'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (86) том 3
  4. Научная статья № 75

Просмотры  104 просмотров

Соловьев Д.Р.

  


ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИЗМЕНЕНИЯ ВИДОВ РАЗРЕШЕННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ НА ТЕРРИТОРИИ РФ *

  


Аннотация:
в настоящей работе рассматриваются современные направления совершенствования правового регулирования изменения видов разрешенного использования земельных участков. Проанализированы актуальные и отклонённые законопроекты, касающиеся разрешенных видов использования земельных участков, цифровизация процедур по изменению вида разрешенного использования земельного участка, проблемы в правоприменении, а также влияние новых подходов на правой режим земель. Сделан акцент на необходимость баланса между публичными и частными интересами в сфере видов разрешенного использования земельных участков, а также на упрощение административных процедур и обеспечении устойчивого правового регулирования изменения видов разрешенного использования земельных участков.   

Ключевые слова:
ВРИ, земельный участок, разрешенное использование, градостроительный регламент, землепользования, цифровизация, ФГИС ЕГРН, ФГИС НСПД, законопроекты   


Правовое регулирование изменения видов разрешенного использования земельных участков является одной из наиболее динамично развивающихся сфер земельного права. В условиях цифровой трансформации, изменения приоритетов государственной политики в области устойчивого развития и охраны земельного фонда, вопросы совершенствования механизмов изменения вида разрешенного использования (далее – ВРИ) приобретают особую актуальность в нынешнее время.Такая актуальность подкрепляется тем, что нынешнее законодательство, регулирующее институт ВРИ, нуждается в совершенствовании и дополнениях нормами.Так одной из проблем можно выделить изменение ВРИ земель сельскохозяйственного назначения. Ранее были попытки по разработке проектов нормативно-правовых актов, которые регулировали бы изменения вида разрешенного использования на таких землях.Так, можно вспомнить Проект Федерального закона № 297858-5 «О внесении изменений в статью 7 ЗК РФ и статью 37 ГрК РФ», который был внесен в Государственную Думу ФС РФ – 10.12.2009 [1]. Был отклонен Государственной Думой ФС РФ – 07.09.2011.Согласно пояснительной записке к данному законопроекту, его цель заключается в усилении контроля за изменением целевого использования земельных участков сельскохозяйственного назначения, включая частные владея.Так, в отношении земель сельхозназначения изменение вида разрешенного использования будет возможно только при условии согласования с органом местного самоуправления.Предложенная редакция ст. 7 ЗК РФ и ч.4 ст. 37 ГрК РФ должна была позволить органам местного самоуправления осуществлять земельный контроль в зонах сельскохозяйственного использования, а также оперативно принимать нужные меры при наличии данных, которые свидетельствовали бы об изменении вида разрешенного использования земельных участков без соответствующего согласования с таким органом местной власти.Из заключения Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления по данному закону проекту следовало, что предлагаемые изменения могут способствовать увеличению бюрократических процедур при государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества жилого назначения, а также созданию искусственных препятствий для роста числа населённых пунктов.Мы солидарны с данным выводом по законопроекту и считаем данные изменения излишними.Другим проектом являлся Федеральный закон №587639-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части установления запрета на перевод земель сельскохозяйственного назначения в иные категории земель, а также на изменение вида их разрешенного использования» [2]. Был зарегистрирован в Государственной Думе 12.08.2014. Проект был отклонен – 22.11.2017.Данный законопроект нес в себе изменения в ст.7 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», а также в ст. 1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», ст. 7-9 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) и ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации.По мнению инициаторов данного законопроекта, он был разработан для защиты национальных интересов нашей страны, а также для реализации положений Указа Президента Российской Федерации «О применении специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности РФ» от 06.08.2014. Изменения данного законопроекта были направлены в первую очередь на установление невозможности перевода земель сельхозназначения в другие категории земель. К тому же данные изменения предлагали невозможность изменения вида разрешенного использования той территории, которая относится к сельскохозяйственному назначению на иной вид разрешенного использования такого земельного участка.Из заключения Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношения по данному проекту от 10.10.2017 следовало, что изменения в ч. 3 ст. 37 ГрК РФ направленные на учет ограничений, которые предусмотрены федеральными законами, при изменении одного вида разрешенного использования земельных участка на другой вид такого использования, идут в разрез с другими нормами законодательства, в том числе с ч.6 ст. 36 ГрК РФ и ст. 78 ЗК РФ.К тому же необоснованно широким представлялся перечень оснований для перевода земель сельхозугодий или земельных участков подобных земель в другую, предусмотренную законом, категорию.Одним из современных проектов федеральных законов является Федеральный закон «О землеустройстве» [3], подготовленный Минсельхозом России. В Государственную Думу ФС РФ он не вносился. ID данного проекта 02/04/03-25/00155153. Дата создания - 03.03.2025.Из пояснительной записки следует, что данный проект Федерального закона «О землеустройстве» разработан во исполнение поручений Правительства РФ и плана законопроектной деятельности на 2018 год.