'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (86) том 3
  4. Научная статья № 116

Просмотры  118 просмотров

Семенова И.В.

  


КРЕАТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ: ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ *

  


Аннотация:
статья посвящена исследованию возможностей развития креативности личности в условиях учреждений дополнительного образования. Особое внимание уделено применению арт-терапевтических методов как эффективного средства стимулирования творческого мышления у старшеклассников. Описана программа, реализованная на базе детской школы дизайна и творчества. Представлены предварительные результаты, свидетельствующие о росте уровня креативных способностей у участников программы. Сделан вывод о высоком потенциале арт-терапии в образовательной практике для развития готовности к нестандартным решениям, толерантности к неопределённости и формированию креативного потенциала личности.   

Ключевые слова:
креативность, дополнительное образование, арт-терапия, старшеклассники, творческое самовыражение, развитие личности   


Статья посвящена исследованию возможностей развития креативности личности в условиях учреждения дополнительного образования. Обосновывается выбор арт-терапевтических методов как эффективного средства стимулирования творческого мышления у старшеклассников. Описан опыт реализации программы, направленной на развитие креативности, включающей проективные и ассоциативные техники, а также перспективы применения арт-терапии для формирования креативного потенциала в образовательной среде.Креативность как интегративная характеристика личности приобретает всё большую значимость в контексте современных социально-экономических и образовательных вызовов. Согласно исследованиям Торренса и Гилфорда, креативность включает способности к оригинальности, беглости, гибкости и разработке идей, что делает её важной составляющей личностной и профессиональной самореализации. В этой связи задача целенаправленного развития креативности становится одним из приоритетных направлений в системе дополнительного образования. Это обуславливает актуальность моего исследования о развитии креативности среди старшеклассников, которое проводится на базе детской школы дизайна и творчества.Выбор арт-терапии в качестве основного средства развития креативности среди учащихся старших классов обусловлен особенностями данного метода. Арт-терапевтические технологии, как отмечают Е. Т. Соколова и Л. Лебедева [5], обеспечивают активацию бессознательных процессов, стимулируют символизацию опыта и способствуют снятию внутреннего контроля, препятствующего свободному творческому самовыражению. Таким образом, арт-терапия не только стимулирует проявление спонтанной активности, но и поддерживает эмоциональное вовлечение, что является важным условием развития креативного мышления.Традиционные формы педагогического воздействия нередко фокусируются на воспроизведении знаний и следовании нормативным образцам. В противоположность этому, арт-терапия создаёт пространство, где доминируют процессы самопознания и самоактуализации через художественную деятельность. При этом ценность процесса оказывается выше значимости результата, что снижает уровень тревожности и способствует развитию готовности к риску, креативной инициативности и толерантности к неопределённости [2].В рамках реализуемой программы на базе учреждения дополнительного образования была разработана система занятий, направленных на развитие ключевых компонентов креативности. Использовались такие методы, как проективные рисунки («Мой внутренний мир»), метафорические коллажи («Я через 10 лет»), спонтанное письмо и коллективное сочинение историй по случайным стимульным материалам. Каждое занятие строилось с акцентом на активацию ассоциативного мышления, усиление способности к символизации и преодоление стереотипов восприятия.Первичная диагностика креативности участников, проведённая с использованием адаптированных методик Торренса, выявила преобладание среднего уровня развития креативных способностей. Несмотря на то, что итоговые результаты будут зафиксированы по завершении всей программы, предварительные наблюдения свидетельствуют о росте готовности учащихся к поиску нестандартных решений, увеличении разнообразия идей и их вариативности при выполнении заданий.Таким образом, арт-терапия в условиях дополнительного образования проявляет высокую потенцию в контексте развития креативности. Она позволяет создать среду, в которой учащиеся получают возможность расширить границы привычного опыта, интегрировать эмоциональные и когнитивные компоненты своего «Я» и сформировать устойчивые предпосылки для дальнейшего творческого роста. Развитие креативности посредством арт-терапии следует рассматривать как перспективное направление образовательной практики, способное эффективно отвечать на запросы современного общества к формированию активной, самостоятельной и ответственной личности.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (86) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Семенова И.В. КРЕАТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ: ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Вестник науки №5 (86) том 3. С. 942 - 945. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23104 (дата обращения: 12.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/23104



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.