'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (86) том 3
  4. Научная статья № 58

Просмотры  117 просмотров

Луашвили А.О.

  


ЦИФРОВИЗАЦИЯ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЯХ *

  


Аннотация:
в статье рассматривается влияние цифровизации на налоговое администрирование в условиях современной экономики. Подчеркивается, что налоговое администрирование претерпело изменения, расширив свои функции и сферу деятельности. Акцент ставится на важности планирования и прогнозирования налоговых поступлений, а также анализа данных, что позволяет оптимизировать финансовые потоки. Изучаются тенденции применения цифровых инструментов, таких как программный комплекс АСК-НДС, который повысил прозрачность финансовых потоков и снизил уклонение от налогов. Описывается, как автоматизированные системы, включая АИС «Налог», онлайн-кассы и АИС «Маркировка», способствовали легализации бизнеса и увеличению собираемости налогов. В статье также подчеркивает достижения автоматизации процессов, которые привели к значительному сокращению временных и ресурсных затрат, увеличив скорость и точность обработки данных, что способствовало снижению человеческих ошибок.   

Ключевые слова:
налоговое администрирование, цифровизация, налоги, финансовые потоки, ФНС   


Налоговое администрирование изменилось под влиянием цифровизации экономических процессов, расширив спектр его функциональных возможностей и область применения. Механизмы налогового регулирования, реализуемые через контрольные мероприятия, приобретают новое значение благодаря внедрению цифровых инструментов.Внедрение цифровых технологий повысило эффективность налогового администрирования и уровень собираемости обязательных платежей. Применение программного комплекса АСК-НДС обеспечило прозрачность товарных и финансовых потоков, минимизировав случаи уклонения от уплаты налогов и увеличив объем поступлений в бюджет. Функционал АИС «Налог» охватывает регистрационные процедуры, учет расчетов с бюджетом и контрольные функции, а программные комплексы «ВНП отбор» и «Анализ банковской выписки» позволяют осуществлять эффективный мониторинг деятельности налогоплательщиков [1, c. 52].Для повышения собираемости налогов наряду с системой АСК «НДС» важными инструментами стали онлайн-кассы и АИС «Маркировка», интегрированные в АИС «Налог 3». Переход на онлайн-кассы создал более равные условия для ведения бизнеса, позволил отказаться от кассовой отчетности и сократил количество налоговых проверок [2, c. 117].Внедрение маркировки продукции с помощью чипирования позволило создать комплексную систему отслеживания движения товаров по всей цепочке поставок, гарантируя полноту налоговых поступлений от изготовителя до розничной точки продаж. Мониторинг товарооборота существенно повысил эффективность механизмов противодействия уклонению от налогообложения, формируя устойчивую структуру фискального регулирования.Масштабная цифровизация налогового администрирования значительно сократила временные затраты и материальные издержки при выполнении регламентных операций. Комплексное обновление рабочих алгоритмов, включающее создание индивидуальных налоговых кабинетов и запуск новых режимов налогообложения, обеспечило быструю и качественную обработку данных при минимизации рисков некорректного учета. К июню 2024 года ФНС России реализовала свыше семидесяти цифровых платформ, адаптированных под запросы различных категорий налогоплательщиков.Количество камеральных проверок демонстрирует устойчивый рост начиная с 2017 года, достигнув показателя 45,8% к 2022 году [5]. Обязательная установка онлайн-касс совместно с дополнительными инструментами налогового мониторинга способствовала повышению прозрачности предпринимательской деятельности и легализации денежных потоков. Результатом принятых мер стало сокращение теневого сектора экономики.Рис 1. Динамика количества камеральных проверок за период 2016-2022 гг.Совершенствование системы налогового администрирования посредством цифровых инструментов приносит существенные результаты, улучшая качество работы Федеральной налоговой службы и упрощая взаимодействие с налогоплательщиками. Использование передовых технологических решений минимизирует вероятность расчетных погрешностей, сокращает необходимость проведения административных проверок и расширяет доступность электронных сервисов налогового обслуживания. Внедрение автоматических процедур обработки деклараций, подтверждения платежей и упрощенного заполнения налоговых документов существенно оптимизирует коммуникацию между гражданами и государственными структурами [4, c. 90].Масштабная цифровая трансформация открывает новые возможности в сфере налогового администрирования. Применение современных автоматизированных систем мониторинга НДС и использование онлайн-касс значительно облегчает выполнение налоговых обязанностей для предпринимателей и частных лиц, минимизируя административные издержки и ускоряя процессы налогового учета. Обеспечение максимальной прозрачности операций способствует росту налоговых поступлений и формированию позитивного отношения налогоплательщиков к государственным институтам.В условиях стремительного изменения технологий будущие перспективы цифровизации налогового администрирования в значительной мере зависят от углубления практики применения новейших технологий, таких как искусственный интеллект и большие данные, а также от расширения межведомственного сотрудничества для внедрения стандартов цифрового налогообложения.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (86) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Луашвили А.О. ЦИФРОВИЗАЦИЯ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЯХ // Вестник науки №5 (86) том 3. С. 532 - 536. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23046 (дата обращения: 12.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/23046



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.