'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (86) том 3
  4. Научная статья № 72

Просмотры  88 просмотров

Рябуха Н.С.

  


ПРАВОВОЙ СТАТУС БАНКА РОССИИ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ *

  


Аннотация:
в рамках настоящей статьи исследуется правовой статус Центрального банка Российской Федерации (Банка России) в контексте его полномочий на рынке ценных бумаг. Банк России является одним из наиболее ключевых регуляторов на рынке ценных бумаг в России. Актуальность настоящей темы обусловлена динамичными изменениями на рынке ценных бумаг и необходимости соответствующего регулирования рынка. Автором анализируется нормативная база, определяющая функции регулятора, а также выявляются особенности его институционального положения как самостоятельного субъекта публичной власти. Отдельное внимание уделено вопросам нормативной автономии Банка России и проблемам правового контроля за его деятельностью. Деятельность Центрального банка влияет на множество профессиональных участников рынка напрямую и рынок в целом. По этой причине актуальность темы правового статуса Банка России на рынке ценных бумаг заключается в необходимости переосмысления правового статуса Банка России в условиях динамичных изменений рынка.   

Ключевые слова:
Банк России, ценные бумаги, госрегистрация, эмитент, эмиссия, лицензирование, профессиональный участник   


Правовой статус Банка России в системе регулирования рынка ценных бумаг на территории Российской Федерации носит многоаспектный и институционально уникальный характер. В соответствии с положениями Федерального закона от 10 июля 2002 года №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и положений федерального закона от 22 апреля 1996 года №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», Банк России на рынке ценных бумаг выступает в статусе наиболее ключевого регулятора, что реализуется в функционале Центробанка как надзорного и лицензионного органа, а также разработчика нормативно-правовой базы в данной сфере [1].Основной задачей Банка России как своего рода мегарегулятора фондового рынка на территории России является обеспечение устойчивости и законности функционирования рынка ценных бумаг, а также своевременное принятие мер антикризисного регулирования.Статус Банка России как регулятора финансовой системы предопределяет не только объем его полномочий, но и специфику их реализации, основанную на публично-правовой природе вмешательства в экономическую систему.Особенность правового статуса Банка России на рынке ценных бумаг заключается в совмещении функционала централизованного урегулирования и рыночного посредничества через нормативно-организационные механизмы. Так, Центральный банк, являясь основным регулятором рынка ценных бумаг в России, а также выступая в качестве функционального «наследника» Федеральной службы по финансовым рынкам, упраздненной 1 сентября 2013 года, наделен правом издавать обязательные к исполнению нормативные акты, имеющие силу подзаконных актов, то есть издавать инструкции, положения и указания, регулирующие деятельность на рынке ценных бумаг. Так, ключевой регулятор наделен обязательствами и полномочиями по регулированию деятельности эмитентов и иных профессиональных участников рынка, устанавливать требования к проспектам эмиссии и порядку раскрытия информации, а также определять стандарты бухгалтерской отчетности, что следует из буквы закона, а в частности – раздела V Федерального закона «О Рынке Ценных бумаг. По причине полномочий на формирование императивные формы и применение гибких инструментов регулирования формируется статус Банка России на рынке ценных бумаг не только как непосредственного регулятора в классическом административно-правовом смысле, но и как ключевого субъекта формирования национальной политики на рынке ценных бумаг [2].Так, рассматривая правовой статус Банка России через функционал, Центробанк имеет статус надзорного органа на фондовом рынке, что реализуется через механизм лицензирования, ведение текущего контроля, включая бухгалтерский, и применение мер принудительного характера. Особенно ярко аспект применения административных мер рассмотрены в трудах Котлярова Д.В.В пример следует выделить такие меры принудительного воздействия как приостановление или отзыв лицензии в случае выявления нарушений, введение ограничений на определенные виды операций, как, например, временное ограничение проведения эмиссии ценных бумаг или иной деятельности на организованных торгах, передача сведений в правоохранительные органы в случаях выявления уголовно наказуемых деяний (например, манипулирование рынком путём инсайдерской торговли) и иные формы принудительного воздействия прямо или опосредованно.Примером мер административного воздействия Центробанка на участника рынка ценных бумаг может послужить подача Центробанком искового заявления в отношении нарушения акционерным обществом положений статьи 149 Гражданского кодекса Российской Федерации, декларирующей положения о бездокументарных ценных бумагах, по результатам которого было назначено к разбирательству судебное дело № А17-3128/2025 [5].Также, в трудах Котлярова Д.В. выделяется, что большая часть надзорной деятельности Банка России выходит за рамки простого контроля за соблюдением формальных требований, включая в себя деятельность по профилактической оценке рисков, мониторинг состояния участников рынка, а также выработку мер регулирования в случае возникновения угроз правам инвесторов и иным участникам рынка. Так, Банк России формирует модель «надзора с элементами стратегического управления», сочетая в себе как надзорном органе меры административного воздействия, так и аспекты рыночной логики. Целью такого надзора является превентивное выявление угроз финансовой стабильности и принятие соответствующих мер во избежание будущих негативных ситуаций на рынке как для отдельных участников, так и для рынка в целом [3].Кроме того, Банк России выполняет институциональную функцию по обеспечению развития финансового рынка и рынка ценных бумаг в частности, что включает в себе участие Центрального банка Российской Федерации в подготовке законопроектов в рамках своих широких компетенций, что особенно на данный момент выражено в развитии цифровой инфраструктуры фондового рынка, внедрение ESG-ориентированных стандартов и иных актуальных направлений развития рынка ценных бумаг, характеризуя ЦБРФ как стратегического координатора.