'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (86) том 3
  4. Научная статья № 114

Просмотры  168 просмотров

Родина И.В.

  


ПРЕИМУЩЕСТВА И ТРУДНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются преимущества и трудности применения проблемно-ориентированного обучения (PBL) в высших учебных заведениях в условиях трансформации образовательной среды. Проведен обзор ключевых особенностей PBL, включая акцент на самостоятельной работе студентов, развитии критического мышления и решении практико-ориентированных задач. Особое внимание уделено сопоставлению PBL с традиционными методами обучения, а также анализу факторов, затрудняющих его применение.   

Ключевые слова:
проблемно-ориентированное обучение, высшее образование, методика преподавания, профессиональные навыки, командная работа, педагогические технологии   


Обновление педагогических подходов  не дань моде, а объективная необходимость в условиях глобализации, технологической революции и трансформации рынка труда. Использование современных методик обучения повышает качество образования, делая его гибким, персонализированным и ориентированным на практику. Эти подходы готовят выпускников к реальным вызовам, развивая не только профессиональные компетенции (hard skills), но и критическое мышление, адаптивность, коммуникационные и лидерские качества. Кроме того, применение информационных технологий и инноваций в образовании становятся конкурентным преимуществом вузов, привлекающим абитуриентов и академических партнеров [2]. Таким образом, современные концепции преподавания  это инструмент, который позволяет вузам оставаться релевантными, а студентам  становиться специалистами, способными менять мир. Наиболее широко применяемым в настоящее время методом является проблемно-ориентированное обучение (Problem-Based Learning, PBL). Как отмечают Нуртазин С.Т., Базарбаева Ж.М., Есимсиитова З.Б., Ермекбаева Д.К., данный метод представляет собой инновационный подход, ориентированный на самостоятельную работу обучающегося. В рамках PBL акцент в обучении смещается с преподавателя на студента, который становится активным участником процесса, решая конкретные практические задачи [1]. Среди характерных особенностей метода — личностно-ориентированный подход, организация обучения вокруг проблемы, работа в малых группах, в которых преподаватель выполняет функцию фасилитатора [1]. Обучающимся предлагается практическое задание до получения теоретических знаний, что инициирует активный процесс поиска: студентам предлагается проблема, нередко заимствованная из реальной жизни, и ограниченный набор «инструментов» для её решения. При этом среди материалов, представленных в курсе, может отсутствовать ключевая информация, и студенты вынуждены самостоятельно «восполнять пробелы» посредством научной поисковой деятельности [1]. Таким образом, обучение происходит не пассивно, а через деятельность: анализ ситуации, выдвижение гипотез, сбор информации и принятие решений, как если бы речь шла о реальной профессиональной задаче. Сам факт постановки проблемы стимулирует студентов к самостоятельному поиску знаний, развитию творческого и критического мышления. Такая форма обучения способствует практическому усвоению материала и развитию профессиональных навыков. Преимущество PBL заключается в том, что оно позволяет обучающимся самостоятельно осмысливать учебный материал, формируя собственную точку зрения. В процессе работы над задачей студенты рассматривают различные варианты решения поставленного вопроса, анализируют и структурируют полученные данные, выбирают наиболее приемлемые варианты. При этом они приобретают новые знания и опыт в ходе активной деятельности: обсуждений, анализа и командной работы. Это способствует развитию критического мышления, способности принимать взвешенные решения и нести за них ответственность, инициативности и навыков взаимодействия в коллективе. Многие исследователи подчеркивают, что проблемно-ориентированный подход обладает рядом преимуществ по сравнению с традиционными методами, особенно в контексте развития практических навыков и глубины понимания материала. В частности, он: – повышает способность студентов применять полученные знания на практике – обучающиеся демонстрируют лучшие результаты в реальных задачах, независимо от сферы и направления образования (в этом смысле данный метод не имеет ограничений),  эффективно формирует критическое мышление, аналитические способности, навыки работы в команде, общения и решения проблем,  способствует более глубокому усвоению и лучшему удержанию знаний: Обучение через активное исследование и решение реальных задач помогает студентам лучше понять и запомнить материал по сравнению с пассивным восприятием информации на лекциях,  повышает вовлеченность студентов, так как активное участие в процессе обучения и