'
Бабкина М.А., Мещеряков В.А.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГУЛИРУЮЩЕГО РАССЛЕДОВАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА *
Аннотация:
в статье проводится анализ проблем, возникающих в правоприменительной практике при расследовании преступлений террористического характера, и выработка предложений по совершенствованию уголовного и уголовно-процессуального законодательства, направленных на повышение эффективности борьбы с этим опасным видом преступлений.
Ключевые слова:
терроризм, расследование, законодательство, правоохранительные органы, следственные действия, ОРМ
Преступления террористического характера представляют собой серьезную угрозу национальной безопасности, общественному порядку и жизни граждан. В условиях глобализации, цифровизации и роста геополитической напряженности террористическая деятельность приобретает новые формы и масштабы, что обуславливает необходимость постоянного совершенствования методов ее выявления, предупреждения и расследования. Эффективное расследование преступлений террористического характера является ключевым элементом системы противодействия терроризму, поскольку позволяет не только привлекать виновных к ответственности, но и выявлять причины и условия, способствующие совершению таких преступлений, а также предотвращать новые террористические акты.Особую актуальность приобретает вопрос совершенствования законодательства, регулирующего расследование преступлений террористического характера. Эффективное противодействие терроризму требует не только слаженной работы правоохранительных органов, но и наличия четкой, современной и адаптированной к новым вызовам нормативно-правовой базы.Целью настоящей статьи является анализ проблем, возникающих в правоприменительной практике при расследовании преступлений террористического характера, и выработка предложений по совершенствованию уголовного и уголовно-процессуального законодательства, направленных на повышение эффективности борьбы с этим опасным видом преступлений.Эффективное расследование преступлений террористического характера напрямую зависит от наличия четкой, современной и всеобъемлющей законодательной базы. Однако, анализ правоприменительной практики выявляет ряд пробелов и неточностей в действующем законодательстве, которые затрудняют работу правоохранительных органов и снижают эффективность борьбы с терроризмом.Мо моему мнению, в актуальном законодательстве есть следующие неточности и пробелы:определение понятия террористический акт и смежных составов преступлений экстремизм, диверсия,полномочия правоохранительных органов в сети Интернет по выявлению террористов ограничены,ответственность за финансирование терроризма недостаточно строга,законодательство в сфере защиты свидетелей и потерпевших недостаточно работает.Нечеткость и размытость границ между этими понятиями создает трудности при квалификации преступлений и может приводить к необоснованному привлечению к ответственности лиц, не причастных к террористической деятельности, или, наоборот, к уходу от ответственности настоящих террористов.Так, в Уголовном кодексе РФ (ст. 205) террористический акт определяется как совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений. Однако, на практике возникают вопросы о том, какие именно действия следует считать "устрашающими население" и какие последствия являются "тяжкими". Уточнение определения "террористический акт" позволит избежать произвольного толкования закона и обеспечит единообразное применение уголовной ответственности за совершение террористических преступлений. Необходимо также четко разграничить террористический акт от диверсии (ст. 281 УК РФ) и экстремизма (ст. 282 УК РФ), чтобы избежать путаницы при квалификации преступлений.Современные террористические организации активно используют Интернет для пропаганды своих идей, вербовки новых членов, координации действий и финансирования своей деятельности. В связи с этим, правоохранительным органам необходимо иметь возможность эффективно выявлять и пресекать эту деятельность, в том числе путем проведения оперативно-розыскных мероприятий в сети Интернет.Согласно Федеральному закону "Об оперативно-розыскной деятельности", правоохранительные органы имеют право проводить оперативно-розыскные мероприятия в сети Интернет только на основании судебного решения. Однако, получение такого решения может занимать значительное время, что позволяет террористам оперативно удалять информацию и скрывать свои следы. Необходимо предусмотреть возможность проведения неотложных оперативно-розыскных мероприятий в сети Интернет без судебного решения, с последующим уведомлением суда в течение 24 часов. Расширение полномочий правоохранительных органов по проведению оперативно-розыскных мероприятий в сети Интернет позволит более эффективно выявлять и пресекать террористическую деятельность в этой сфере, однако, необходимо обеспечить строгий контроль за соблюдением прав и свобод граждан при проведении таких мероприятий.