'
Софронова Д.Ю.
ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЦ, УПРАВЛЯЮЩИХ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ В СОСТОЯНИИ ОПЬЯНЕНИЯ *
Аннотация:
в статье рассмотрены наиболее актуальные проблемы, возникающие в ходе привлечения к административной ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения. Также, автором предложены пути совершенствования административной ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения.
Ключевые слова:
административная ответственность, транспортное средство, состояние опьянения
В наше время управления автомобилем стало обыденностью, многие жители получают водительское удостоверение для увеличения своей мобильности, при этом некоторая их часть забывает про ответственность, которая вместе с правами ложится на их плечи. Для пресечения каких-либо противоправных действий наше законодательство с каждым годом ужесточается.Наиболее распространенным и серьезным правонарушением в области безопасного дорожного движения является управление автомобилем в состоянии опьянения.Ежегодно по вине пьяных водителей в России совершается значительное количество дорожно-транспортных происшествий, при которых травмируются и погибают люди, о чем свидетельствует статистика. Так, по итогам девяти месяцев 2024 года в России произошло 9,7 тысяч ДТП с участием водителей в состоянии опьянения, либо отказавшихся от прохождения медицинского освидетельствования. На долю ДТП с такими водителями приходится 10% от всех дорожно-транспортных происшествий за этот период, а доля погибших – 21,6%. Всего в таких авариях погибли 2,3 тысяч человек (-14,7%), 12,5 тысяч (-11,1%) получили ранения. В девяти из десяти рассматриваемых ДТП виновными являлись именно водители в состоянии опьянения, либо отказавшиеся от прохождения медицинского освидетельствования. Рост основных показателей аварийности с участием нетрезвых водителей, а также автомобилистов, отказавшихся от медицинского освидетельствования, зафиксирован в Республике Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республике, республиках Марий Эл и Хакасия, Забайкальском крае, Ростовской, Тюменской и Томской областях [1].Каждый год Госдумой РФ принимаются законопроекты ужесточающий ответственность за нарушение правил дорожного движения. Так, с 1 января 2025 года начинают действовать изменения в ч. 1,2,3 ст. 12.8 КоАП РФ, которые ужесточают штраф за управление транспортным средством в состоянии опьянения до 45 тысяч рублей [2].Несмотря на комплекс мер, реализуемых государством в борьбе с водителями, допускающими управление транспортным средством в состоянии опьянения, а также совершенствование административного законодательства в данной сфере, сотрудники правоохранительных органов, в частности сотрудник Госавтоинспекции, сталкиваются с многочисленными трудностями в ходе его применения.Рассмотрим более подробно некоторые наиболее актуальные проблемы, возникающие в ходе привлечения к административной ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения.Во-первых, это проблема проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Согласно Постановления Правительства РФ от 26.06.2008 №475 «Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и Правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством» медицинское освидетельствование на состояние опьянения проводится в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности с указанием соответствующих работ и услуг [3].На практике реализация правовых норм о медицинском освидетельствовании на состояние опьянения может вызывать затруднения. Например, в сельской местности медицинские учреждения имеются только в районных центрах, а расстояние до них от места происшествия может составлять десятки километров. Кроме того, в настоящее время в сельской местности существует острый дефицит медицинских сотрудников, поэтому во многих районных центрах врачи- наркологи отсутствуют, а также существует ряд других объективных проблем для реализации правовых норм, в связи с чем сотрудникам полиции приходится доставлять водителей, задержанных в состоянии опьянения, в соседние районы или ближайший крупный город, что может способствовать избеганию ответственности виновным лицом.Во-вторых, это проблема использования водителями возможности отказа от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения. За совершение правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ и ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ, то есть за управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, и невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также за правонарушения, предусмотренные ч. 3 ст. 12.8 КоАП РФ и ч. 2 ст. 12.26 КоАП РФ, то есть за совершение вышеуказанных действий лицом, не имеющим права управления транспортным средством либо лишенным такого права, предусмотрены равнозначные наказания, что, с нашей точки зрения, оказывает негативное воздействие на состояние безопасности дорожного движения [2]. Водителю не придется тратить время на данную процедуру, он не понесет негативных последствий, возникающих в связи с постановкой на учёт в наркологическом диспансере, а при употреблении наркотических средств, психотропных веществ или новых потенциально опасных психоактивных веществ сможет избежать административной ответственности, предусмотренной ст. 6.9 КоАП РФ. Также следует отметить, что для многих людей, осуществляющих публичную деятельность, огромное значение имеет сохранение репутации. Отказавшись от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения, в последующем они могут объяснить общественности свои действия отсутствием времени или недоверием к сотрудникам полиции и таким образом избежать общественного порицания за управление транспортным средством в состоянии опьянения. Кроме того, по мнению отдельных авторов, при отказе лица от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения, хотя он и будет считаться совершившим соответствующее деяние в состоянии опьянения, однако в дальнейшем в суде он может представить медицинский акт, составленный вскоре после аварии, согласно которому он был трезвым в момент ДТП, и не исключены ситуации, когда суд может приобщить его к делу, что повлияет на принятие итогового решения [5, с. 149].Таким образом, из всего сказанного, можно вывод, что управление транспортным средством в состоянии опьянения остается серьезной проблемой на дорогах нашей страны. Несмотря на принимаемые государством меры по ужесточению ответственности и совершенствованию законодательства, существуют трудности в привлечении виновных лиц к административной ответственности. К таким трудностям относятся проблемы с проведением медицинского освидетельствования на состояние опьянения, умышленное затягивание процедуры освидетельствования и возможность отказа от его прохождения.Для решения обозначенных проблем необходимо: улучшить доступность медицинских учреждений, в том числе в сельской местности, для проведения медицинского освидетельствования. Ужесточить наказание за отказ от прохождения медицинского освидетельствования, в том числе путем увеличения размера штрафа или срока лишения права управления транспортным средством.Только комплексный подход к решению этих проблем позволит повысить эффективность мер по пресечению управления транспортными средствами в состоянии опьянения и снизить количество дорожно-транспортных происшествий, связанных с этим правонарушением.
Номер журнала Вестник науки №5 (86) том 3
Ссылка для цитирования:
Софронова Д.Ю. ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЦ, УПРАВЛЯЮЩИХ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ В СОСТОЯНИИ ОПЬЯНЕНИЯ // Вестник науки №5 (86) том 3. С. 660 - 666. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23065 (дата обращения: 12.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*