'
Алимханова Г.А., Курамшина А.И.
КОГДА СКУЧНО НЕ ВАРИАНТ: КАК СДЕЛАТЬ УРОКИ АНГЛИЙСКОГО ИНТЕРЕСНЫМИ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ *
Аннотация:
в современном образовательном процессе одной из самых актуальных задач является удержание внимания и мотивации подростков. Особенно остро эта проблема стоит на уроках английского языка, где учащимся часто, не хватает внутреннего интереса к предмету, а традиционные методы обучения оказываются малоэффективными. Статья рассматривает эффективные стратегии, приёмы и инструменты, которые помогут учителю английского языка заинтересовать подростков, повысить их мотивацию и сделать процесс обучения более живым, увлекательным и значимым для каждого ученика.
Ключевые слова:
подростки, подход, образовательный процесс, геймификация, креативное письмо
Подростковый возраст — период интенсивного формирования личности, поиска себя, стремления к самовыражению и независимости. В это время у учащихся обостряется чувствительность к внешним оценкам, возрастает тяга к свободе и экспериментам, что влияет на восприятие учебной деятельности. Чтобы эффективно обучать подростков английскому языку, преподавателю важно не только владеть языковыми и методическими компетенциями, но и понимать психологические особенности возрастной группы. Особенности психологии подростков требуют от преподавателя гибкости, креативности и готовности выходить за рамки стандартных подходов. Простого объяснения грамматики или заучивания слов недостаточно — необходимо создать такие условия, при которых учащиеся будут не просто слушать, а вовлекаться, общаться, чувствовать себя услышанными и понятыми.Один из самых действенных способов заинтересовать подростков — это говорить с ними на языке их интересов. Учебные материалы, далекие от реальной жизни и личного опыта учеников, часто воспринимаются как скучные и «ненужные». Подростки гораздо охотнее включаются в работу, если тема урока перекликается с тем, что им действительно важно и близко.Важно следить за актуальными трендами — что смотрят, слушают, обсуждают современные подростки? Это могут быть популярные исполнители, сериалы на Кинопоиске, видеоблогеры, мобильные игры или тренды в TikTok. «TikTok уже давно не про танцы и липсинк. Эта платформа — кладезь для изучающих английский язык» [1]. Всё это можно использовать как отправную точку для создания заданий, проектов и обсуждений на английском языке. Например: можно обсудить с учениками клипы их любимых исполнителей, желательно англоговорящих конечно. Они могут описать действия, происходящие в клипе, поделится мнением и даже написать небольшие рецензии.Ещё одним отличным примером является упражнение «Social media profiles». Его суть заключается в том, что учащиеся создают профили в социальных сетях для вымышленных персонажей и описывают их. Такие задания не только развивают языковые навыки, но и позволяют подросткам выразить себя, проявить творчество и почувствовать, что их мир важен и ценен на уроке.Следующий метод, который хотелось бы осветить – геймификация. Геймификация представляет собой использование игровых элементов в образовательном процессе, что помогает сделать обучение более увлекательным и мотивирующим. Для подростков, стремящихся к самостоятельности и самовыражению, геймификация становится мощным инструментом, который не только повышает их интерес к учебе, но и способствует лучшему усвоению материала. «Геймификация является относительно новой методикой, и потому обладает недостаточной изученностью, но в то же время и широким образовательным потенциалом. Она может быть задействована в различных сферах человеческой жизни, но в последнее десятилетие рассматривается как один из наиболее перспективных инновационных подходов к проведению занятий в средней школе» [2].Основной принцип геймификации — это включение элементов игры в учебный процесс, таких как баллы, уровни, достижения и соревнования. Эти элементы создают у студентов ощущение прогресса, стимулируя их к дальнейшему обучению. Важно, чтобы игра не становилась самоцелью, а была органичной частью образовательного процесса. Для внедрения геймификации в образовательный процесс можно применять как традиционные методы, так и современные цифровые инструменты, эффективно сочетая их для достижения максимального вовлечения учащихся. Одним из популярных подходов является использование онлайн-платформ и специализированных приложений, таких как Kahoot!, Quizlet и Classcraft. Эти цифровые ресурсы предоставляют широкие возможности для создания викторин, интерактивных тестов и учебных игр, которые превращают изучение материала в увлекательный и соревновательный процесс. Благодаря им учащиеся могут закреплять знания в игровой форме, что повышает мотивацию, способствует лучшему усвоению информации и делает обучение более динамичным.