Финансирование терроризма является одним из ключевых факторов, обеспечивающих существование и деятельность террористических организаций. Современные террористы активно используют криптовалюты для финансирования своей деятельности, поскольку они обеспечивают анонимность и затрудняют отслеживание транзакций.В 2020 году ФСБ России выявила сеть, финансировавшую террористическую организацию "Хайят Тахрир аш-Шам" (запрещена в РФ) путем перевода денежных средств через криптовалютные биржи. Были задержаны организаторы и участники сети, а также изъяты крупные суммы денег и электронные носители информации. Однако, действу ющее законодательство не предусматривает достаточно строгой ответственности за финансирование терроризма с использованием криптовалют. Необходимо ужесточить ответственность за финансирование терроризма, в том числе с использованием криптовалют, путем внесения соответствующих изменений в Уголовный кодекс РФ. Также необходимо разработать механизмы контроля за оборотом криптовалют и выявления подозрительных транзакций.Свидетели и потерпевшие по делам о терроризме часто подвергаются давлению и угрозам со стороны террористов и их сообщников. В связи с этим, необходимо обеспечить им надежную защиту и создать условия для дачи правдивых показаний.Федеральный закон "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" предусматривает различные меры защиты свидетелей и потерпевших, в том числе предоставление им физической охраны, изменение места жительства и работы, а также обеспечение конфиденциальности информации о них. Однако, на практике эти меры не всегда оказываются эффективными, и свидетели и потерпевшие продолжают подвергаться давлению и угрозам. Необходимо совершенствовать законодательство в сфере защиты свидетелей и потерпевших, путем расширения перечня мер защиты, повышения эффективности их применения и обеспечения их доступности для всех нуждающихся.Расследование преступлений террористического характера является сложной и многогранной задачей, требующей комплексного подхода и постоянного совершенствования методов работы. Это не просто рутинное следствие, а борьба с идеологией насилия и ненависти, направленная на защиту фундаментальных прав и свобод граждан. Эффективное противодействие терроризму возможно только при условии тесного взаимодействия правоохранительных органов, научного сообщества и гражданского общества, основанного на взаимном доверии и сотрудничестве.Предложенные в настоящей статье направления совершенствования методики расследования, а также законодательной базы, призваны повысить эффективность борьбы с терроризмом и обеспечить безопасность граждан. Однако, следует понимать, что совершенствование законодательства – это лишь один из элементов комплексной системы противодействия терроризму. Не менее важным является повышение профессионализма следователей и оперативных сотрудников, оснащение их современным оборудованием и техникой, а также развитие международного сотрудничества в этой сфере.По моему мнению, ключевым фактором успеха в борьбе с терроризмом является не только совершенствование законодательства и методов расследования, но и изменение общественного сознания. Необходимо формировать в обществе атмосферу нетерпимости к любым проявлениям экстремизма и терроризма, воспитывать у молодежи уважение к закону и правам других людей, а также активно противодействовать распространению радикальных идеологий в сети Интернет и других средствах массовой информации.Кроме того, важно помнить, что борьба с терроризмом не должна приводить к нарушению прав и свобод граждан. Необходимо соблюдать баланс между обеспечением безопасности и защитой прав человека, чтобы не допустить превращения борьбы с терроризмом в инструмент подавления инакомыслия и ограничения гражданских свобод.В заключение хочу отметить, что борьба с терроризмом – это долгосрочная и сложная задача, требующая постоянных усилий и инновационных подходов. Только объединив усилия государства, общества и каждого гражданина, мы сможем эффективно противостоять этой угрозе и обеспечить безопасное и стабильное будущее для нашей страны.
Номер журнала Вестник науки №5 (86) том 3
Ссылка для цитирования:
Бабкина М.А., Мещеряков В.А. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГУЛИРУЮЩЕГО РАССЛЕДОВАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА // Вестник науки №5 (86) том 3. С. 359 - 366. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23022 (дата обращения: 09.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*