербурга и может послужить основой для создания перспективных трамвайных маршрутов, в том числе в сторону аэропорта «Пулково», на Пулковские высоты, к городу-спутнику «Южный» и в сторону кампуса СпбГУ. К числу других ключевых инвестиционных проектов города, запланированных к реализации, относятся строительство второй очереди аэропорта «Пулково», тылового морского терминала в порту Бронка, создание научно-образовательного инновационного центра ИТМО Хайпарк, круглогодичного морского курорта «Горская» недалеко от Сестрорецка. [3]Крупные городские инфраструктурные проекты положительно влияют на снижение уровня безработицы, который в Санкт-Петербурге снизился до отметки 1,5% за последние несколько лет. Это происходит благодаря созданию новых рабочих мест в связи со строительством и эксплуатацией новых инфраструктурных объектов вблизи от мест проживания людей. Можно сказать, что создание и реализация капиталоемких проектов во многом решает проблему занятости населения, создает спрос на рабочую силу и улучшает экономическую активность города.Наиболее значимые реализованные проекты представлены в таблице 1.Таблица 1. Крупные инфраструктурные проекты Санкт-Петербурга, реализованные посредством механизма государственно-частного партнерства до 2024 года. [4, 5, 6, 7].Далее рассмотрим сравнение объема инвестиций в основной капитал и темпы роста ВРП для оценки влияния инфраструктурных проектов на экономику г. Санкт-Петербурга [8]. Результаты представлены на рис.1.Рис 1. Зависимость роста ВРП от объема инвестиций в основной капитал.Из графика следует, что чем выше рост инвестиций в основной капитал, тем выше рост ВРП. Вместе с тем, исходя из графика можно сказать, что с ростом инвестиций практически сразу следует рост ВРП, это говорит о постепенной реализации инфраструктурных проектов, когда один проект уже реализован начинается реализация ещё нескольких проектов, к этому времени возникает эффект от инвестиций в первый проект и наблюдается рост ВРП. За последние несколько лет реализованы проекты строительства аэропорта «Пулково», западного скоростного диаметра, трамвайной сети «Чижик», в реализации находится еще несколько проектов. Например, проект трамвайной сети: станция метро «Купчино» - Шушары – Славянка. Эффект от реализации этих проектов ожидается не ранее 2027-2029 г.г.Согласно Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года, наибольший вклад в формирование ВРП вносят операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, промышленность, сфера торговли, транспорт и связь. [9]Стоит сказать, что транспортный комплекс является одной из градообразующих и жизнеобеспечивающих отраслей экономики города Санкт-Петербурга, выполняя в том числе транзитные функции и занимая особое место в транспортной системе Российской Федерации и Балтийского региона. Пропускная способность аэропорта «Пулково» составляет 18,0 млн человек в год. Аэродромный комплекс аэропорта «Пулково» сертифицирован на соответствие стандартам III «А» категории Международной организации гражданской авиации (ИКАО) и принимает все типы воздушных судов отечественного и иностранного производства. [9]В развитие транспортной инфраструктуры города также большой вклад внесли реализованные по механизму государственно-частного партнерства проекты кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга, Западного скоростного диаметра и подходящих к ним магистралей, нового терминала аэропорта «Пулково», а также пассажирского порта Санкт-Петербурга «Морской фасад».Развитие инфраструктуры в г. Санкт-Петербурге стало важным направлением для обеспечения устойчивого роста всего Северо-Западного региона, поскольку город является системообразующим. Создание и реализация современных крупных инфраструктурных проектов говорит о шаге к более высокому качеству общественной жизни и повышению инвестиционной привлекательности города и региона.Экспертные оценки показывают, что реализация масштабных инфраструктурных проектов является важным шагом к улучшению качества жизни населения, снижению уровня безработицы, улучшению транспортной доступности, созданию условий для развития бизнеса и использования новых технологий. Кроме того, в рамках программы социально-экономического развития г. Санкт-Петербурга запланирована задача по развитию и повышению привлекательности общественного транспорта.В рамках указанной задачи необходимо обеспечить создание выделенных полос для организации приоритетного движения, оптимизации и развития маршрутной сети городского пассажирского транспорта, развитие современных комфортных транспортно-пересадочных узлов и перехватывающих парковок, приобретение современного подвижного состава, обновление транспортной инфраструктуры и повышение качества поездок на городском пассажирском транспорте. [9]Для обеспечения удобства пассажирских перевозок, необходимо разработать и реализовать единый стандарт качества предоставления услуг городским пассажирским транспортом, который будет включать требования к интервалам движения, соблюдению расписания движения пассажирских транспортных средств, наполняемости салона транспортного средства, состоянию пассажирского транспортного средства. [9]Также необходимо обеспечить развитие метрополитена, как основы городских пассажирских перевозок, за счет увеличения эксплуатационной протяженности линий метрополитена и расширения его радиуса, строительства новых станций в районах с плохой транспортной доступностью, с высокой концентрацией мест приложения труда и плотностью проживания, обеспечить строительство электродепо, вторых вестибюлей и наклонных ходов станций метрополитена. Развитие метрополитена необходимо синхронизировать с жилищным строительством и развитием промышленных зон для обеспечения сбалансированного развития районов города. [9]Для достижения вышеуказанных целей по развитию транспортной инфраструктуры, г. Санкт-Петербург активно используется механизм государственно-частного партнерства. [10]Итак, капиталоемкие инфраструктурные проекты являются важным инструментом регионального развития, особенно для города федерального значения Санкт-Петербурга и самым эффективным механизмом их реализации, с точки зрения привлечения финансирования, является государственно-частное партнерство. Реализация таких проектов способствует улучшению качества жизни населения, росту экономики, развитию бизнеса и привлечению инвестиций. На Петербургском международном экономическом форуме в 2024 году капиталоемкость крупных российских инвестиционных проектов до 2030 года была оценена в 70 триллионов рублей. И больше трети из этой суммы планируется вложить в развитие транспортной сферы. [11]   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (86) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Лагуткина Ю.О., Салогубова Е.В., Дмитриев В.А. ЗНАЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ КАПИТАЛОЕМКИХ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ПРОЕКТОВ В РАЗВИТИИ Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА // Вестник науки №5 (86) том 3. С. 190 - 200. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23004 (дата обращения: 13.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/23004



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.