'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (86) том 3
  4. Научная статья № 100

Просмотры  139 просмотров

Корюкова Е.В.

  


СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ АУДИРОВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются особенности аудирования как одного из видов речевой деятельности, а также описываются способы формирования навыков аудирования на различных этапах работы с аудиотекстом, способствующие развитию иноязычной коммуникативной компетенции.   

Ключевые слова:
речевая деятельность, аудирование, аудиотекст, речевой слух, речевое взаимодействие, межличностная коммуникация, иностранный язык, средства общения   


DOI 10.24412/2712-8849-2025-586-823-835

Основной целью обучения иностранному языку является формирование иноязычной коммуникативной компетенции, т. е. способности осуществлять иноязычное общение [3, c.255]. На современном этапе планируемый результат иноязычного образования в вузе – владение иностранным языком как средством межкультурного общения в профессиональной и межличностной коммуникации.Овладевая иностранным языком, обучающиеся должны уметь им пользоваться в устной и письменной формах коммуникации. Поэтому одной из основных задач преподавателя является обучение различным видам речевой деятельности, осуществляемой на иностранном языке. Являясь основным средством вербальной коммуникации, язык на уровне речи представлен четырьмя видами речевой деятельности: аудированием, чтением, говорением и письмом. Аудирование и чтение являются рецептивными видами речевой деятельности, говорение и письмо продуктивными [1, c. 9]. Овладение всеми видами речевой деятельности является необходимым условием успешного осуществления коммуникации.Термин «аудирование» («listening comprehension»), как известно, означает процесс восприятия и понимания речи на слух [4, с.125]. Обучение аудированию предполагает работу над двумя функциональными видами: аудированием, происходящим в процессе непосредственного диалогического общения, и дистантным аудированием связных текстов в условиях опосредованной коммуникации (например, когда необходимо понимать объявления в общественных местах, сообщения в средствах массовой информации, слушать лекции и выступления) [7, с.197].Аудирование, наряду с говорением, обеспечивает возможность осуществления прежде всего устной формы коммуникации. Являясь рецептивным видом речевой деятельности, аудирование имеет внутреннюю – невыраженную – форму протекания. Тем не менее, слушающий осуществляет обратную связь и воздействует на акт коммуникации вербально (с помощью реплик) и невербально (посредством мимики, жестов, смеха) [6, c. 78].В реальной ситуации речевого общения, помимо восприятия речи на слух, человек может одновременно выполнять другие действия: говорить, писать, наблюдать и интерпретировать знаки невербальной коммуникации, но для того, чтобы эффективно осуществлять коммуникацию, он должен понимать то, что слышит.В методике преподавания иностранных языков давно признан тот факт, что аудирование является одним из самых сложных видов речевой деятельности (Е. Н. Соловова, В. М. Филатов, Л. Р. Сакаева). Это обусловлено различными объективными и субъективными факторами. Объективные факторы складываются из особенностей предъявляемого текста и условий, в которых протекает его восприятие: однократность предъявления аудиотекста (как в реальной ситуации непосредственного общения, так и при опосредованном аудировании информации), индивидуальные особенности произношения говорящего, лингвистические особенности воспринимаемого материала (например, использование незнакомой лексики, идиом, терминов, сленга, аббревиатур), сложность содержания (наличие цифр, дат, имен собственных, географических названий), внешние звуковые помехи (фоновый шум, смех). Субъективные факторы определяются особенностями психики слушающего и уровнем владения лингвистической и социокультурной компетенциями.Качество процесса аудирования зависит от уровня развития у слушающего основных механизмов аудирования: речевого слуха, памяти (кратковременной, долговременной и оперативной), вероятностного прогнозирования и сформированности механизма артикулирования (уровня развития внутренней речи). Формирование речевого слуха, который «обеспечивает восприятие устной речи, ее деление на смысловые синтагмы, словосочетания, слова», происходит непосредственно в процессе аудирования [4, c.129]. То есть эффективность аудирования во многом зависит от того, насколько часто и как долго обучающийся осуществляет этот вид речевой деятельности.