'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (86) том 3
  4. Научная статья № 96

Просмотры  98 просмотров

Зубова М.В.

  


МАТЕМАТИЧЕСКОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ В 5 - 6 КЛАССАХ: МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ И ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются методические аспекты внедрения курса математического конструирования в 5-6 классах, направленного на преодоление разрыва между теоретическими знаниями учащихся и их практическим применением в реальных и учебных контекстах. Акцент сделан на проектной деятельности и заданий, формирующих математическую грамотность. Предложены примеры практических работ, рекомендации по использованию учебных пособий.   

Ключевые слова:
математическое конструирование, функциональная грамотность, проектная деятельность   


Современные требования к образованию, закрепленные в стратегических документах РФ, подчеркивают необходимость формирования у школьников навыков применения математики в реальных ситуациях.Особенно актуально это в контексте математики. Математическое конструирование – подход, при котором ученики создают объекты, модели и проекты, используя математические принципы, что становится ключевым инструментом для развития практических навыков и мышления.В 5 классе, когда у детей закладывается основа для изучения алгебры и геометрии, конструирование помогает преодолеть страх перед сложными задачами, превращая обучение в увлекательный процесс.Однако, у учащихся 5-6 классов наблюдается дисбаланс между усвоение материала геометрических и алгебраических понятий, а также их использования в конструкторской деятельности. По данным мониторинга Рособрнадзора (2023), 64% учащихся испытывают трудности при решении задач, требующих переноса теоретических знаний в практическую плоскость.Особенно остро эта проблема проявляется в геометрии и началах алгебры, где абстрактные понятия (площадь, периметр, симметрия) не подкрепляются деятельностным компонентом.Курс математического конструирования призван решить эту проблему, развивая критическое мышление и инженерно-технические компетенции.Статья раскрывает методы интеграции этого подхода в учебный процесс, его связь с ФГОС, а также практические рекомендации для учителей.1. Теоретические основы математического конструирования. Математическое конструирование – это деятельностный подход, направленный на создание учениками материальных или цифровых объектов с опорой на математические законы.Цели:Развитие пространственного мышления через работу с геометрическими фигурами.Формирование логики и аналитических способностей при решении конструкторских задач.Стимулирование креативности благодаря вариативности решений.Развития функциональной грамотности с требования ФГОС, где математическая грамотность определяется как способность интерпретировать и применять математику в разнообразных контекстах.Согласно ФГОС ООО, учащиеся должны уметь «моделировать ситуации, используя математический аппарат». Конструирование отвечает этому требованию, связывая теорию с практикой.Например, построение разверток геометрических тел соответствует стандарту 5-6 класса (блок «Геометрия»).2. Методы и приемы.Давайте рассмотрим примеры заданий:Геометрическое моделирование. Через решение задач, связанных с проектированием объектов (например, моделирование геометрических фигур, расчет параметров конструкций).Проектная деятельность – разработка макета парка с использованием масштаба и симметрии.Цифровые инструменты- построение графиков в Excel или 3D-моделей в программе Tinkercad.Стоит отметить, что групповая работа усиливает эффективность: ученики распределяют роли (расчеты, чертежи, сборка), учатся коммуникации.Например, задание «Постройте мост из спичек, выдерживающий вес учебника» развивает инженерное мышление и командную работу.Так как времени на уроке ограничено, можно использовать мини-проекты, такие как:Конструирование многоугольников из подручных материалов с расчетом периметра и площади.Создание макетов зданий с использование геометрических преобразований (симметрия, масштабирование).Пример задания: «Рассчитайте, сколько листов картона потребуется для сборки модели пирамиды, если известны ее высота и длина основания.ИКТ- инструменты:Использование GeoGebra для визуализации задач на координатную плоскость.Приложение «Математические конструкторы» для создания динамических моделей.Пример проекта для внеурочной деятельности «Построение города будущего».Цель: закрепить понятия масштаба, периметра и площади.Этапы проекта:Введение: учитель демонстрирует карту города, объясняет понятия, принципы масштабирования.Планирование: группы получают задание спроектировать район с парками, домами и дорогами (1 см=10 м).Расчеты: ученики вычисляют размеры объектов, соотносят их с масштабом.Конструирование: создание макета из бумаги или цифровой модели.Защита проекта: обсуждение решений, оценка точности расчетов.В результате мы получаем- учащиеся видят, как математика применяется в архитектуре и дизайне.Практическая реализация.Опыт внедрения курса в «МОУ СОШ 22» показал:Повышение мотивации среди учащихся – 78% учащихся отметили, что задачи на конструирование «интереснее стандартных упражнений». Результаты опроса представлены на рис.1 и демонстрируют значительный рост мотивации и академических показателей.Рис. 1. Результаты опроса учащихся 5-6 классов МОУ СОШ 22.Рост качества знаний – средний балл по математике увеличился. Это демонстрирует таблица 1. Таблица 1. Результаты внедрения курса. Развитие soft skills – работа в команде, презентация проектов.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.Внедрение математического конструирования в 5-6 классах способствует:Преодолению «страха геометрии» через тактильный опыт работы с моделями,Росту интереса к предмету «Математика» (по данным опроса, уровень мотивации вырос на 37%),Формирования навыков 21 века: критическое мышление, креативность.Перспективы развития курса:Включение модуля по робототехнике (расчет траекторий движений).Разработка диагностического инструментария для оценки soft skills.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (86) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Зубова М.В. МАТЕМАТИЧЕСКОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ В 5 - 6 КЛАССАХ: МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ И ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ // Вестник науки №5 (86) том 3. С. 794 - 800. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23084 (дата обращения: 15.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/23084



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.