'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (86) том 3
  4. Научная статья № 57

Просмотры  106 просмотров

Липин Т.А., Тормосина О.Д.

  


ПРОБЛЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОКУРОРСКИХ РАБОТНИКОВ В РОССИИ *

  


Аннотация:
в работе рассмотрен ряд ключевых аспектов, касающихся пенсионного обеспечения прокурорских работников. Представлен обзор законодательства, регулирующего этот вопрос, с акцентом на его недостатки и пробелы, проведен анализ требований и правовых норм, касающихся пенсионного обеспечения.   

Ключевые слова:
пенсионное обеспечение, прокурорские работники, служба, выслуга лет, законодательство   


Пенсионное обеспечение является одной из ключевых составляющих социальной защиты работников в любой стране, и в России эта тема приобретает особую значимость в свете изменений в законодательстве и экономической ситуации. Прокурорские работники, как представители правоохранительных органов, выполняют важные функции в обеспечении правопорядка и защиты законности. Однако, несмотря на их значимость, система пенсионного обеспечения прокуроров сталкивается с рядом проблем, которые требуют тщательного анализа и поиска путей их решения.Актуальность данной работы обусловлена тем, что действующее законодательство, регулирующее пенсионное обеспечение прокуроров, было принято еще в 1993 году и не учитывает современных реалий и специфики работы прокурорских работников. Это приводит к недостаткам в правоприменении и создает сложности для самих прокуроров, которые в силу своей профессии сталкиваются с высокими требованиями и рисками. Важно отметить, что пенсионное обеспечение должно быть справедливым и адекватным, учитывающим уникальные условия труда прокуроров, что в свою очередь влияет на их мотивацию и качество работы.Согласно Федеральному закону от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», пенсионное обеспечение прокуроров, научных и педагогических работников и членов их семей осуществляется применительно к условиям, нормам и порядку, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей. Иным сотрудникам органов прокуратуры, то есть выше не перечисленным, к примеру, секретарям, пенсионное обеспечение определяется законодательством о пенсионном обеспечении государственных служащих. Таким образом, ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» не содержит норм, детально регламентирующих пенсионное обеспечение, и лишь отсылает нас к другим нормативно-правовым актам: 1) Закону от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей», 2) Федеральному закону от 15 декабря 2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». С учетом вышесказанного, очевидно, что даже на первый взгляд правовое регулирование пенсионного обеспечения прокурорских работников, представляется весьма сложным и дифференцированным. Наряду с этим не стоит забывать о том, что помимо законов существуют еще постановления Правительства и приказы Генеральной прокуратуры [5].В соответствии с существующими законодательными актами, включая Закон о пенсионном обеспечении, действующий с 1993 года, пенсии прокурорам назначаются на базе должностного оклада с учетом выслуги лет и профессиональных достижений [2].Основной нормативный акт, определяющий данные условия, – Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». В частности, согласно статье 44 этого закона, пенсии прокурорам и другим категориям сотрудников рассчитываются на основе должностного оклада, доплат за классный чин, выслугу лет и ежемесячных надбавок. С 1 февраля 2018 года были внесены изменения, касающиеся индексации пенсионных выплат, что также повлияло на размер назначаемых пенсий.Выслуга лет играет ключевую роль в начислении пенсий, обеспечивая тем самым активную мотивацию для прокуроров продолжать служебную деятельность, что в свою очередь способствует стабилизации кадрового состава. Однако остаются вопросы относительно адекватности этих мер в условиях экономической нестабильности и высокой инфляции, что приводит к ухудшению материального положения пенсионеров, нуждающихся в эффективной финансовой поддержке [7].Система пенсий прокурорам претерпевает изменения, направленные на улучшение условий для пенсионеров, однако механизмы реализации этих изменений часто сталкиваются с трудностями на уровне практического применения. Поскольку пенсионное обеспечение прокуроров базируется на фиксированных окладах, необходимо учитывать изменение условий труда и жизни, что требует дополнительных корректировок [6].Проблема заключается также и в том, что не всегда есть возможность эффективно и оперативно реагировать на изменения в законах, что может привести к путанице в применении норм на практике. Важно отметить, что круг лиц, имеющих право на пенсионное обеспечение, достаточно широкий, однако конкретные права прокуроров не всегда четко прописаны. Это может вызвать вопросы и неопределенности при обращении за выплатами [7].Проблемы применения законодательства о пенсионном обеспечении прокурорских работников в России остаются актуальными и многослойными. Основной закон, регулирующий данные вопросы, был принят в 1993 году, но с тех пор его положения претерпели множество изменений. Одной из наиболее значимых проблем является отсутствие чёткого определения статуса прокуроров в самом законе, что создаёт правовые неясности. Например, в статье 1 закона не упоминаются прокуроры как лица, имеющие право на пенсию, а следовательно, неясно, какие именно органы ответственны за назначение и выплату их пенсионных средств. Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1 отражает специфику иных видов службы, а не службы в органах прокуратуры. Немного сглаживает картину Постановление Правительства «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий работникам органов и учреждений прокуратуры российской федерации и их семьям» от 12 августа 1994 г. № 942, но в нем разрешены далеко не все противоречия.Отчетливо видно, что пенсионное обеспечение работников прокуратуры находится в промежуточном состоянии. Закон 1993 как бы и регулирует, но частично. Это в свою очередь порождает массу проблем и затруднений. Так, может быть, стоит упразднить подобный порядок, извлечь прокурорских работников из сферы Закона 1993 года, и принять нормативно-правовой акт, регулирующий пенсионное обеспечение прокурорских работников полностью, а не фрагментами, либо детально регламентировать пенсионное обеспечение в ФЗ «О прокуратуре РФ».Для преодоления выявленных проблем необходимо изменить и дополнить действующее законодательство, чтобы устранить существующие противоречия и недоразумения. Пересмотр законодательства станет важным шагом к более эффективному пенсионному обеспечению прокуроров и позволит обеспечить ясность в правоприменении, что, безусловно, положительно скажется на социальной защищенности данной категории работников.В заключение, необходимо подчеркнуть, что создание справедливой и эффективной системы пенсионного обеспечения для прокурорских работников является важной задачей, требующей комплексного подхода. Это не только повысит уровень социальной защищенности прокуроров, но и будет способствовать улучшению качества работы в правоохранительных органах. Важно, чтобы государство осознало значимость этой проблемы и предприняло необходимые шаги для ее решения, что в конечном итоге приведет к укреплению правопорядка и повышению доверия граждан к системе правосудия.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (86) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Липин Т.А., Тормосина О.Д. ПРОБЛЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОКУРОРСКИХ РАБОТНИКОВ В РОССИИ // Вестник науки №5 (86) том 3. С. 526 - 531. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23045 (дата обращения: 13.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/23045



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.