Кроме того, во время прослушивания слушающий должен понять смысл аудиотекста, оценить коммуникативное намерение говорящего, удерживать в памяти то новое, что он узнал из текста, дать оценку событиям, описанным в тексте. В целом, во время аудирования происходит выполнение сложной перцептивно-мнемонической деятельности, осуществляются мыслительные операции анализа, синтеза, дедукции, индукции, сравнения, противопоставления и т. д. [6, c. 82].Тем не менее, трудности аудирования могут быть преодолены с помощью правильного подбора текстов и методически целесообразной работы по аудированию соответствующих аудиотекстов на занятии. По мнению В. М. Филатова, «обучение аудированию с учетом функционирования его психофизиологических механизмов… дает положительные результаты: слуховой канал становится надежным каналом связи, обеспечивающим высокое качество приема информации» [5, c.241].Наравне с развитием других механизмов аудирования – памяти, смыслового и лингвистического прогнозирования и внутреннего проговаривания речи – формирование речевого слуха на занятиях по иностранному языку требует системного подхода.С. Н. Татаринцева предлагает формировать умение аудирования в определенной последовательности:Слушание иноязычной речи в исполнении преподавателя с опорой на наглядность,Слушание речи преподавателя без опоры на наглядность,Сочетание аудиозаписи с наглядностью (просмотр видеоматериала),Аудирование аудиотекста без опоры на наглядность,Просмотр видеоматериала, который необходимо понять с однократного предъявления (например, телепередачи без возможности повторения),Прослушивание радиопередачи (однократное предъявление аудиотекста, обладающего определенной языковой спецификой,Прослушивание аудиотекста без опоры на наглядность в исполнении незнакомого голоса – самый сложный вариант аудирования) [7, c. 201].Следует отметить, что зрительная наглядность является важным условием эффективного обучения аудированию. По результатам исследований, визуально воспринимаемая информация запоминается лучше, чем информация, поступающая через органы слуха (25% против 15%). Одновременное использование аудиального и визуального канала передачи информации повышает ее усвоение: человек в таком случае может воспринять до 65% содержания [2, с. 113].В качестве зрительной наглядности традиционно используются различные опоры и ориентиры. В методике различают визуальные (изобразительные) и вербальные опоры. К визуальным опорам относятся карты, картинки, фотографии, схемы, планы местности и другие графические материалы [6, с.87]. Вербальными опорами являются ключевые слова, заголовки, планы, таблицы, то есть различные средства, представленные в языковой форме, которые позволяют в соответствии с предложенным способом членить информацию, содержащуюся в прослушанном аудиотексте.Поскольку параллельная активизация двух сенсорных систем – слуховой и зрительной – ведет к улучшению обработки и усвоения изучаемого материала, применение зрительной наглядности при обучении аудированию весьма целесообразно.Традиционно в методике обучения аудированию выделяют три этапа:1) предтекстовый (преддемонстрационный),2) текстовый (демонстрационный),3) послетекстовый (постдемонстрационный) [1, с.22].На предтекстовом этапе необходимо создать мотивационную установку. Для этого сообщается речевая задача: спрогнозировать содержание аудиоматериала (на основе заголовка, новых слов, иллюстраций), до начала прослушивания обсудить вопросы или утверждения, имеющие тематическую соотнесенность с аудиотекстом. На данном этапе также необходимо снять языковые трудности с помощью вербальных опор: незнакомые слова (даты, имена собственные, географические названия) следует выписать на доску или показать на слайде.Текстовый этап представляет собой собственно слушание. Количество предъявлений одного и того же аудиотекста может быть разным. Однократное предъявление текста позволяет формировать навык глобального аудирования, то есть умение понять общее содержание аудиотекста, его основную тему. Для проверки результата глобального аудирования обычно предлагаются следующие задания:выбрать одну из предложенных иллюстраций к тексту,выбрать подходящий заголовок текста из предложенных вариантов,упорядочить пункты плана (расставить предложения в соответствии с этапами развития сюжета),прочитать предложения и определить, соответствуют ли они содержанию аудиотекста.Двукратное и трехкратное предъявление аудиотекста в классе целесообразно при установке на последующее обсуждение или пересказ текста. Повторному прослушиванию должна предшествовать формулировка новой практической задачи, нацеливающей обучающихся на более глубокое понимание. Повторное предъявление аудиотекста позволяет развивать умение осуществлять детальное аудирование (т. е. понимание полной информации) и селективное аудирование (т. е. понимание конкретной необходимой информации). В зависимости от того, какой вид аудирования предполагается развивать, должны отбираться задания для контроля.