'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (86) том 3
  4. Научная статья № 101

Просмотры  101 просмотров

Крумка В.А., Вишневский В.А.

  


КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К УРЕГУЛИРОВАНИЮ КОНФЛИКТОВ *

  


Аннотация:
актуальность данной темы возросла из-за стремительно меняющейся окружающей обстановки и необходимостью подстраиваться под различные новые вызовы. Они определяют востребованность конфликтологических знаний и навыков у педагогов современной школы. Важным моментом является осмысление данных условий формирования и усвоение конфликтологических навыков и знаний. Целью исследования является изучение проблемы развития формирования конфликтологической компетентности, которая выражается в готовности к урегулированию конфликтов у педагогов.   

Ключевые слова:
конфликт, формирование готовности, урегулирование конфликтов, конфликтологическая компетенция   


Конфликты являются сопроводителем жизнедеятельности человека, т.к. он не только оказывает деструктивное влияние, но и является противоречием, а противоречие, в философии определяется как продвижение вперед. Они затрагивают все сферы деятельности человека. Это весьма сложное социальное и психологическое явление. Под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся острыми эмоциональными переживаниями. [3]Проблемы, особенности педагогической конфликтологии рассматриваются в работах В.И. Андреева, А.Я. Анцупова, В.В. Базелюка, С.В. Баныкиной, В.И. Журавлева, М.М. Рыбаковой, А.В. Мудрика, Ю.Л. Львовой, Л.М. Митиной, А.С. Чернышова, С.Ю. Теминой и др.В психолого-педагогической литературе выделяют особенности педагогических конфликтов в сфере образования (М.М. Рыбакова, С.Ю. Темина):- исходя из своей профессии, учитель отвечает за корректное решение конфликтов, тем самым, обучая учеников правильно выстраивать взаимоотношения с людьми, усваивать социальные нормы,- в силу разницы возраста, социального опыта, понимания и видения причин конфликтов, учитель должен учитывать интересы ученика, также он ответственен за выход из него,- любой конфликт имеет и воспитательный аспект, правильное его решение способствует пониманию учениками, как действовать в конфликтных ситуациях,- конфликт всегда легче предупредить, сложнее его решать. В теории и практике выделяют педагогические конфликты, связанные с деятельностью, взаимными отношениями, в процессе общения, поведением учеников. [5]Современная тенденция у педагогов в понимании конфликта, то, что его первоначальная роль в социализации и формировании ценностей детей. Но при этом отмечается их неготовность к разрешению конфликтных ситуаций. Умение работать с конфликтом содействует формированию профессионально значимых личностных качеств педагогов. Также конфликтологическая подготовка развивает навыки межличностного общения, а уже в рамках непрерывного образования, прежде всего в процессе профессиональной вузовской подготовки, будущих педагогов необходимо готовить к формированию разрешению конфликтов. В учебные планы педагогических вузов должны входить отдельные учебные дисциплины, предусматривающие формирование навыков и знаний по урегулированию конфликтов. [7]Из анализа научной отечественной и зарубежной литературы можно сделать вывод о том, что развитие готовности будущих педагогов к конфликтам в рамках их профессиональной подготовки ограничено программным содержанием вузовского образовательного процесса. Стоит отметить, что в педагогике уже давно применяется программный подход (иногда называемый программно-целевым), который является способом управления учебно-воспитательного процесса. [2]Формирование готовности будущих педагогов к профилактике и решению конфликтов включает не только приобретение психолого-педагогических знаний, умений, но и саморазвитие, рефлексия качеств, свойств личности, необходимых в профессиональной деятельности, в работе с детьми, для выработки своего индивидуального стиля, овладеть культурой общения, конфликтологической культурой. [1]Сущность конфликтологической подготовки студентов заключается в том, что, во-первых, происходит формирование нового профессионально-личностного образования (конфликтологической готовности), во-вторых, расширяется профессиональная характеристика выпускника вуза, отражающая успешное завершение очередного этапа профессиональной подготовки и сформированную установку и способность к решению профессиональных задач по диагностике, профилактике и разрешению конфликтов. [4]На основе исследования можно выделить этапы формирования готовности к урегулированию конфликтов:Обучение и подготовка может происходить на лекционных занятиях, так как там раскрывается важный аспект информирования и ознакомления с конкретными техниками из литературы. Последовательно после них уже идет практика в виде тренингов для отработки и понимания полученной информации. На них будущие специалисты смогут отработать техники работы с разными видами конфликтов и быть с готовыми кейсами на подобную ситуацию.Курсы повышения квалификации — это рассмотрение различных психологических направлений для более детального углубления, например, возрастные особенности детей и подростков и тому подобные важные аспекты в понимании конфликта.Развитие навыков общения в них входит обучение педагогов навыков: слушать, понимать, умение формулировать мысли и выражать их. Также формирование готовности вступить в конфликтную ситуацию и выйти из нее. Важен элемент эмпатии, который позволяет поставить себя на место другого и посмотреть на ситуацию с его стороны для понимания эмоций и потребностей человека.Создание поддерживающей среды, является важной ролью педагога в коллективе. Это момент создания командной работы, открытого общения, эффективной коммуникации между учащимися и готовность к урегулированию конфликта нежели сбегания или ухудшения.Практика разрешения конфликтов, в них могут включатся отработка ролевых игр. Они используют практику ситуаций конфликта и разработку стратегий по их урегулированию. Также к этому относиться анализу практических задач, в которые входят обсуждение реальных ситуаций и поиск решения в группе. [6]Таким образом, ключевые аспекты по формированию готовности у педагогов к решению конфликтов заключается в выстроенной программе по изучению данного психологического и социального направления и практике по решению и пониманию из чего они состоят. Эти аспекты позволяют сформировать личностные качества студентов, необходимые для дальнейшего выполнения ими выполнения профессиональных функций, а также овладеть практическими умениями, позволяющими реализовать знания о конфликте, как в своем поведении, так и в ходе общения с конфликтующими субъектами.Формирование готовности педагогов к разрешению конфликтов требует системного подхода, включающего обучение, развитие навыков и создание поддерживающей среды.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (86) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Крумка В.А., Вишневский В.А. КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К УРЕГУЛИРОВАНИЮ КОНФЛИКТОВ // Вестник науки №5 (86) том 3. С. 836 - 841. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23089 (дата обращения: 20.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/23089



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.