'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (86) том 3
  4. Научная статья № 84

Просмотры  117 просмотров

Шакшуева К.А.

  


ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НАСЛЕДОВАНИЯ *

  


Аннотация:
в статье рассмотрены основные этапы становления и развития права наследования от древности до современности, а также его преобразование в конституционное право. Исследованы причины отсутствия упоминания норм о праве наследования в первой советской Конституции. Сделаны выводы о важности закрепления права наследования в Основном законе России.   

Ключевые слова:
право наследования, Конституция, личная собственность, частная собственность   


Право наследования исторически относится к одному из самых древнейших прав, принадлежащих человеку не с рождения, а юридически с момента его зачатия. Такое право является важным элементов экономической стабильности, так как предоставляет возможность каждому человеку при жизни определить судьбу принадлежащего ему имущества и обеспечить потомков или других выбранных им лиц после своей смерти.Рассматривая основные этапы становления права наследования в России и преобразование его в конституционное, нельзя не отметить некоторые важные исторические события. Истоки права наследования российского государства берут своё начало в Древней Руси. Первым известным юридическим документом, содержащим упоминания о наследовании, считается заключенный в 911 году Договор Руси с Византией. Такой договор являлся международно-правовым актом, в котором нашли отражение некоторые нормы византийского права (1). Указанный договор содержал в себе росток современного российского права наследования. Так, регламентировалось право русских, находящихся на службе у царя Греции, распорядиться своим имуществом на случай смерти посредством составления завещания, а в случае отсутствия завещания прослеживалась и замысловатая очерёдность наследования. Имущество убийцы переходило к родственникам убитого, при этом жена убийцы имела право сохранить за собой то, что ей полагалось по обычаю (закону).Следующей ступенью в развитии права наследования стало создание Пространной редакции Русской Правды, датированной по различным научным источникам от начала XII в. до начала XIII в. В сравнении с Русско-византийским договором 911 года Пространная редакция Русской Правды содержала в себе целый ряд статей, посвящённых наследованию. Старое общинное право наследования в условиях развития феодальных отношений переживает серьёзные изменения (2). Так, например, закреплено право женщины передать наследственное имущество путём составления завещательного распоряжения и определена первоочерёдность наследования в случае отсутствия такого распоряжения. Появилось право на выдел части имущества умершего на проведение поминального обряда.Значимые изменения в формировании будущего конституционного права наследования произошли в период властвования сословно-представительной монархии в XVII веке. С принятием Соборного уложения 1649 года и последующих дополняющих его нормативных актов тех времён установилось разделение между движимым и недвижимым имуществом, расширен круг наследников по закону и по завещанию. Сформировалось такое понятие, как наследование по праву представления. Так, если одна из дочерей вотчинника умирала раньше своего отца, оставив детей и внуков, то после смерти вотчинника дети и внуки умершей дочери являлись наследниками наряду с другими его детьми (3). Созданное Уложение в эпоху феодализма устанавливало общие законодательные начала, которые, по прошествии времени, трансформировались и отражались в различных постановлениях, указах и боярских приговорах. Многочисленные изменения в законодательстве, служившие дополнением и совершенствованием Соборного уложения, чаще выступали взаимоисключающими друг друга, что привело к созданию в стране, спустя почти два столетия, Свода законов Российской империи, который значительно приближал преобразование права наследования в конституционное. Свод законов Российской империи 1832 года являлся в некотором смысле архетипом Конституции и выполнял ключевую роль основного закона российского государства. Свод законов, по своей сущности, систематизировал ранее принятые правовые акты в единый законодательный документ, при необходимости дополняя или исправляя их. Исследуя положения о наследовании Соборного уложения 1649 года и Свода законов Российской империи 1832 года, нельзя не согласиться с утверждением Р.С. Тарабрина, который указывал, что такие правовые нормы «предстают весьма близкими», и более поздней норме создатели просто придали современную юридико-лексическую форму (4). Но, в то же время, Свод законов закреплял некоторые правила о наследовании, которые ранее не были учтены в юридических документах такого уровня. Так, в статье 1106 Свода предусмотрено право призвания к наследованию по закону детей, зачатых при жизни отца, но ещё не рождённых к моменту его смерти. В некоторых губерниях Российской империи иностранцы имели право наследовать недвижимое имущество.