'
Малахова Е.В., Шитикова О.О., Щербатых Л.Н.
РОЛЬ ПЕДАГОГИКИ И ЕЕ СВЯЗЬ С ВОСПИТАНИЕМ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА *
Аннотация:
в статье раскрыто понятие «педагогика», её роль в обществе, суть современного педагогического процесса в воспитании среднего школьного возраста.
Ключевые слова:
педагогика, воспитание, образование, система, задачи, школьники, подготовка
Педагогика среднего образования – это отрасль педагогической науки, изучающая закономерности, принципы, методы и технологии обучения, воспитания и развития обучающихся подросткового возраста (5-11 классы) в условиях основной и старшей школы.Объект исследования – ребенок среднего школьного возраста, (подростки и старшеклассники 11-18 лет), развивающийся в условиях основной и старшей школы. Некоторые ученые объектом педагогики считают воспитание, другие образование, но чаще всего, согласно закону РФ «Об образовании» многие ученые отдают предпочтение образованию, так как закон утверждает образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. Человек выступает как объект исследования в онтологии, биологии, физиологии, психологии, логике и др. гуманитарных науках.Предмет – педагогические принципы, методы и технологии воспитания обучающихся среднего школьного возраста, направленные на их личностное становление, социализацию и преодоление возрастных кризисов в образовательном процессе.Педагогика среднего образования также как и общая педагогика реализует три функции: образовательную, воспитательную, и развивающую. Однако работы с подростками (5-9 классы) эти функции приобретают специфические особенности.Образовательная – заключается в углублении знаний, усложнение учебного материала (физика, химия, алгебра), подготовка к ГИА (ОГЭ).Воспитательная – заключается в коррекции ценностей, профилактики девиаций, разработке новых методов, средств, форм, систем обучения и воспитания, управления, достигая оптимальных результатов, профориентация, помощь в выборе будущей профессии, профилактика буллинга, зависимостей через социальные тренинги.Развивающая – заключается в самоопределении обучающегося, развитие абстрактного мышления, поддержка талантов, участие обучающихся в кружках, олимпиадах, формирование гражданской позиции.Единство всех трех функций позволяет успешно решить задачи и достичь цели в различных типах образовательных учреждений.Обучить или воспитать – что первично?По ФГОС, воспитание и обучение – равноценные задачи современной школы. Поэтому роль педагога не должна заключаться только в преподавании своего предмета или в формировании личности детей. Он должен не просто организовывать и проводить различные воспитательные мероприятия (классные часы, волонтерскую деятельность и т. д.), но и уметь грамотно встраивать воспитательные моменты в программу обучения. Причем это нужно делать даже на уроках естественнонаучного цикла, например, знакомя детей с фактами биографии ученых-физиков или затевая с ними дискуссии о моральных аспектах биологических экспериментов.Воспитание детей среднего школьного возраста, сталкивается с рядом сложностей в современных условиях, например:Проблемами социализации детей из-за повсеместной компьютеризации. Школьникам все сложнее взаимодействовать с реальным миром, выстраивать отношения с людьми и коллективом. Поэтому растет роль учителя как наставника и психолога, который помогает детям понять себя и окружающих.Новыми приоритетами образования. Если раньше школа старалась дать ученикам как можно больше информации, то сегодня необходимость в этом отпала, ведь дети с ранних лет отлично ориентируются в интернете. Поэтому на первый план выходит умение правильно искать информацию, работать с ней, отделять главное от второстепенного, владеть современными средствами обучения.Кризис авторитетов и ценностей. Подростки чаще доверяют чужому мнению, чем родителям, проверяют границы, которые могут приводить к конфликтам.Физиологические и психологические изменения. Гормональные перестройки влияют на настроение и поведение подростов, выражается эмоциональна нестабильность - резкие перепады настроения.Педагогика может предложить эффективные стратегии воспитания детей среднего возраста.Индивидуализацией образования. Сегодня педагоги должны рассматривать каждого ученика как самостоятельную личность. При составлении и адаптации образовательных программ, проведении занятий, оценке знаний и на других этапах учебного процесса и внеучебного взаимодействия с детьми нужно учитывать индивидуальные особенности возраста учеников, характера, здоровья. В то же время нельзя забывать и о специфике всего поколения современных школьников. Эпоха информатизации сформировала у детей так называемое «клиповое мышление» – поверхностное понимание сущности предметов, явлений. Хороший педагог должен учить своих подопечных глубже вникать в учебный материал и окружающую действительность, расширять их кругозор.Новыми условиями работы. Все большую роль в образовательном процессе играют информационно-коммуникативные средства, дистанционные формы обучения. Поэтому педагогу нужно хорошо владеть компьютерными технологиями, уметь удерживать внимание детей без личного контакта.Профилактика девиантного поведения. Предлагает не наказание, а профилактику через: вовлечение в позитивные сообщества (творчество, спорт), работа школьного психолога, доверительные беседы.Сотрудничество семьи и школы. Ключевая идея современной педагогики – партнерство, а не противостояние. Проведение тренингов с родителями, совместные проекты.Здоровьесберегающие технологии. Для того чтобы снизить стресс и перегрузку, предлагают динамические паузы на занятиях, занятия на природе.Современная педагогика не просто решает проблему воспитания обучающихся среднего возраста, а переводит современные требования в возможности, помогая детям адаптироваться к сложному миру, сохраняя психическое здоровье и мотивацию к развитию.Еще Сократ назвал профессиональных педагогов «акушерами мысли», его учение о педагогическом мастерстве носит название «майевтика», что в переводе означает «повивальное искусство». Умение помочь ребенку в решении сложных жизненных проблем, в том числе и учебных.
Номер журнала Вестник науки №5 (86) том 3
Ссылка для цитирования:
Малахова Е.В., Шитикова О.О., Щербатых Л.Н. РОЛЬ ПЕДАГОГИКИ И ЕЕ СВЯЗЬ С ВОСПИТАНИЕМ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Вестник науки №5 (86) том 3. С. 853 - 858. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23092 (дата обращения: 15.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*