'
Муртазаев А.Б.
ФИНАНСОВАЯ ЗАВИСИМОСТЬ ОТ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ТРАНСФЕРТОВ КАК ФАКТОР УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН) *
Аннотация:
настоящее исследование посвящено анализу экономической безопасности Республики Дагестан в условиях современных вызовов. В работе рассматриваются ключевые угрозы устойчивости региона, включая высокий уровень безработицы (11,3%), значительную долю теневой экономики (до 40% ВРП) и критическую зависимость от федеральных трансфертов (75% доходов бюджета). Особое внимание уделено демографическим дисбалансам, слабому развитию перерабатывающих отраслей и низкому уровню инвестиционной активности. Предлагается комплекс мер по диверсификации экономики, улучшению инвестиционного климата и модернизации системы госуправления. Реализация предложенной стратегии позволит к 2030 году сократить безработицу до 6-7%, увеличить собственные доходы бюджета до 40-45% и создать 50 тыс. новых рабочих мест. Исследование основано на данных мониторингов 2023-2024 гг., официальной статистике и экспертных оценках.
Ключевые слова:
экономическая безопасность, Республика Дагестан, трансфертная зависимость, теневая экономика, безработица, инвестиционный климат, диверсификация экономики, региональное развитие, человеческий капитал, стратегическое управление
Экономическая безопасность Республики Дагестан в современных условиях требует особого внимания в связи с комплексом внутренних и внешних вызовов. Это особенно актуально для региона, где совокупность макроэкономических, демографических и управленческих факторов создает устойчивую нагрузку на финансовую систему и сдерживает долгосрочное развитие. Экономическая безопасность региона определяется способностью к самовоспроизводству на базе внутреннего потенциала, устойчивости к внешним и внутренним угрозам, а также наличию системы управления, способной оперативно реагировать на кризисные явления.По данным мониторинга, проведенного в 2023–2024 годах, ключевыми проблемами региона остаются: высокий уровень безработицы (11,3% против среднероссийских 3,2%), значительная доля теневого сектора экономики (по оценкам экспертов, до 40% валового регионального продукта), а также хроническая зависимость от федеральных трансфертов, составляющих до 75% доходов бюджета в 2025 году. Последний фактор особенно опасен с точки зрения экономической устойчивости: Республика не может в полной мере самостоятельно формировать и реализовывать долгосрочную социально-экономическую политику, оставаясь заложником объемов дотаций, определяемых внешними по отношению к региону структурами.Особую тревогу вызывает демографическая ситуация — при годовом приросте населения 1,5% темпы создания новых рабочих мест отстают в 2–3 раза от потребностей рынка труда. Это формирует скрытую безработицу, усиливает отток молодежи и способствует росту социальной напряженности, особенно в горных и сельских районах.Анализ структуры экономики Республики выявил следующие системные проблемы: слабое развитие перерабатывающих отраслей, дефицит современных производств, низкий уровень цифровизации (78 место среди регионов России) и недостаточную инвестиционную активность. По данным Министерства экономики РД, объем инвестиций в основной капитал на душу населения в регионе в 3 раза ниже среднероссийского показателя. В республике преобладает потребительская модель, основанная на бюджетных расходах и импорте товаров из других субъектов, при этом экспортно-ориентированные производства практически отсутствуют.Сохраняется высокая зависимость от сырьевого экспорта и торговли, что делает экономику Дагестана уязвимой к внешним шокам, в том числе к колебаниям валютных курсов, логистическим сбоям и санкционному давлению. Все это формирует предпосылки для подрыва экономической безопасности региона в среднесрочной перспективе.В сфере государственного управления также отмечаются недостатки стратегического планирования, слабая координация между различными уровнями власти, а также проблемы с реализацией уже принятых программ развития. Экспертные оценки показывают, что только 60–65% запланированных мероприятий выполняются в полном объеме и в установленные сроки. В республике наблюдается дублирование функций между ведомствами, слабая цифровизация управленческих процессов и недостаток профессиональных кадров в системе управления.Для решения этих проблем предлагается комплекс мер, включающий: во-первых, диверсификацию экономики через развитие агропромышленного комплекса, перерабатывающих производств и туристической отрасли, во-вторых, создание благоприятного инвестиционного климата за счет снижения административных барьеров, введения налоговых льгот и упрощения доступа к финансовым ресурсам для малого и среднего бизнеса, в-третьих, совершенствование системы государственного управления через внедрение методов проектного и стратегического управления, развитие цифровых платформ и повышение прозрачности бюджетного процесса.Особое внимание следует уделить развитию человеческого капитала путем модернизации системы образования, усиления профессиональной подготовки и программ целевой занятости. По расчетам экономистов, реализация таких мер позволит к 2030 году сократить уровень безработицы до 6–7%, увеличить долю собственных доходов бюджета до 40–45% и создать не менее 50 тысяч новых рабочих мест.В качестве первоочередных шагов рекомендуется: создание Центра мониторинга экономической безопасности при Правительстве Республики Дагестан, разработка региональной программы по легализации бизнеса и выводу предприятий из тени, а также привлечение федеральных институтов развития для софинансирования крупных инфраструктурных и технологических проектов.Опыт других регионов (например, Татарстана, Калужской и Белгородской областей) показывает, что грамотно выстроенная региональная экономическая политика, направленная на снижение зависимости от федерального центра и повышение собственной конкурентоспособности, дает ощутимый результат уже в течение 3–5 лет. Это позволяет говорить о возможности масштабируемости предложенной модели и применимости ее к условиям Дагестана.Таким образом, обеспечение экономической безопасности Дагестана требует системного подхода, сочетающего меры по стимулированию экономического роста с укреплением институциональной среды. Реализация предложенной стратегии позволит перейти от модели выживания к устойчивому развитию, основанному на собственных ресурсах и конкурентных преимуществах региона. Важно подчеркнуть, что только при условии снижения трансфертной зависимости, повышения налоговой автономии и привлечения внебюджетных источников финансирования Республика Дагестан сможет достичь устойчивости и обеспечить достойное качество жизни своему населению.
Номер журнала Вестник науки №5 (86) том 3
Ссылка для цитирования:
Муртазаев А.Б. ФИНАНСОВАЯ ЗАВИСИМОСТЬ ОТ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ТРАНСФЕРТОВ КАК ФАКТОР УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН) // Вестник науки №5 (86) том 3. С. 220 - 225. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23008 (дата обращения: 15.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*