решение актуальных задач делает обучение более интересным и мотивирующим,  подготавливает студентов к будущей профессиональной деятельности и решению сложных проблем на основе моделирования реальных ситуаций и задач [4,5,6,7]. Таким образом, проблемно-ориентированное обучение является эффективным подходом, который не только способствует усвоению знаний, но и активно развивает навыки, необходимые для успешного применения этих знаний на практике и адаптации к вызовам реального мира. Следует, однако, учитывать и ограничения данного метода. Существует мнение, что его чрезмерное применение может снижать результаты на стандартизированных тестах, поскольку студенты не всегда имеют систематизированные теоретические знания, необходимые для воспроизведения информации [7]. Кроме того, сам формат обучения может оказаться трудным как для студентов, привыкших к четко структурированным занятиям, так и для преподавателей, которым необходимо овладеть ролью фасилитатора, а не только лектора или преподавателя-практика. Эффективная реализация метода требует высокого уровня педагогического мастерства, способности создать рабочую атмосферу и поддерживать благоприятный психологический климат в группе. В учебных группах с низкой сплочённостью возможна эскалация межличностных конфликтов и снижение мотивации. Проблемой может стать и недостаточная подготовка студентов с низкой академической успеваемостью, особенно если отсутствует необходимая теоретическая база. Важно помнить, что поиск решения предполагает использование «набора инструментов» для решения задачи, а не просто выражение личного мнения студентами [1]. Следующее затруднение состоит в том, что разработка качественных проблемных сценариев, управление групповой работой и проведение оценки в рамках PBL могут требовать значительно больше времени и ресурсов по сравнению с традиционным обучением. Как указывают Ulya, C., & Sukmawati, N. (2023) есть три основных препятствия внедрения моделей обучения, основанных на проектах: административные, распределение времени, и уровень способностей учащихся.[6] Следует отметить также, что традиционные методы оценки могут не подходить для измерения широкого спектра навыков, развиваемых в PBL (например, командной работы, критического мышления, самостоятельного обучения), поэтому разработка адекватных критериев оценки знаний студентов при применении PBL является сегодня актуальной задачей. Некоторые исследователи указывают на риск когнитивной перегрузки студентов при большом объёме информации и недостатке предварительных знаний [6]. В групповой работе часто наблюдается неравномерное распределение нагрузки. Инициативные участники могут нести на себе основную часть работы, в то время как другие лишь номинально участвуют в проекте. Кроме того, чрезмерная концентрация на проекте как конечной цели обучения, может затмевать сам процесс обучения, что снижает педагогическую ценность метода. С целью изучения эффективности PBL в конкретных образовательных условиях нами было проведено небольшое исследование среди студентов-филологов разных курсов. В качестве предметов были выбраны две дисциплины: обязательная («Основы литературоведения») и дисциплина по выбору («Основы литературно-художественной деятельности»). Результаты показали, что более высокий уровень освоения курса (95 %) наблюдался по второй дисциплине, где акцент был сделан на групповую работу и творческие задания. В то же время по дисциплине, требующей глубокого теоретического осмысления, результаты оказались несколько ниже (89 %), несмотря на схожие цели курсов по формированию навыков литературного анализа и художественного письма. На основании проведённого анализа можно заключить, что метод PBL особенно эффективен в обучающих ситуациях, предполагающих решение так называемых «открытых задач», для которых не существует единственно верного ответа. Он наиболее применим в тех случаях, когда важно развить умение анализировать, строить гипотезы, выявлять причинно-следственные связи и разрабатывать стратегии действий. Работа в группе оказывается результативной в темах, предполагающих обмен мнениями, опытом и взаимное обогащение знаний. В целом, проблемно-ориентированное обучение наиболее ценно в образовательных контекстах, где цель  не только передача теоретических знаний, но и формирование навыков их активного применения при решении сложных, приближённых к реальности задач.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (86) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Родина И.В. ПРЕИМУЩЕСТВА И ТРУДНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ // Вестник науки №5 (86) том 3. С. 928 - 934. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23102 (дата обращения: 19.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/23102



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.