'
Николаев П.Н., Неумоева-Колчеданцева Е.В.
МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРЕДМЕТНОЙ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ ЧАСТНОЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ *
Аннотация:
статья посвящена разработке модели организационно-педагогических условий, способствующих профессионально-предметной адаптации молодых педагогов в частной лингвистической школе. Основой предложенной модели является сочетание двух ключевых форм поддержки — корпоративного обучения и наставничества, что позволяет обеспечить комплексный подход к адаптации и профессиональному росту молодых специалистов.
Ключевые слова:
профессиональная адаптация, молодые педагоги, организационно-педагогические условия, наставничество, корпоративное обучение, индивидуальный образовательный маршрут, профессиональные дефициты, системно-деятельностный подход, личностно-ориентированный подход
Молодые педагоги сталкиваются с множеством проблем в момент начала их профессиональной деятельности, это в свою очередь приводит к проблемам с адаптацией. Педагоги, после неудачного опыта могут рассматривать другие варианты трудоустройства, в том числе и переход в частный сектор образования, который, по их мнению, подразумевает повышенную зарплату, налаженный менеджмент, меньшее количество бюрократии и более явные перспективы по карьерному росту. При этом, такие специалисты, по-прежнему могут встретиться с аналогичными проблемами на новом рабочем месте. Причина этому – отсутствие организации их адаптации. Мы считаем, что лучшим способом решить эту проблему, может стать разработка правильной модели организационно-педагогических условий профессионально-предметной адаптации.Далее мы рассмотрим, два ключевых подхода, взятых за основу разработанной модели.Система внутришкольного наставничества, подразумевает регулярную индивидуальную работу опытного педагога по развитию необходимых профессиональных навыков и умений у молодого педагога, способствующих его педагогической деятельности, углубленному и разностороннему развитию.Основными задачами школьного наставничества являются:- формирование у молодых специалистов интереса к педагогической деятельности, повышение мотивации и создание условий для закрепления в образовательном учреждении,- ускорение профессиональной адаптации учителя, развитие способности к самостоятельному и качественному выполнению должностных обязанностей,- адаптация к корпоративной культуре школы, освоение лучших традиций и индивидуальных особенностей коллектива и организации, правил поведения и развитие осознанного, творческого отношения к работе.Наставничество основывается на постоянном взаимодействии опытного педагога с начинающим педагогом. Процесс наставничества проходит поэтапно и включает развитие функциональных и личностных аспектов деятельности педагога, таких как проектировочные, организационные, конструктивные и аналитические умения [10, с. 17].Всё большую популярность приобретает внедрение элементов корпоративного обучения. Внутрикорпоративная система обучения отличается от других форм организации адаптации тем, что позволяет сформировать комплексные знания в предметной области, развивает профессиональные качества и способствует глубокому погружению сотрудников в корпоративную культуру. Помимо образовательной функции, она также выполняет роль информационного канала, передавая на всех уровнях организации ее ценности, традиции и индивидуальные особенности [6, с. 106].Организационно-педагогические условия состоят из двух смысловых частей: «организационных» и «педагогических» соответственно, для дальнейшей работы нам необходимо разграничить данные части и выделить их специфику.Организационные условия — это совокупность условий, обеспечивающих целенаправленное управление, планирование, организацию, координацию, регулирование и контроль над процессом [9, с. 49].Педагогические условия представляют собой результат «целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм для достижения целей» [1, с. 124].Под организационно-педагогическими условиями стоит понимать характеристику педагогической системы, отражающую совокупность потенциальных возможностей пространственно-образовательной среды, которая способствует упорядоченному, целенаправленному и эффективному функционированию и развитию педагогической системы [3, с. 152].Таблица 1. Модель организационно-педагогических условий профессионально-предметной адаптации молодых педагогов частной лингвистической школы на основе сочетания форм наставничества и корпоративного обучения.Целью данной модели является повышение уровня адаптированности молодых педагогов.Желаемый результат проявляется в том, что молодые педагоги успешно адаптировались к своей профессиональной деятельности, выполняют свои должностные обязанности на нормативном уровне.Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:1. Диагностика профессиональных дефицитов молодых педагогов в рамках профессионально-предметной адаптации.2. Разработка программы корпоративного обучения с учётом выявленных дефицитов, личных и профессиональных особенностей каждого педагога, с использованием индивидуальных образовательных маршрутов.3. Формирование у молодых педагогов необходимых профессиональных знаний и компетенций, освоение своей профессиональной роли.4. Оценка успешности адаптации молодых педагогов путём сопоставления должностных обязанностей с рабочей действительностью.Для организации условий профессионально-предметной адаптации по предложенной модели необходимо предпринять следующие работы:Оценка существующей программы корпоративного обучения молодых педагогов в частной лингвистической школе.Формирование базы сопровождающих: наставников.Набор нового персонала, среди которых есть молодые педагоги.Диагностирование уровня адаптированности молодых педагогов.Разработка обновленной программы корпоративного обучения с применением комплексного подхода и учетом специфики частной лингвистической школы.Создание нормативно-правовой базы для корпоративного обучения.Разработка схемы деятельности по организации корпоративного обучения, определение зон ответственности субъектов и механизма их взаимодействия.
Номер журнала Вестник науки №5 (86) том 3
Ссылка для цитирования:
Николаев П.Н., Неумоева-Колчеданцева Е.В. МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРЕДМЕТНОЙ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ ЧАСТНОЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ // Вестник науки №5 (86) том 3. С. 882 - 891. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23096 (дата обращения: 13.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*