Однако не стоит ограничиваться только цифровыми решениями. Традиционные формы игровых методов, такие как настольные игры, ролевые занятия и тематические квесты, также играют важную роль в образовательной практике. Их включение в учебные занятия позволяет не только повторить и закрепить изученный материал, но и развить важные навыки — например, критическое мышление, способность к сотрудничеству и коммуникативные умения. Особенно эффективно такие методы работают с подростками, поскольку предоставляют возможность проявить инициативу, воображение и чувство ответственности в процессе обучения.Таким образом, интеграция элементов геймификации, как цифровых, так и традиционных, способствует формированию позитивного отношения к обучению, делает уроки более разнообразными и интересными, а также создает благоприятную среду для активного участия всех учеников.Один из самых увлекательных и любимых подростками форматов обучения английскому языку — это озвучка сцен из фильмов, мультфильмов или аниме. Такой подход органично сочетает элементы развлечения и образовательной практики, позволяя ученикам погружаться в живую, аутентичную речь, развивать навыки интонации, произношения и передачи эмоций. Участие в подобных заданиях помогает подросткам почувствовать себя в роли актёров, попробовать различные речевые интонации, акценты и эмоциональные оттенки, а также использовать английский язык в приближенном к реальному контексту.«Метод озвучивания мультфильмов на иностранном языке отличается новизной, результативностью и возможностью творческого применения на практике. Он может быть реализован на базе факультатива (или элективного курса), на неделе иностранных языков или просто как часть урока» [3]. Организация этого формата проходит поэтапно. Сначала учащиеся, работая в парах или небольших группах, выбирают короткий, но выразительный фрагмент из популярного фильма, мультфильма или аниме. Затем они слушают оригинальную версию, анализируют реплики, акценты персонажей и эмоциональные нюансы речи. После этого учащиеся пробуют воспроизвести диалоги самостоятельно, сначала в тренировочном формате, а затем озвучивают выбранный фрагмент — либо вживую, либо записывая аудио или видео. Финальным этапом может стать презентация озвучки перед классом или публикация результата в школьной группе, блоге или на платформе для совместного обучения.Преимущества такого метода очевидны. Он помогает развивать интонацию и произношение, способствует работе с подлинной речью носителей языка, стимулирует творческое мышление и вовлечённость, а также значительно повышает уверенность подростков в собственных устных навыках. Кроме того, использование знакомых и любимых героев делает обучение эмоционально насыщенным и ближе к реальной жизни.Ещё одним довольно эффективным методом является включение тематических занятий в программу. «Очень широко внедряются в практику тематические занятия. Занятия проходят в игровой форме и воспринимаются детьми как интересная и разнообразная деятельность. Для воспитателя такое занятие возможность решить педагогические задачи, проявлять творчество, умение использовать учебный и дидактический материал» [4]. Они могут быть посвящены как теме урока, так и быть дополнением к программе. Учителям английского в этом вопросе проще всех, так как английская культура богата разными праздниками и событиями. Не будем забывать, что задачей учителя является не только преподавать детям язык, но и знакомить их с культурой родины этого языка и вместо того, чтобы читать не всегда интересующие детей тексты, можно обыграть это по возможности демонстрируя на уроках исторические моменты, вовлекать детей в сценки, чтобы информация действительно запоминалась. Темами для таких занятий могут послужить: «Новый год», «День святого Патрика», «День святого Валентина», «Пасха» и другие.Подростки — самая сложная и самая интересная аудитория. С ними невозможно работать "по шаблону". Но если найти подход, показать, что английский может быть живым, весёлым, связанным с их жизнью — они начинают учиться с интересом и желанием.
Номер журнала Вестник науки №5 (86) том 3
Ссылка для цитирования:
Алимханова Г.А., Курамшина А.И. КОГДА СКУЧНО НЕ ВАРИАНТ: КАК СДЕЛАТЬ УРОКИ АНГЛИЙСКОГО ИНТЕРЕСНЫМИ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ // Вестник науки №5 (86) том 3. С. 752 - 757. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23078 (дата обращения: 13.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*