'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (86) том 3
  4. Научная статья № 107

Просмотры  107 просмотров

Николаев П.Н., Неумоева-Колчеданцева Е.В.

  


АКТУАЛЬНЫЙ СТАТУС И ПЕРСПЕКТИВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРЕДМЕТНОЙ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ ЧАСТНОЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ *

  


Аннотация:
статья посвящена анализу текущего состояния и перспектив организации профессионально-предметной адаптации молодых педагогов в частных лингвистических школах. Рассматриваются процесс адаптации, история его развития, ключевые факторы адаптации.   

Ключевые слова:
профессиональная адаптация, молодые педагоги, наставничество, профессиональные дефициты, системно-деятельностный подход, личностно-ориентированный подход   


Проблема адаптации молодого педагога к образовательной организации сохраняет свою актуальность на социально-педагогическом уровне. Актуальность нашего исследования обусловлена острым запросом частных лингвистических школ на снижение текучести кадров и повышение качества образовательных услуг через организацию адаптации молодых педагогов. Согласно данным НИУ ВШЭ, до 52% молодых педагогов покидают профессию в первые пять лет, что связано с отсутствием системной поддержки на этапе адаптации. В частном секторе эта проблема усугубляется необходимостью быстрого включения педагогов в работу из-за высокой конкуренции на рынке образовательных услуг. Молодые педагоги сталкиваются с множеством вызовов, способных негативно повлиять на их благосостояние и результаты их профессиональной деятельности. В рамках современной России, процент молодых педагогов остается на малом уровне. Данная тенденция сохраняется на протяжении нескольких лет. В 2019 году этот процент составлял от 11 до 13, согласно заявлению, президента Российской академии образования Ольги Васильевой. Актуальная же статистика показывает ещё более плачевные результаты. Согласно статистике НИУ ВШЭ по данным Минпросвещения России, средний возраст современного педагога общего образования – 47 лет. Наиболее объемной группой являются педагоги в возрасте от 50 до 54 лет 15.5%. Педагогов моложе 25 всего лишь 6.4%. Также вызывает беспокойство факт того, что, по заявлению Елены Казаковой, директора института педагогики СПбГУ и оценкам экспертов, от 14% до 52% учителей по всей территории России покидают школу в течение первых пяти лет работы. Ключевым же факторами, по её мнению, являются: низкая зарплата, нерациональный менеджмент, колоссальная бюрократическая нагрузка, а также неопределенность и проблемы личностного роста. Так же, на молодых педагогов негативно влияет неподготовленность к работе и «некомпетентность в широком круге вопросов ежедневного бытия учителя», что указывает на то, что вплоть до половины выпускников педагогических вузов, не в состоянии к тому, чтобы приспособиться к своей профессиональной деятельности.Адаптация молодого педагога представляет собой сложный процесс приспособления нового учителя к условиям и требованиям профессиональной деятельности. Исторически термин "адаптация" происходит от латинского слова "adapto", что означает "приспосабливать". В педагогическом контексте адаптация включает в себя не только биологическое приспособление к новому окружению, но и социальное и профессиональное вхождение в новую роль. Молодой педагог должен пройти через ряд изменений и приспособлений, чтобы эффективно выполнять свои обязанности и стать полноценной частью педагогического коллектива.Исходя из изученного материала, можно выделить следующие ключевые этапы становления адаптации как явления:1) физиолого-биологический,2) философски-психологический,3) социологический,4) трудово-управленческий.Для нашей работы мы отдали предпочтение отечественному представлению об адаптации, а именно: «Адаптация представляет собой процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, процесс которой позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности человека, его поведения, требованиям среды» [6, c. 99].Профессиональная адаптация – это процесс вхождения человека в профессию и гармонизация взаимодействий его с профессиональной средой [14, с. 5].Профессионально-предметный аспект адаптации включает в себя: знания, умения, навыки, соответствие должностным обязанностям молодых педагогов.Сославшись на труды Сластёнина и Каширина, авторы обозначают что процесс профессиональной адаптации включает в себя ряд основных составляющих:1. Взаимодействие личности со средой. Молодой педагог, для успешной адаптации должен взаимодействовать с отдельными людьми и с социальными группами, а также, взаимодействовать с материально-технической средой, и средой своего обитания.2. Возникновение противоречия, конфликтной ситуации (КС) между личностью и средой.3. Возникновение потребностного состояния (ПС) личности, состояния дезадаптации.4. Появление реактивных состояний защитного характера, защитных реакций (ЗР) у человека.5. Осуществление защитного адаптационного поведения (АП) по снижению или снятию дезадаптационного состояния.6. Снижение или снятие противоречия между личностью и средой, устранение КС.В рамках нашей работы, мы планируем провести работу по данным составляющим, посредством организации взаимодействия молодого педагога с определенной личностью (опытным педагогом наставником), а также путём создания оптимальный организационно-педагогических условий для облегчения взаимодействия молодого педагога со средой. Наша задача помочь молодому педагогу, в случае возникновения конфликтных ситуаций, снизить эмоциональное давление и предотвратить дальнейшие конфликты.В подготовке современного специалиста акцент должен быть на формировании профессиональной и психологической готовности к профессиональной деятельности. Притом значение его подготовки в организационно-нормативном, социально-профессиональном и социальном в широком смысле не уменьшается.Адаптация молодого педагога зависит от множества факторов, которые можно разделить на внутренние и внешние. Внутренние факторы включают личностные характеристики педагога, такие как уровень профессиональной подготовки, мотивация и готовность к изменениям. Внешние факторы охватывают условия работы в образовательной организации, уровень поддержки со стороны коллег и руководства, а также общий социальный и психологический климат в коллективе. Ключевыми аспектами являются также финансовая поддержка, наличие наставничества и методической помощи, а также престиж профессии в обществе.Эффективное управление адаптацией молодых педагогов требует комплексного подхода, включающего современные методы, но при этом не все из них применимы, мы отобрали наиболее подходящие под наше представление о управлении адаптацией. Важную роль играют системы наставничества и методической поддержки, которые помогают молодым педагогам быстрее освоиться в новой роли и снизить уровень стресса. Наставничество обеспечивает индивидуализированный подход и профессиональную помощь, что способствует успешному прохождению адаптационного периода. Методическая поддержка, в свою очередь, предоставляет необходимые ресурсы и информацию для эффективной работы.Адаптация молодого педагога зависит от условий организации. Частные образовательные организации имеют свои индивидуальные особенности, призванные организовать процесс адаптации.Таким образом, успешная адаптация молодых педагогов требует системного подхода, включающего внимательное управление как внутренними, так и внешними факторами. Это способствует не только успешному профессиональному становлению молодых специалистов, но и повышает общую эффективность образовательного процесса в частных образовательных организациях.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (86) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Николаев П.Н., Неумоева-Колчеданцева Е.В. АКТУАЛЬНЫЙ СТАТУС И ПЕРСПЕКТИВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРЕДМЕТНОЙ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ ЧАСТНОЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ // Вестник науки №5 (86) том 3. С. 876 - 881. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23095 (дата обращения: 08.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/23095



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.