'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (86) том 3
  4. Научная статья № 99

Просмотры  109 просмотров

Катаев Н.С.

  


КАЧЕСТВО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В МЕЖДУНАРОДНОЙ СРЕДЕ *

  


Аннотация:
в этой статье рассматривается уровень качества российского образования в международной среде. Приводятся результаты международных исследований, таких как PISA и TIMSS. Также в статье показано открытие новых школ, ориентированных на обучение на английском языке.   

Ключевые слова:
Российская Федерация, образование, модернизация   


Введение. Одной из главных функций школы мы можем сказать, что это предоставление гражданам государства качественного образования. Чтобы оценить или же узнать на каком уровне качество среднего образования в современной Российской Федерации, необходимо обратить внимание на международные исследования, проводимые на мировом уровне. Это, в свою очередь, помогает формировать рейтинг стран по качеству школьного образования. Чтобы узнать уровень знание учеников в мировом уровне, Российская Федерация начала принимать участие в таких исследованиях с середины 1990-х — начала 2000-х годов. К числу международных исследований, определяющих качество образования, можно отнести PISA, TIMSS, ISILS и ICCS. Какие результаты дали эти исследования, и улучшилось ли качество среднего образования в России благодаря их проведению, изложено ниже.Цель: проанализировать уровень качества среднего образования в Российской Федерации в международном контексте на основе данных исследований PISA и TIMSS, а также рассмотреть влияние внедрения программ Международного бакалавриата на развитие образования в стране.Задача: оценить, как участие России в международных исследованиях и внедрение англоязычных образовательных программ повлияло на улучшение показателей качества образования и формирование конкурентоспособной образовательной среды.Российские школьники принимают участие в международном мониторинговом исследовании TIMSS, определяющем уровень знаний по математике и естественным наукам, начиная с 1995 года. TIMSS — это международное исследование, оценивающее уровень знаний учащихся 4-х, 8-х и 11-х классов по математике и естественным наукам [1, с. 8]. Основная цель этого исследования — предоставить мировому сообществу достоверные данные о развитии математического и естественнонаучного образования в странах-участницах. Исследование проводится Международной ассоциацией оценки образовательных достижений (IEA — International Association for the Evaluation of Educational Achievement) и проводится один раз в четыре года. В инструментарий TIMSS входят стандартизированные тесты, каждая версия которых содержит задания по математике и естественным наукам [2, с. 98–99].Результаты TIMSS. В 1995 году, согласно исследованию TIMSS, учащиеся 8-х классов из России набрали в среднем 535 баллов по математике (15 место в рейтинге) и 538 баллов по естественным наукам (14 место). В 1999 году в исследовании участвовало 38 стран. Российские школьники заняли 12 место по математике и 16 — по естественным наукам. В 2003 году исследование охватило учащихся 8-х классов из 46 стран. Россия заняла 10–13 место по математике и 17 место по естественным наукам. В 2007 году российские школьники показали лучшие результаты: 8 место по математике и 9–10 — по естественным наукам. В 2011 году результаты стали ещё лучше: 6 место по математике и 7 — по естественным наукам [2, с. 59]. В 2015 году учащиеся 8-х классов заняли 6 место по математике и 7 — по естественным наукам [2, с. 103].Результаты исследований TIMSS 2011 и 2015 годов были особенно важны для государства, поскольку в этот период происходила реформа образования в России. Во время проведения этих циклов исследований российские школы переходили на новые образовательные стандарты. Поэтому положительные результаты TIMSS могли быть следствием как реформ в социальной политике в области образования, так и внедрения новых стандартов. Также улучшение результатов связывают с введением Единого государственного экзамена (ЕГЭ) [1, с. 8].В исследовании TIMSS-2019 участвовало более 60 стран. От России в тестировании приняли участие 3901 учащийся 8-х классов из 590 образовательных организаций, представляющих 49 регионов. Особенностью исследования TIMSS-2019 стало проведение компьютерного тестирования, а также внедрение новых заданий, оценивающих способность решать различные проблемы [2, с. 99–100].