'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (86) том 3
  4. Научная статья № 105

Просмотры  134 просмотров

Мукобинова О.А., Муева А.В.

  


ПОРУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ УМЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ 5 - 7 КЛАССОВ *

  


Аннотация:
в работе рассмотрена проблема трудового обучения, формирование трудового воспитания, анализ метода поручений в 5-7 классах. Проанализированы представления о труде взрослых. Представлена программа поручений, используемых в классных коллективах.   

Ключевые слова:
поручения, трудовое воспитание, труд, умения   


В сфере современного образования наблюдается противоречие в отношении трудового воспитания учащихся. Важность и необходимость трудового воспитания подчеркивались еще классиками педагогической мысли, такими как А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, которые утверждали, что труд дисциплинирует личность, развивает волю и самостоятельность.Установлено, что формирование позитивного отношения к трудовой деятельности невозможно без приобретения соответствующих трудовых умений и навыков. Любой вид труда требует определенного объема знаний, умений и навыков, позволяющих достичь желаемого результата. При этом, умение понимается как этап освоения новых способов действий, основанных на определенном правиле (знании) и предполагающих правильное использование этого знания при решении конкретных задач, но еще не достигших автоматизма навыка.Трудовое воспитание играет ключевую роль в системе всестороннего развития школьников. Важно, чтобы стремление ученика к определенному виду деятельности реализовывалось в полной мере, с учетом его интересов и психофизиологических особенностей.Проблема исследования: каковы возможности поручений в развитии трудовых умений у учащихся 5-7 класса.Объект исследования: трудовые умения учащихся 5-7 класса.Предмет исследования: поручение как средство формирования трудовых умений у учащихся 5-7 класса.Цель исследования: разработка и реализация системы поручений как средства формирования трудовых умений у учащихся 5-7 классов.Гипотеза исследования: процесс формирования трудовых умений посредством поручений у учащихся 5-7 класса будет иметь эффективность при ряде условии:- у учащихся сформированы представления о труде и его значении в жизни человека,- у учащихся сформировано эмоционально-положительное отношение к труду,- учебно-воспитательный процесс школы обеспечен системой трудовых поручений для учащихся.Задачи исследования:Изучить вопросы трудового воспитания в исследованиях отечественных педагогов и психологов.Рассмотреть содержание, педагогические возможности разных видов труда учащихся и особенности организации труда.Определить уровни трудовых умений у учащихся 5-7 классов.Разработать и апробировать систему поручений для формирования трудовых умений у учащихся 5-7 класса.Доказать эффективность разработанных поручений по формированию трудовых умений у учащихся 5-7 класса после эксперимента.Используемые методики: Методика «Представление о труде взрослых» Г.А. Урунтаевой и Т.И. Гризик).База исследования: МКОУ Джалыковская СОШ им. Бембеева Т.О. и МКОУ «Северная СОШ им. Лиджи-Горяева ТЛ-Г».Выборка для исследования была сформирована из учащихся 5-7 классов МКОУ Джалыковская СОШ им. Бембеева Т.О. и МКОУ «Северная СОШ им. Лиджи-Горяева ТЛ-Г. В исследовании приняли участие 50 учащихся. В группе респондентов 30 (60%) девушек и 20 юношей (40%). Характеристика экспериментальной группы представлена в приложении 1.В процессе исследования использовались следующие методики: Методика «Представление о труде взрослых» Г.А. Урунтаевой и Т.И. Гризик) (приложение 2) [31].На первом этапе исследования была проведена беседа с классными руководителями 5 – 7 классов, с целью узнать, применяют ли педагоги в своей деятельности метод поручений. Вопросы беседы заложены в приложение 3.В ходе беседы с классными руководителя было выяснено, что все опрошенные классные руководители применяют метод поручений в своей профессиональной деятельности. Большинство педагогов, считают данный метод эффективным, так как поручения формируют трудовые умения учащихся.Следующим этапом исследования была проведана методика «Представление о труде взрослых» Г.А. Урунтаевой и Т.И. Гризик). Представим результаты исследования представления о труде взрослых у респондентов. База данных диагностики «Представление о труде взрослых» Г.А. Урунтаевой и Т.И. Гризик, представлены в приложении Г. С помощью методики «Представление о труде взрослых» были выделены уровни развития представлений о труде взрослых и процессе его организации в данной выборке, которые представлены на диаграмме 1.Диаграмма 1. Уровни выраженности развития представлений о труде взрослых и процессе его организации, в %.Представленные уровни на диаграмме 1 говорят о том, что низкий уровень присутствует у 26 % респондентов (13 человек). Это свидетельствует о том, что дети не знают профессий взрослых, не владеют знаниями о процессе организации труда взрослых, не проявляют положительных эмоций, индифферентны в процессе общения с педагогом.