Правовой статус регулятора позволяет Банку России инициировать создание новых институтов на рынке и внедрять механизмы регулирования, в том числе и в форме экспериментов или нормативного тестирования, организовывая так называемые «регулятивные песочницы», что выходит за пределы традиционного надзора и свидетельствует о том, что Банк России, де-факто, имеет статус системообразующего субъекта правовой политики России в сфере ценных бумаг.Особое внимание в контексте правового статуса Банка России заслуживает вопрос о его правовой природе как субъекта публичной власти. Так, в статье 1 Федерального закона №86-ФЗ прямо указано, что Банк России не является органом государственной власти, но, однако, обладает особыми публично-правовыми полномочиями, осуществляемыми независимо от иных органов. Являясь юридическим лицом в конституционно-правовом статусе Центрального банка России, данный регулятор обладает высоким уровнем автономии при формировании нормативной базы, осуществлении контроля и разработке политики регулирования. На практике это означает тот факт, что Банк России может издавать императивные нормативные акты, обязательные для всех профессиональных участников рынка, без необходимости их утверждения законодательным органом, что формирует его как фактически самостоятельный центр нормотворчества в данной отрасли.В рамках регулирования рынка ценных бумаг Банк России действует не только как субъект управления, но и как гарант стабильности финансовой системы в целом, что следует из положений статьи 3 закона №86-ФЗ. В этом качестве ЦБРФ выполняет функцию не только ранее упомянутого стратегического координатора в рамках национального регулирования, но и участника международной координации и обмена регуляторной информации, в том числе и в рамках Международной организации комиссий по ценным бумагам (IOSCO) и иных платформ, что подтверждает статус Центробанка ещё и как субъекта внешнеэкономического регулирования в сфере рынка ценных бумаг.Правовой статус Банка России также отличается специфическим сочетанием норм материального и процессуального характера. Так, с одной стороны, решения Центробанка России могут затрагивать права и законные интересы частных лиц, с другой же – обжалование таких актов осуществляется в рамках ограниченных процессуальных механизмов, такие как суды общей юрисдикции и арбитражные суды, учитывая особенности публичного характера правового регулирования. Следует также отметить, что положения закона №39-ФЗ не содержат прямых ограничений на сферу вмешательства Банка России, предоставляя полномочия на регулирование как первичного, так и вторичного рынка ценных бумаг, в том числе регулируя процедуры размещения, клиринга, трансфера и учёта.Однако, несмотря на значимость роли Банка России в регулировании рынка ценных бумаг, практика показывает, что существующее правовое положение данного регулятора порождает ряд юридических и институциональных проблем, требующих теоретического осмысления и нормативной корректировки. Так, прежде всего речь идёт о чрезмерной степени нормативной автономии Банка России, что является обоюдоострым мечом, с одной стороны позволяя ему в достаточной мере быстро реагировать на возникающие в рамках рынка ценных бумаг обстоятельства, с другой же – фактически формируя параллелью нормативную систему, выходящую за рамки полного государственного контроля. Итогом данной проблемы является ситуация, при которой значительная часть императивных норм в сфере ценных бумаг принимается органом, не входящим в систему органов государственной власти и не подчиненным напрямую ни Президенту Российской Федерации, ни Правительству, ни Федеральному Собранию. Также, это является причиной и того, что отсутствует единое ярко-выраженное направление в формировании нормативных актов Центробанков, следствием чего становится недостаточный охват наиболее востребованных направлений развития рынка, о проблеме чего достаточно подробно говорится в статьях Билык К.В. [4].Отдельный интерес также вызывает отсутствие устойчивого механизма внешнего юридического контроля за нормативными актами Банка России. Несмотря на тот факт, что акты Банка России подлежат оспариванию в судебном порядке, судебная практика в данном аспекте является крайне ограниченное, а нормативно-правовая база не предоставляет чётких критериев оценки законности или обоснованности актов, принимаемых Банком России. Таким образом формируется нечеткость границ между оперативностью регуляторного вмешательства и защитой прав субъектов рынка, что особенно ярко проявляется в обстоятельствах, ведущих к лишению лицензий, ограничению операций или изменений условий деятельности профессиональных участников обсуждаемого рынка.Таким образом в результате проведенного анализа установлено, что правовой статус Банка России в системе регулирования рынка ценных бумаг носит многоуровневый и функционально гибкий характер, сочетая в себе признаки публично-властной структуры финансового регулятора и стратегического координатора развития. Уникальность положения Центробанка заключается в высоком уровне нормативной и институциональной автономии, позволяя ЦБРФ оперативно реагировать на возникающие в рамках рынка ценных бумаг непредвиденные обстоятельства и формировать ответные регулятивные подходы, вмешиваясь в рыночные процессы без необходимости в длительных процедурах согласования. Однако, это формирует и проблему отсутствия внешнего контроля за нормотворчеством, формируя неопределенность пределов полномочий и угрозу потенциального конфликта интересов.В связи с указанной проблематикой и усиливающейся цифровизацией фондового сектора, международной интеграции рынков и расширение круга финансовых инструментов, наиболее рациональным вектором дальнейшего развития является повышение прозрачности деятельности Банка России, нормативная балансировка его статуса и системная переоценка модели правового взаимодействия между регулятором, государством и участниками фондового рынка.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (86) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Рябуха Н.С. ПРАВОВОЙ СТАТУС БАНКА РОССИИ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ // Вестник науки №5 (86) том 3. С. 623 - 630. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23060 (дата обращения: 13.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/23060



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.