По результатам TIMSS-2019 российские восьмиклассники набрали 543 балла по математике и заняли 6 место в международном рейтинге. Лидерами, как и в предыдущие годы, остались Сингапур, Южная Корея, Гонконг, Тайвань и Япония. По естественным наукам российские школьники также набрали 543 балла и заняли 5 место, уступив лишь Сингапуру, Тайваню, Японии и Южной Корее [2, с. 104].Следующее исследование TIMSS планировалось провести в 2023 году. Однако Рособрнадзор заявил, что Россия не будет участвовать в TIMSS-2023. Основной причиной стало влияние санкций, введённых против страны. Вместо этого Рособрнадзор совместно с Министерством просвещения и Министерством науки и высшего образования разработали альтернативную систему оценки качества образования, основанную на модели PISA.Исследования PISA.Исследование PISA проводится один раз в три года на международном уровне. Российская Федерация начала участие с 2000 года. Исследование охватывает три направления: читательская грамотность, математическая грамотность и грамотность в области естественных наук. В каждом цикле внимание сосредоточено на одном из направлений, а два других оцениваются на общем уровне. Например, в 2000 году основным направлением была читательская грамотность, а в 2003 — математическая. Объектом исследования являются 15-летние учащиеся. Это связано с тем, что во многих странах именно в этом возрасте завершается обязательное школьное образование. Также важно определить уровень знаний и навыков, которые пригодятся в будущем [3, с. 115].В 2000 году от Российской Федерации в исследовании участвовали учащиеся из 250 образовательных организаций в 46 регионах. Более 75% из них — ученики 9–10 классов общеобразовательных школ, а 25% — студенты профессиональных училищ, техникумов и колледжей [3, с. 116].В исследовании 2000 года приняли участие 41 страна. Российские школьники заняли 23 место по математике, 27 место по естественным наукам и 28 по читательской грамотности. В 2003 году из 40 стран участниц Россия заняла 29 место по математике, 24–25 по естественным наукам и 32 по читательской грамотности. В 2006 году (57 стран) — 34 место по математике и 35 по естественным наукам. В 2009 году (65 стран) — 39 место по математике, 43 по чтению и 39 по естественным наукам. В 2012 году (65 стран) — 34, 41 и 37 место соответственно [2, с. 59–60]. В 2015 году, по сравнению с 2012, средние результаты российских 15-летних учащихся заметно улучшились: 20–30 место по математике, 30–34 по чтению и 19–30 по естественным наукам [4, с. 2–14].В последнем на данный момент исследовании PISA-2018 участвовали около 600 тысяч учащихся из 79 стран, в том числе 7 608 учеников из России. По результатам: 27–35 место по математике, 26–36 по чтению и 30–37 по естественным наукам [5, с. 3–17].После 2018 года исследования PISA в России не проводились, в том числе из-за санкций, о которых упоминалось выше.Российская модель PISA.Помимо международных исследований, в России проводится оценка функциональной грамотности на основе модели PISA. Общероссийская оценка функциональной грамотности проводится ежегодно с 2019 по 2024 годы. Она основана на зарубежных технологиях, что позволяет сравнивать её с результатами исследования PISA-2018. Оцениваются три направления: читательская, математическая и естественнонаучная грамотность. В 2023 году в национальной оценке приняли участие 61 500 учащихся из 15 971 образовательной организации по всей стране [6, с. 5].Исследование 2023 года показало следующие средние баллы:– читательская грамотность — 510 баллов (соответствует 11 месту по шкале pisa-2018),– математическая грамотность — 507 баллов (16 место),– естественнонаучная грамотность — 488 баллов (29 место) [6, с. 9].– уровень английского языка.В современном обществе английский язык вышел на новый уровень. В связи с этим в Российской Федерации открываются школы, реализующие программы Международного бакалавриата (IB). В этих школах английский язык используется как средство изучения других предметов. Таким образом, данная программа предоставляет возможность получить современное, востребованное и качественное образование мирового уровня.Обучение по программам Международного бакалавриата осуществляется на трёх языках: английском, французском и испанском. В системе IB учащиеся обучаются по трём программам. Нас интересует программа среднего уровня — Middle Years Programme (MYP), предназначенная для среднего школьного звена. Также существует дипломная программа, ориентированная на старшеклассников и считающаяся отличной подготовкой к поступлению в высшие учебные заведения — Diploma Programme. Кроме того, для старших классов предусмотрена ещё одна программа — Career-related Programme, ориентированная на получение карьерного сертификата [7, с. 226].