'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (86) том 3
  4. Научная статья № 98

Просмотры  110 просмотров

Калюжена К.С.

  


ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА В ШКОЛЕ *

  


Аннотация:
данная статья посвящена исследованию технологии организации речевой деятельности педагога как важного элемента образовательного процесса. Особое внимание уделяется влиянию речевой культуры педагога на мотивацию учащихся, усвоение учебного материала и формирование общей образовательной среды. Представлена разработанная технология, включающая методы и приёмы развития педагогической речи. Предлагаются практические рекомендации и упражнения для развития и совершенствования речевых навыков педагога с целью повышения эффективности образовательного процесса.   

Ключевые слова:
речевая деятельность, технология развития, метод, приём   


Речевая деятельность педагога – ключевой инструмент в образовательном процессе. От ее эффективности зависит не только усвоение материала, но и формирование личности ученика. В рамках технологии организации речевой деятельности педагога акцептируется внимание на том, что эффективная коммуникация является ключом к успешному взаимодействию с учениками. Педагог, владеющий разнообразными методами речевой активности, способен создать динамичную образовательную среду, где каждый учащийся чувствует себя вовлечённым и услышанным. Внедрение диалоговых форм и игровых элементов в занятия способствует повышению заинтересованности обучающихся.Технология актуализации мотивационного потенциала образовательной среды позволяет педагогу не только стимулировать интерес к обучению, но и формировать у учеников осознанную мотивацию к познанию. Это достигается через использование разнообразных видов деятельности, направленных на актуализацию знаний и умений, что создаёт условия для формирования глубокой внутренней мотивации. Актуализация мотивационного потенциала включает в себя создание психологически комфортной среды, в которой педагог получает возможность развивать свои творческие и профессиональные способности. Для этого важно определить индивидуальные мотивы и потребности каждого педагога, а также создать условия для их реализации через участие в проектной деятельности, семинарах и тренингах. Методы, используемые для актуализации мотивационного потенциала, включают активные формы обучения, такие как проектная деятельность, ролевые игры и case-методы. Эти подходы способствуют созданию интерактивной образовательной среды, где педагоги могут проявлять свою инициативу и креативность.Формирование уверенности и готовности педагогов к самостоятельной деятельности является следующей важной задачей. Технология формирования уверенности и готовности к самостоятельной успешной профессиональной деятельности способствует развитию уверенности в своих силах и повышению уровня профессиональной компетенции. Одним из ключевых методов является рефлексия, которая позволяет педагогам оценивать собственный опыт и выявлять зоны для профессионального роста. Параллельно используются методы коучинга, помогающие формировать навыки самоуправления и повышения личной эффективности.Кроме того, важную роль играют тренинги, которые включают ролевые игры и групповые обсуждения, создающие безопасную среду для обмена опытом и мнениями. Это способствует повышению уровня уверенности в своих силах и готовности к новым вызовам.Методы педагогического mentорства также оказывают положительное влияние, позволяя менее опытным коллегам получать поддержку и наставничество от более опытных специалистов.В современном образовательном пространстве повышенная коммуникативная компетенция педагога является ключевым фактором успешного обучения. Эффективная коммуникация способствует не только передачи знаний, но и созданию положительной образовательной среды. Технология повышения коммуникативной компетенции педагога формирует у педагогов уверенность в коммуникации, что, в свою очередь, улучшает взаимодействие с учащимися и создает условия для продуктивного обучения. Среди методов повышения коммуникативной компетенции можно выделить тренинги и семинары, которые позволяют педагогам развивать навыки активного слушания, эмпатии и ассертивного поведения, моделирование ситуаций, (использование ролевых игр и кейс-методов помогает учителям отрабатывать реакции на различные коммуникативные вызовы), а также интеграция технологий, которые способствуют внедрению цифровых инструментов, таких как онлайн-платформы и рабочие группы, расширяют возможности для взаимодействия учащихся и педагогов.Такие технологии подготовят педагога к освоению технологии организации речевой деятельности, которая включает в себя комплекс методов и приемов, направленных на развитие устной и письменной речи педагога, а также критического мышления.