Поскольку формирование навыков детального и селективного аудирования требует многократного предъявления аудиотекста, необходимо обеспечить у обучающихся высокй уровень мотивации. В целях сохранения интереса к аудиотексту и активизации внимания целесообразно подбирать задания таким образом, чтобы каждое следующее задание содержало новизну. Примерами заданий на данном этапе работы с аудиотекстом могут служить следующие упражнения:прослушать аудиотекст и вставить пропущенные слова в предложениях,прослушать аудиотекст и дать дефиниции к ключевым словам,определить количество смысловых частей прослушанного аудиотекста,расставить предлагаемые пункты плана в порядке следования событий,отметить на карте план маршрута,изобразить услышанное в виде рисунка,выполнить альтернативный тест (да / нет, «+» / «-»),выполнить тест множественного выбора (из 2-3 утверждений только одно является правильным).В план работы над аудиотекстом на демонстрационном этапе желательно включить контроль аудирования, который как правило представлен в виде тестовых заданий или в табличной форме.На послетекстовом этапе прослушанный аудиоматериал должен быть использован для развития навыков устной и письменной речи. При этом аудирование будет выступать как средство обучения другим видам речевой деятельности - говорения и письма. Необходимо мотивировать обучающихся использовать информацию, полученную из аудиотекста при подготовке монологических высказываний, диалогов, дискуссий, эссе. В связи с этим могут выполняться задания на интерпретацию текста, высказывание своего мнения, задания на творческую переработку информации.Опыт работы в образовательных организациях показывает, что на послетекстовом этапе совместная деятельность, организованная в рамках группового общения и связанная с обсуждением вопросов, имеющих высокую личностную значимость, позволяет обеспечить эмоциональное единение участников дискуссии, и служит эффективным «трамплином» к совершенствованию навыков говорения и письма.В целом, аудирование как средство обучения обеспечивает знакомство обучающихся с новым языковым и речевым материалом, выступает как средство формирования навыков и умений во всех других видах речевой деятельности, способствует поддержанию достигнутого уровня владения речью, формирует аудитивные навыки.В качестве примера способов развития навыков аудирования приведем задания, которые можно использовать при работе над аудиотекстом «False Alarm» («Ложная тревога») [8, c.10] в рамках изучения темы «Отдых. Путешествия».На предтекстовом этапе при подготовке к аудированию текста «False Alarm» можно предложить объяснить смысл заголовка “False Alarm”, обсудить цитату «There are two things that reign on board of the plane - boredom and terror» (Орсон Веллес, американский киноактер), рассмотреть картинку и предположить, как будет развиваться ситуация на борту самолета, о которой будет рассказано в аудиотексте.Обсуждение картинки, вопросов или утверждений, связанных с темой, перед прослушиванием аудиотекста повышает мотивационную установку к выполнению заданий, так как всегда интересно предвосхитить события, используя свой жизненный опыт и догадку. Подобное упражнение делает последующие задания более личностно-значимыми, поскольку здесь «на повестку дня» выносится не только умение понять аудиотекст, но и прозорливость обучающихся.В качестве второго задания предлагается небольшой список слов, часть из которых являются новыми: false alarm, dozen, aisle, flight attendant, crash landing, rush. После краткого обсуждения их значения выполняется упражнение на соотнесение данных слов с предлагаемыми дефинициями.Следует подчеркнуть, что упражнения и вопросы предтекстового этапа имеют важное значение не только для повышения мотивации, но и для снятия возможных трудностей. Знакомясь с лексикой, обсуждая ответы на вопросы, обучающиеся слышат слова определенного семантического поля. Здесь вступает в силу смысловое и лингвистическое прогнозирование, а также активизируется речевой слух, чему способствует проговаривание некоторой части информации.