'
Курнышевский И.А., Пересада О.В.
ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ *
Аннотация:
в работе раскрыта сущность понятия этнокультурная компетентность, описаны результаты проведения констатирующего этапа эксперимента, направленного на выявление уровня сформированности этнокультурной компетентности у младших школьников. Описаны методы, применение которых на занятиях, повышает уровень этнокультурной компетентности среди учащихся младших классов.
Ключевые слова:
этнокультурная компетентность, младшие школьники, внеурочная деятельность, этнокультурное образование
В настоящее время система образования нашей страны подвергается постепенным изменениям, в приоритете становится патриотическое и духовное воспитания учащихся, и, в связи с этим, одной и задач образования является передача культурных ценностей и традиций новому поколению. Российская Федерация является многонациональным государством, и важность компетентности образования в этнокультурной сфере невозможно переоценить. «Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025 года» подчеркивает актуальность этнокультурного аспекта образования. В ней указаны основные направления духовно-нравственного воспитания учащихся, а именно: «Обеспечение образовательной системой исторической преемственности поколений, сохранения, распространения и развития национальной культуры, воспитания бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России» [1, с. 28]. Исходя из этого, мы изучили понятие «этнокультурная компетентность». Его сущность отражена в действиях человека, с применением определенных знаний, умений и навыков, благодаря которым, он может правильно взаимодействовать с представителями других культур и этносов, а также находить верные формы сотрудничества и общения с ними [2].Далее на базе МБО СОШ №11 г. Иркутска нами было проведено опытно-экспериментальное исследование уровня сформированности этнокультурной компетентности младших школьников. В нем приняли участие обучающиеся 3 класса в количестве 25 человек. Были отобраны следующие компоненты этнокультурной компетентности: когнитивный, эмоционально-ценностный, деятельностный. Их изучение проводилось с помощью методик: Гаранина Л.А. «Изучение суждений и представлений младших школьников об этнокультуре», направленной на эмоциональный и деятельностный компоненты этнокультурной компетентности, Юмашев Е.П. «Опросник на определение уровня знаний о народных культурах». Согласно результатам проведенного исследования, у 55% наблюдается средний уровень сформированности этнокультурной компетентности, у 10% - средний уровень, у 35% - низкий. В целом, полученные результаты свидетельствуют о недостаточной сформированности этнокультурной компетентности у учащихся, что указывает на необходимость проведения целенаправленной работы по повышению данного уровня.Нами были выделены методы, направленные на повышение уровня развития этнокультурной компетенции младших школьников: Форма коллективно-групповых занятий (урок-дискуссия, «круглые столы»,Методы, направленные на эмоциональное восприятие (метод эмпатии, метод рефлексии),Отдельно следует отметить групповую форму организации работы учащихся. Группы формируются по желанию учащихся, с учётом их интересов и учебных возможностей. Эта форма деятельности опирается на самостоятельную работу школьников, способствует развитию чувства ответственности и самокритичности. Также следует уделить внимание проведению проверочных работ по усвоенному материалу в виде рисунков по теме, написанию эссе. Использование описанных выше приемов и методов позволяет повысить уровень сформированности этнокультурной компетентности младших школьников, и наиболее эффективны во внеурочной деятельности. Это доказывает легкость их применения во время внеклассных занятий, т.к. множество тем невозможно уместить в прохождении урочной программы по разным предметам.
Номер журнала Вестник науки №5 (86) том 3
Ссылка для цитирования:
Курнышевский И.А., Пересада О.В. ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Вестник науки №5 (86) том 3. С. 842 - 846. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23090 (дата обращения: 15.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*