Ретардация в развитии права наследования в России наступила с изменением политических настроений, произошедших в стране с приходом советской власти в начале ХХ века. Изданный 27 апреля 1918 года декрет ВЦИК РСФСР «Об отмене наследования» являлся, по сути, правовым принуждением. Согласно указанному декрету, любое имущество умершего подлежало передаче в соответствующие учреждения, осуществляющие управление таким имуществом Российской Республики, а нуждающиеся родственники наследодателя имели право лишь на получение за счёт этого содержания. Однако статьёй IX декрета все же предусматривалась передача части имущества в управление и распоряжение супруга и близких родственников умершего, если такое имущество состояло из усадьбы, домашней обстановки и средств производства трудового хозяйства, общая стоимость которых не превышала десяти тысяч рублей (5). А значит, говорить об отмене наследования «в чистом виде» в этот период все же не приходится. Распределение имущества умершего лица между государством и ближайшими родственникам и право управления и распоряжения таким имуществом можно рассматривать как установление нового порядка наследования. Важно отметить, что оставленные за наследниками права были направлены на смягчение последствий суровых изменений и на поддержку социальной стабильности в обществе. В том же 1918 году была принята первая Конституция РСФСР – главенствующий источник права, который не содержал в себе положений о наследовании в силу их противоречии идеологии революционной власти в стремлении уничтожить старые порядки и построить новое социалистическое государство.Последующие Конституция СССР 1924 года и Конституция РСФСР 1925 года, также как и первая советская Конституция, правовых норм о наследовании не содержали. Однако третье десятилетие ХХ века можно с уверенностью считать эпохой возрождения института наследования, начало которому положено с принятием декрета ВЦИК «Об основных частных имущественных правах, признаваемых РСФСР, охраняемых её законами и защищаемых судами РСФСР» от 22 мая 1922 года и введением в действие Гражданского кодекса РСФСР 1922 года, содержавших на тот период более совершенные нормы о наследовании. В 1926 году Постановлением ЦИК СССР были отменены ограничения по стоимости наследственного имущества. В 1928 году введены в действие сразу два Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 06 апреля 1928 года и от 28 мая 1928 года. Принятие первого связано, в том числе, с воскрешением института усыновления, что предполагало укрепление социалистических семейных уз, и с расширением свободы завещания. Теперь наследователь был вправе указать в качестве наследников государство или отдельные его органы, партийные и профессиональные организации, общественные и кооперативные организации, зарегистрированные в установленном порядке. Принятие второго ознаменовалось появлением в законодательстве права на обязательную долю при наследовании. Несовершеннолетние наследники должны были получить не менее трёх четвёртых от доли, которая причиталась бы им при наследовании по закону (6). Фактически эти нормативные документы, принятые с небольшим временным разрывом, одновременно расширяли и ограничивали свободу завещания. Этот этап стал одним из важнейших периодов, предшествующих развитию конституционного права наследования после революционных волнений.Первые конституционные нормы о праве наследования нашли отражение в Конституции (Основном законе) СССР, принятой в 1936 году, а также в разработанной на её фундаменте Конституции РСФСР, принятой в 1937 году. Связано это было в первую очередь с необходимостью изменения правового регулирования общественных отношений и закреплением экономических прав и свобод человека на самом высшем законодательном уровне. Охраняемые конституционным законом права личной собственности граждан и право наследования такой собственности распространялись на жилые дома, предметы личного пользования, быта, домашнее подсобное хозяйство, а также на трудовые доходы и сбережения. Поименованная в своё время «Сталинской» Конституция 1936 года закрепляла первостепенные экономические основы социализма, в числе которых была отмена частной собственности. Действующая социалистическая власть допускала возможность существования только мелких частных хозяйств определённых категорий граждан (единоличных крестьян и кустарей) без права использования труда наёмных рабочих (7). Перечисленные в Конституции виды личной собственности, а также имеющиеся в распоряжении граждан инструменты и материалы для мелкосерийного изготовления ручных изделий составляли после их смерти предел наследуемой массы. Главным смыслом конституционного права наследования той поры было сменить обладателя личной собственности в случае его смерти для дальнейшего продолжения существования семьи, сохранения и стабильного функционирования хозяйства и дела без возможности получения каких-либо баснословных богатств или хотя бы достойной прибыли от труда умершего родственника.Далее сильный толчок в развитии право наследования получило в период военного времени, когда возникла необходимость адаптировать законодательство о наследовании к новым, суровым реалиям, в связи с чем принимаются различные Указы и Постановления. По мнению Задума Я.Т., Указ Президиума Верховного Совета СССР «О наследниках по закону и завещанию», принятый 14.03.1945 года, «... стал ключевым моментом в истории наследственного права СССР, изменив институт наследования кардинальным образом и, тем самым, став основой для реформирования норм наследственного законодательства в союзных республиках» (8). В этом же году были внесены изменения в ГК РСФСР 1922 года, коренным образом меняющие порядок наследования. Отменена многовековая заповедь о переходе государству доли наследника, отказавшегося от наследства. Теперь такая доля переходила к иным наследникам по закону.