На текстовом этапе важно обеспечить поддержание мотивации у обучающихся. Новизна и разнообразие заданий поможет в этом:1. Прослушайте историю «False Alarm» и выберите (√) для нее из предложенных вариантов подходящий заголовок: Wrong Message Played on Plane Passengers Jump Out of Plane Taped Message Saves Passengers2. Прежде чем снова послушать историю прочитайте пункты плана, а после прослушивания поставьте их в правильном порядке: a) The message told the passengers they were going to land on water. b) The passengers heard a taped message. c) A plane took off in Portugal. d) A flight attendant then explained that it was a false alarm. e) The cabin crew rushed into the aisles. f) It told them to get their lifejackets. g) The plane started to cross the English Channel.3. Прослушайте историю «False Alarm» в третий раз. Выберите правильный ответ на вопрос:How long did the passengers prepare for a crash landing?for two minutesb) for twenty minutesWhen did the false alarm happen?Wednesday morningb) Wednesday afternoonWhere was the flight going?to Londonb) to LisbonHow many passengers were there on the plane?103b) 113What was the flight number?BA32b) VA32How many message tapes were there?less than 12b) more than 124. Вставьте пропущенные слова и словосочетания в предложения:For two minutes on Wednesday afternoon, (1) ________ aboard a British Airways flight from Portugal to London prepared for a (2) _______ in the English Channel. «This is an (3) _______», said a taped message over the in-flight loudspeaker. The message then told the passengers they were going (4) _______ on water. It told them to get their (5) _______ from under their seats. They were to wait for further (6) _______ from the cabin crew.5. Закончите предложения письменно. Прослушайте историю «False Alarm» и проверьте ответы.The passengers on flight BA32 were frightened when the cabin crew ___________.A flight attendant then told everyone that _____________________.She said that she had pushed _______________________.The flight attendant made a _____________________.Out of more than a dozen tapes she chose the message that prepares passengers for ____________________.На послетекстовом этапе следует закрепить знания, полученные в ходе целенаправленного слушания, и продолжить работу над развитием навыков устной и письменной речи.Так, можно предложить подготовить устный рассказ от лица пассажира или бортпроводника, составить диалоги в форме ролевой игры по заданной ситуации (разговор между бортпроводником и пассажирами, разговор между командиром и вторым пилотом и т. п.), обсудить поступки героев, оценить сам текст, провести игру на закрепление лексики (игру по типу Pelmanism).Например, задание 6: заполните анкету о способе размещения на борту самолета и выберите подходящие варианты. Обсудите эти варианты в диалогах.You are going on a 12-hour flight in a jumbo jet. You are going to fly alone in economy class. For each item, check (√) which option you prefer. If you don’t care draw a dash (-) in both boxes. When you have finished discuss your choices with a partner.В качестве упражнений, нацеленных на развитие навыков письменной речи, можно использовать различные виды письменного пересказа: подробный, сжатый (summary), дифференцированный (от лица разных персонажей), а также задания творческого характера: дополнить и продолжить историю, написать рассказ о необычном приключении на борту самолета из личного жизненного опыта.Подобные задания послетекстового этапа имеют высокую личностную значимость для обучающихся, значительно повышают их мотивацию, и, вовлекая их в активную творческую деятельность, способствуют активизации речевого взаимодействия, а также позволяют в необычной форме провести контроль результатов аудирования.Подводя итог, следует отметить, что аудирование требует целенаправленной и систематической работы на занятиях по иностранному языку, поскольку формирование навыков аудирования является сложным процессом, занимающим много времени. Систематическая и тщательно спланированная работа с аудиотекстами, применение системы разнообразных упражнений на предтекстовом, текстовом и послетекстовом этапах помогут сформировать необходимые механизмы аудирования у обучающихся.Задача преподавателя - организовать познавательную деятельность таким образом, чтобы обучающиеся имели возможность не только учиться извлекать информацию из аудиотекстов, но и передавать эту информацию, аргументированно защищать свою точку зрения, вступать в диалоги, готовить письменные сообщения. Многообразие используемых приемов и форм деятельности на каждом этапе работы над аудиотекстом обеспечивает в итоге возможность развития всех четырех видов речевой деятельности – аудирования, говорения, чтения и письма.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (86) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Корюкова Е.В. СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ АУДИРОВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ // Вестник науки №5 (86) том 3. С. 823 - 835. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23088 (дата обращения: 09.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/23088



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.