У 40 % респондентов (20 человек) развития представлений о труде взрослых и процессе его организации, находится на среднем уровне. Это интерпретируется как статистическая норма, распространенная для большинства участников исследования. Учащиеся с таким уровнем выраженности развития представлений о труде взрослых не всегда характеризуют труд взрослых, опускают действия при изложении последовательности организации труда. Не проявляют ярких эмоций в процессе проведения беседы, эмоциональная экспрессия прослеживается в основном в жестах.Высокий уровень имеют 34 % респондентов (17 человек). Это означает, дети имеют полные знания о труде взрослых, содержательно и последовательно характеризуют процесс организации их труда. В беседах с воспитателем проявляют самобытный рисунок эмоциональной экспрессии, положительные эмоции прослеживаются в мимике, жестах, речевой интонации.Далее нами была внедрена программа поручений, которая включает обязанности каждого сектора в классном коллективе. Такие как, Сектор правопорядка. Контролируют дежурство по классу, своевременно сообщает одноклассникам о предстоящем дежурстве и напоминает о нем. Отвечают перед учителями за подготовку кабинета к каждому уроку. Контролируют работу дежурных, выставляет за нее оценки и сообщает их всему классу. Контролируют порядок в классе во время перемен.Экологический сектор. Еженедельно проводят рейды-проверки наличия у одноклассников санитарно-гигиенических принадлежностей. Ведут в классе профилактическую работу по предотвращению инфекционных заболеваний. Контролирует мытье рук перед посещением столовой. Следят за внешним видом учащихся: прической, сменной обувью, состоянием одежды. Сообщают классу о результатах проверок. Ухаживают за комнатными растениями.Спортивный сектор. Организуют ежедневную утреннюю зарядку. Помогают учителю в проведении физкультурных пауз во время уроков. Поддерживают связь с учителем физкультуры, сообщает классу обо всех планируемых в школе спортивных мероприятиях. Составляют заявки и списки класса для участия в спортивных соревнованиях. Отвечают за сохранность спортинвентаря.Трудовой сектор. Организуют класс на общественно-полезный труд. Выясняют у заместителя директора фронт работ на общественно-полезный труд. Раздают инвентарь и отвечает за его сохранность и возврат. Организуют класс и распределяет фронт работ во время генеральной уборки. Отвечают за сохранность и ремонт мебели в классе и другие. По истечению месяца для учащихся повторно была проведена методика Представление о труде взрослых» Г.А. Урунтаевой и Т.И. Гризик для того, чтобы оценить результаты внедрения программы поручений.Результаты проведения повторной диагностики представлены в приложении Е.Диаграмма 2. Уровни выраженности развития представлений о труде взрослых и процессе его организации (повторно), в %.Как видно на диаграмме 2 говорят низкий уровень присутствует у 22 % респондентов (11 человек). У 28 % респондентов (14 человек) развития представлений о труде взрослых и процессе его организации, находится на среднем уровне. Высокий уровень имеют 50 % респондентов (25 человек). Далее был проведён сравнительный анализ первичной и повторный диагностики, сравнительный анализ представлен на рисунке 3.Диаграмма 3. Сравнительный анализ уровней выраженности развития представлений о труде взрослых и процессе его организации, в %.Как видно из диаграммы 3, произошли изменения в распределении учащихся по уровням выраженности развития представлений о труде взрослых и процессе его организации. После внедрения программы поручений в классные коллективы произошли следующие изменения, а именно благодаря предложенной программе поручений низкий уровень присутствует развития представлений о труде взрослых и процессе его организации снизился на 4 % (1 человек), количество учащихся со средним уровнем уменьшилось на 12 % (4 человека), количество учащихся с высоким уровнем увеличилось на 26 % (7 человек).В процессе трудовой деятельности у ребёнка кардинально меняется представление о себе и об окружающем мире, а также самооценка. В процессе общения и овладения новыми знаниями формируется мировоззрение. Работа в коллективе развивает социализацию личности ребенка, развитие способностей, чувств и мышления делает личность ребенка более гармоничной. Таким образом, одним их важнейших факторов, влияющих на развитие личности ребёнка, является труд.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (86) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Мукобинова О.А., Муева А.В. ПОРУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ УМЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ 5 - 7 КЛАССОВ // Вестник науки №5 (86) том 3. С. 859 - 867. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23093 (дата обращения: 20.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/23093



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.