'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (86) том 3
  4. Научная статья № 115

Просмотры  121 просмотров

Сафонова В.В., Русинова С.В.

  


ПРИЕМЫ, КОТОРЫЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ *

  


Аннотация:
в статье подробно рассмотрены приёмы, используемые в коррекционно-развивающей работе с детьми по общеинтеллектуальному развитию. Описаны методы и технологии, направленные на развитие основных познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, речи и восприятия. Особое внимание уделено важности индивидуального подхода и комплексности коррекции для детей с особыми образовательными потребностями (ОВЗ). Приводятся примеры эффективных практик и рекомендаций для педагогов, логопедов и психологов, работающих в данной области.   

Ключевые слова:
коррекционно-развивающая работа, общеинтеллектуальное развитие, развитие внимания, развитие памяти, развитие мышления, речевое развитие, приёмы обучения, дети с ОВЗ, педагогические технологии, диагностика, индивидуальный подход   


Общеинтеллектуальное развитие представляет собой единый процесс формирования у ребёнка комплекса познавательных способностей и умений – внимания, памяти, мышления, речи и восприятия, которые обеспечивают успешное обучение, коммуникацию и адаптацию в социальной среде. Для детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), у которых эти навыки могут быть существенно снижены, важно применение специализированных коррекционно-развивающих приёмов.1. Развитие внимания.Внимание – одна из базовых познавательных функций, от которой зависит эффективность восприятия и обработки информации. В коррекционной работе применяются следующие приёмы:- Игровые упражнения для сосредоточения внимания. Например, игры типа «Найди картинку», «Запомни последовательность», «Что изменилось?» помогают ребёнку развивать устойчивость и распределение внимания.- Вариации на фокусировку – переключение внимательных ресурсов с одного объекта на другой. Это достигается упражнениями с разнообразной сменой стимулов (цвета, формы, звуки).- Стимулирование избирательного внимания через дидактические задания. К примеру, выделение из множества предметов тех, которые отвечают определённому признаку.При выполнении упражнений важно учитывать мелкие успехи ребёнка и постепенно увеличивать сложность заданий, чтобы развивать объём, устойчивость и переключаемость внимания [4].2. Развитие памяти.Коррекционная работа с памятью строится на принципе постепенного усложнения заданий и систематического повторения:- Визуальная память развивают с помощью запоминания картинок, иллюстраций, последовательностей предметов [2].- Слуховая память тренируется через запоминание звуковых рядов, небольших стихотворений или рассказов.- Моторная память развивается через запоминание движений или последовательности действий (например, танцевальные упражнения).- Использование мнемотехник – специальных приёмов для запоминания (ассоциации, рифмы, истории) помогает детям легче усваивать и удерживать информацию.- Игровые методы: например, игры «Повтори за мной», «Запомни и найди», способствуют активизации различных видов памяти.Особое значение имеет сочетание разных видов памяти и интеграция их в комплексные задания, что поможет ребенку использовать память функционально в жизни и обучении.3. Развитие мышления.Мышление – сложный когнитивный процесс, вовлекающий анализ, синтез, сравнение, обобщение и классификацию информации. В коррекционной практике применяются следующие приёмы:- Задачи на классификацию и систематизацию: сортировка предметов по цвету, форме, размеру, функциям.- Логические игры и упражнения – решение задач на нахождение закономерностей, нахождение отличий, составление последовательностей.- Проблемные ситуации, которые стимулируют активное включение ребёнка в процесс поиска решений, например, «Что делать, если ...?».- Задания на развитие аналитических и синтетических процессов: разбор составных частей целого и их последующее объединение.- Ролевые игры и моделирование ситуаций дают возможность развивать творческое и абстрактное мышление.Приём пошагового анализа и выделения существенных признаков помогает формированию логики и осмысленного отношения к информации.4. Развитие речи.Речь является не только средством общения, но и важнейшим фактором развития мышления. В коррекционно-развивающей работе с детьми большое внимание уделяется:- Артикуляционной гимнастике для укрепления мышц речевого аппарата и формирования правильного звукового произношения.- Формированию фонематического слуха – умению различать и слышать звуки родного языка, что является базой для правильной речи.- Словарные упражнения, направленные на обогащение активного и пассивного словаря с использованием тематических занятий и игр.- Упражнения на построение связной речи: пересказ, рассказы по картинке, описание предметов и событий.- Работа с грамматикой и строением предложений, развитие синтаксического строя речи через игровые и дидактические задания.Упражнения должны быть дозированными и построенными с учётом индивидуальных особенностей ребенка, особенно если имеются речевые нарушения (дислалия, алалия и др.).5. Восприятие и сенсорное развитие.Коррекция сенсорного восприятия направлена на развитие правильного восприятия информации органами чувств, что является фундаментом для интеллектуального развития:- Дифференциация ощущений – использование заданий на распознавание и сравнение звуков, цветов, форм, размеров.- Тактильные игры и упражнения – работа с различными материалами и фактурами для сенсорной стимуляции.- Зрительные тренажёры – упражнения, направленные на развитие глазомера и зрительной памяти.- Интеграция ощущений – задания, активизирующие взаимодействие разных видов восприятия (например, определи предмет на ощупь и назови его).6. Организация деятельностной и эмоциональной сферы.Важным аспектом коррекционной работы является создание условий для формирования саморегуляции, мотивации и положительного эмоционального настроя, что существенно влияет на успешное общеинтеллектуальное развитие.- Приёмы самоконтроля, например, выполнение заданий с самооценкой или с помощью сигналов (светофор, карточки).- Техники релаксации и дыхательные упражнения, снижающие тревожность и улучшающие концентрацию.- Позитивное подкрепление и поощрение, способствующее формированию внутренней мотивации к обучению.- Ситуативный анализ эмоций, вырабатывающий у детей понимание собственных состояний и умение управлять ими [3].В заключении хочу сказать, что коррекционно-развивающая работа по общеинтеллектуальному развитию представляет собой системный, комплексный процесс, включающий разнообразные приёмы и техники, направленные на развитие познавательных функций ребёнка. Эффективность работы во многом определяется индивидуализацией подхода, систематическим контролем результатов и активным включением семьи в процесс коррекции.Практическая значимость применения предложенных методов проявляется в улучшении адаптивных возможностей детей с ОВЗ, повышении их самостоятельности и качества обучения. Важно, чтобы специалисты, работающие с такими детьми, регулярно повышали методическую квалификацию и поддерживали междисциплинарное взаимодействие (педагоги, психологи, логопеды).   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (86) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Сафонова В.В., Русинова С.В. ПРИЕМЫ, КОТОРЫЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ // Вестник науки №5 (86) том 3. С. 935 - 941. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23103 (дата обращения: 09.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/23103



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.