Законопроект направлен на комплексное совершенствование института землеустройства как одного из основных инструментов государственного управления земельными ресурсами.На данный момент отношения в области землеустройства регулируются ЗК РФ и Федеральным законом от 18.06.2001 года № 78-ФЗ «О землеустройстве» [4]. За последнее время, по мнению авторов законопроекта, институт претерпел значительные изменения, в результате которых была утрачена часть предмета регулирования данного закона, размылись критерии объектов землеустройства, цели и мероприятия в области землеустройства.Авторами законопроекта предлагается определить предмет регулирования закона о землеустройстве. Законопроектом оно рассматривается с точки зрения комплекса мероприятий по изучению состояния земель, а также планированию и рациональному использованию таких земель. Положение о планировании использования земель сельхозназначения включают в себя также сведения о видах и назначении земель сельхозназначения.Для каждого вида земель разрабатываются специальные регламенты, которые определяют виды разрешенного использования, их размеры и требования к ним.Стоит отметить и то, что Законопроект предусматривает создание Единой информационной системы, которая включает в себя фонд данных, полученных в результате землеустройства, а также Единую федеральную карту-схему земель сельхозназначения.Авторы законопроекта считают, что данный закон сможет создать целостную систему управления земельными ресурсами, которые, в свою очередь, были бы направлены на рациональное их использование, охрану.Законопроект находится на стадии обсуждения его текста. О возможности официального опубликования говорить, на наш взгляд, пока рано. В первую очередь требуется соотнести его с действующим законодательством на предмет наличия правовых коллизий, нужности тех или иных положений.Из анализа нами данного законопроекта встает вопрос о целесообразности предложенной Единой федеральной карты-схемы земель сельскохозяйственного назначения. Ведь на основании Постановления Правительства РФ от 02.02.2023 № 154 «О порядке ведения государственного реестра земель сельскохозяйственного назначения» [5] была поставлена задачу тому же Минсельхозу РФ создать государственный реестр земель сельскохозяйственного назначения, который на настоящий момент существует и функционирует по следующему сайту - https://efis-t.mcx.ru/efis.Данный реестр содержит исчерпывающий список сведений, в том числе описание местоположения земель сельхозназначения, их площадь, кадастровые номера и виды разрешенного использования таких участков земли.Данные также подгружаются из базы данных ЕГРН, которые предоставляет Росреестр.Стоит и не забывать о существовании недавно запущенной федеральной государственной информационной системы Национальных пространственных данных (далее – ФГИС НСПД) [6], которая содержит актуальные и открытые пространственные данные о всех объектах недвижимости (границы, вид разрешенного использования, площадь, кадастровые номера и многое другое).Поэтому, полагаем, что создавать еще одну похожую систему будет излишним.Из плюсов такого законопроекта можно выделить: системный подход к землеустройству и планированию использования земель, прозрачные основания для изменения вида разрешенного использования (запрет на произвольное изменение вида разрешенного использования), информационное взаимодействие (все изменения вида разрешенного использования подлежат включению в ЕГРН согласно ст.20 данного законопроекта).В целом, проект федерального закона «О землеустройстве» представляет собой довольно смелый шаг в сторону регулирования земельных отношений, в частности вида разрешенного использования земельного участка. Он формализует порядок смены вида разрешенного использования для земель сельхозназначения, повышает требования к обоснованности таких изменений.Указанные положения могут быть положены в основу законодательной инициативы по гармонизации правовых режимов при изменении видов разрешенного использования земельных участков.На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.Анализ законодательства, законопроектов и цифровых инструментов, рассматриваемых в настоящем параграфе, позволят нам сказать о наличии устойчивой тенденции к усложнению и систематизации регулирования изменения видов разрешенного использования земельных участков. Особенно в отношении земель сельхозназначения.Несмотря на то, что ряд законопроектов, предлагавших ограничение или усложнение процедур изменения видов разрешенного использования земельных участков, не были приняты, их анализ демонстрирует нам о важности баланса между обеспечением государственного контроля и недопущением избыточного административного давления на участников земельных отношений.Так, современный проект Федерального закона «О землеустройстве» представляет собой неплохую попытку создать комплексную систему правового регулирования, в рамках которой изменения вида разрешенного использования земельного участка рассматривается как элемент целостного землеустроительного планирования.Соответственно, перспективы правового регулирования изменения вида разрешенного использования земельных участков лежат в направлении: создания согласованной и гибкой модели регулирования, исключающей излишнюю бюрократизацию, укрепление технической и кадровой базы органов регистрации прав, гармонизацию законопроектных инициатив с действующими нормами ГрК РФ, ЗК РФ и другим федеральным законодательством из данной сферы, поддержке цифровизации.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (86) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Соловьев Д.Р. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИЗМЕНЕНИЯ ВИДОВ РАЗРЕШЕННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ НА ТЕРРИТОРИИ РФ // Вестник науки №5 (86) том 3. С. 644 - 651. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23063 (дата обращения: 12.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/23063



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.