Не менее значимыми в развитии права наследования стали принятые более чем через четверть века после опубликования «Сталинской Конституции» Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик от 08 декабря 1961 года и утверждённый ВС РСФСР 11 июня 1964 года Гражданский кодекс РСФСР. Однако конституционное право наследования на тот момент оставалось неизменным.Основные законы РСФСР и СССР 1930-х годов действовали на протяжении четырёх десятилетий, но в процессе развития общества требовалось изменение существующего законодательства, укрепление государственности и модернизация правовой системы. Новая Конституция РСФСР 1978 года, принятая на основе Конституции СССР 1977 года, считалась самой нестабильной и часто изменяемой. Первые десять лет существования Конституции 1978 г. она, так же как и её предшественницы, не допускала наличие норм о частной собственности, а соответственно, положения о наследовании в тексте новой Конституции были неизменны и касались лишь охраны права наследования личной собственности, перечень которой был ничтожно мал.В период перестройки вносились существенные коррективы для укрепления социалистической законности и улучшения жизни граждан российского государства в образе принятых законов, носящих конституционный характер. По этой причине, с 1989 года по 1992 год, было внесено более пятисот изменений и поправок в Основной Закон страны (9). В числе таких поправок звучали признание частной собственности и допущение свободы экономической деятельности государства. Теперь в частной собственности граждан могли находиться предприятия, земельные участки, акции и прочие имущественные блага, которые становились объектами наследования. Собственность граждан создаётся и приумножается за счёт их трудовых доходов от участия в общественном производстве, от ведения собственного хозяйства, иных доходов, полученных в порядке и на условиях, не противоречащих закону (10). Выбранное государством направление медленно, но верно приводило к экономическому выздоровлению населения и улучшению общественных настроений, поскольку охраняемое государством конституционное право наследования затрагивает практически каждого человека, давая уверенность как обладателю частной собственности в переходе нажитого им имущества после смерти его потомкам, так и последним в получении такого имущества в собственность. Внесённые в Конституцию РСФСР 1978 года многочисленные поправки интерпретировали в большей степени Российскую республику как демократическую правовую державу, основанную на равноправии, гуманизме государства и общества. Но действующая на тот момент Конституция все же содержала в себе противоречивые положения, которые наряду с распадом СССР привели к принятию в 1993 году новой Конституции России.Принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года Конституция Российской Федерации зафиксировала во второй главе, вместе с основными правами человека и гражданина, гарантированность права наследования. Так, в части 4 статьи 35 Конституции Российской Федерации указано: «Право наследования гарантируется» (11). Конституционные гарантии права наследования включают в себя единую систему государственно-правовых гарантий с различными направлениями в области наследственных правоотношений, в числе прочих: порядок взаимодействия с другими нормами конституционных прав, определение субъектов и объектов права, механизм реализации конституционного права наследования, который, в свою очередь, охватывает право каждого при жизни определить судьбу принадлежащего ему имущества, права и ответственность наследников, ограничение и защиту конституционного права наследования. Установленная Конституцией РФ гарантированность права на наследование есть обязательство государства уважать, охранять и защищать права тех, кто вступает в наследственные правоотношения, будь то человек, оставляющий распоряжения в отношении своей собственности на случай ухода из жизни, или наследник, которому переходит такая собственность. А значит, лишить человека таких прав, принадлежащих ему с рождения, государство не вправе.С принятием Конституции Российской Федерации в 1993 году начинается новый, современный этап развития конституционного права наследования, послуживший процветанию всенародной демократии. Становление такого этапа прошло сложный, долгий и противоречивый путь от древности до современности. Основной закон страны 1993 года закрепил право человека на частную собственность, которое включало в себя и гарантированное право наследования как одно из основополагающих прав человека. Анализируя развитие права наследования, можно прийти к выводу, что именно этот фазис стал отправной точкой для формирования обновлённой правовой базы в сфере наследования, отвечающей основным потребностям как рыночной экономики, так и принципам демократии.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (86) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Шакшуева К.А. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НАСЛЕДОВАНИЯ // Вестник науки №5 (86) том 3. С. 715 - 724. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23072 (дата обращения: 13.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/23072



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.