На репродуктивном этапе, цель которого является воспроизведение единицы внешней структуры речевой деятельности (письмо, чтение, говорение и слушание), то есть механизма речевой памяти, педагог воспроизводит уже имеющиеся знания и способы решение образовательной задачи. На данном этапе происходит индивидуальное – личностное взаимодействие. Метод «Моделирования» представляет собой эффективный инструмент, позволяющий создать правдоподобные речевые ситуации. Приём «Активное слушание» в рамках данного метода позволяет улучшить навыки слушания. Развивая этот навык, педагоги учатся не просто слышать, но и воспринимать информацию. Активное слушание включает в себя такие техники, как перефразирование, уточнение и отражение эмоций, что позволяет создавать атмосферу доверия и взаимопонимания. Приём «Смыслового чтения» позволит педагогу развить умение доказывать свою точку зрения, опровергать какие-либо утверждения, опираясь на источники.Сформированные у педагога коммуникативные умения позволяют осуществлять учебный процесс. В рамках репродуктивного этапа технологии одним из методов повышения коммуникативных навыков является метод «Публичных выступлений». Педагоги могут организовывать мини-лекции, семинары или дебаты, в которых участники будут обсуждать актуальные темы, опираясь на уже известные шаблоны.Метод «Демонстрация образцов» позволит педагогу показать образцы речевой деятельности (например, образцы выступлений, диалогов, рецитаций), чтобы они могли увидеть, как правильно строится речевой процесс.На втором этапе технологии (частично - поисковом) необходимо организовать речевую деятельность педагога с применением трехфазности (по Леонтьеву), анализируя цели и мотивы деятельности, осуществляя при этом механизм осмысления. На данном этапе педагогу необходимо выработать умения видеть проблему и мотивы речевой деятельности, строить собственные доказательства и определять выбор действия, способ учета условий, в которых осуществляются эти действия. Для достижения этой цели применяется Метод «Кейс-стади». В данном методе преобладает системный анализ, в ходе которого педагоги анализируют свои речевые действия и применяют их на практике. Прием «гипотеза», «SWOT-анализ», стратегия «ИДЕАЛ», «Мысленный эксперимент» помогут реализовать действия данной методики, а также приём «Образовательный тренажер», который предполагает наличие педагогических проблем, речевых ситуаций (Например, работа на мотивацию обучающихся, общения с родителями).Метод «Коучинг–сессия». Это интерактивное общение, развивающее консультирование, дискуссия (вопрос - ответ). Здесь педагог не получает советов и рекомендаций, а только отвечает на вопросы, которые ему задает консультант, и сам находит и пути для решения проблем. На данном этапе условиями для реализации метода является способность обучающегося анализировать цель и мотив речевой деятельности. Важной составляющую играет предметно-психологическое содержание речевой деятельности.Третий этап технологии — исследовательский, целью которого является формирование у обучающегося готовности и способности самостоятельно и творчески оценивать, а также трансформировать новые способы речевой деятельности, запускает механизм упреждающегося анализа и синтеза. Метод «Креативные группы» предлагает разнообразие подходов для активного участия обучающихся.Прием «Создание образа» предоставляет уникальную возможность воссоздания речевого поведения: через воображение и сочинение образа обучающиеся открывают новые горизонты речевой практики. Например, задание может заключаться в том, чтобы воссоздать портрет педагога 19 века, ограничиваясь только речевыми аспектами.Прием «Открытый микрофон» создает платформу для свободного обсуждения актуальных проблем, позволяя каждому высказать личное мнение и поделиться мыслями.Метод «Портфолио/Самопрезентация» предлагает обучающимся продемонстрировать свои творческие или профессиональные достижения, что укрепляет уверенность и развивает навыки самопрезентации. Этот этап открывает путь к глубокому самопознанию и развитию речевой активности.Таким образом, эффективная организация речевой деятельности не только способствуют повышению профессиональной компетенции педагогов, но и создают позитивную образовательную атмосферу. Успешная коммуникация становится ключевым инструментом в взаимодействии с обучающимися, играя важную роль в процессе обучения и воспитания.Повышая уверенность и готовность педагогов к самостоятельной деятельности, мы закладываем основы для их дальнейшего профессионального роста. Внедрение активных форм обучения и технологий коммуникации делает образовательный процесс более интерактивным и увлекательным. Это создает пространство для обмена знаниями и опытом, что, в конечном счёте, ведёт к повышению качества образовательных результатов. Развитие коммуникативных навыков – это не просто задача, а пусть к созданию эффективной и успешной образовательной среды для всех участников процесса.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (86) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Калюжена К.С. ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА В ШКОЛЕ // Вестник науки №5 (86) том 3. С. 807 - 813. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23086 (дата обращения: 09.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/23086



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.