Теперь давайте подробнее рассмотрим Дипломную программу (Diploma Programme) Международного бакалавриата. Программа рассчитана на два года и включает изучение шести предметов из шести основных групп, из каждой из которых учащийся может выбрать дисциплину по своему усмотрению:– первый язык (обычно родной язык) и выборочное изучение произведений мировой литературы,– иностранные языки и литература на этих языках,– человек и общество (история, психология, география, экономика, философия, бизнес и управление, информационные технологии и другие),– естественные науки (биология, физика, химия, экосистемы и многие другие предметы),– математика,– дополнительные предметы по выбору (дизайн, музыка, театральное искусство, один из предметов из групп 3 или 4, математика на повышенном уровне) [7, с. 227].Английский язык преподаётся на стандартном и продвинутом уровнях. Вместе с языком учащиеся изучают и культуру. Оценивание по курсу английского языка включает развитие следующих навыков:– умение грамотно общаться на английском языке в различных ситуациях,– способность правильно выражаться в условиях межличностного общения на английском языке,– навыки свободного и грамотного устного и письменного общения и понимания на английском языке,– умение чётко, логично и последовательно излагать мысли,– хорошее понимание письменной и устной речи с возможностью адекватно реагировать в соответствии с контекстом [7, с. 228].Программа диплома Международного бакалавриата в основном основана на суммативной (итоговой) оценке. Основная цель оценки — обеспечить достижение поставленных учебных целей и задач, а также стимулировать учебный процесс. Чтобы завершить программу Международного бакалавриата, учащийся должен выполнить все предъявленные требования. К ним относятся: успешная сдача экзаменов по шести предметам (три на углублённом уровне и три на стандартном уровне), написание курсовой работы и двух работ по теории познания, выполнение не менее 150 часов по программе творчества, активности и социального служения, а также завершение всех проектов и мини-проектов [7, с. 229].Для полноценного развития образовательной системы государства важно устанавливать связи с другими странами. Глобализация приносит множество преимуществ в сфере образования: обмен знаниями, доступ к мировым ресурсам, обмен опытом и др. Помимо интеллектуального развития, глобализация образования способствует воспитанию толерантности и уважения к другим культурам. Что касается международной оценки качества образования, она, безусловно, способствует его повышению. Конкуренция между странами стимулирует развитие системы образования. Исследования PISA и TIMSS являются наглядными примерами этого. Улучшение результатов российских учащихся в этих исследованиях свидетельствует о росте их интеллектуального потенциала. Международные исследования помогает выяснить какие плюсы и минусы есть в сфере образование. Помогает определить какие хорошие стороны есть в системе образование, и какие стороны развить. Также такие исследования модернизирует систему образование. Еще одним плюсом является, что такие исследования мотивирует учителей и учеников. Они стремятся показать хороший результат. Однако в последние годы возникли трудности — из-за санкций Россия оказалась вне рамок международных исследований. Это может негативно повлиять на качество образования, либо, по крайней мере, затормозить его рост.Открытие IB-школ способствует повышению качества образования учащихся, поскольку обучение в них направлено на формирование новаторской, критически мыслящей, способной идти на риск и мотивированной к достижению успеха личности. Для того чтобы человек мог эффективно действовать в той или иной сфере, важная роль в таких школах отводится формированию компетентности личности.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (86) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Катаев Н.С. КАЧЕСТВО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В МЕЖДУНАРОДНОЙ СРЕДЕ // Вестник науки №5 (86) том 3. С. 814 - 822. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23087 (дата обращения: 20.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/23087



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.