'
Сурков О.С., Шевкун А.В.
ВЛИЯНИЕ СЕТЕВОГО ОБУЧЕНИЯ НА КАЧЕСТВО УСПЕВАЕМОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССАХ *
Аннотация:
в представленной статье рассматривается влияние современных технологий на образовательный процесс в Забайкальском крае. Автор анализирует результаты внедрения сетевого обучения и использования цифровых платформ, акцентируя внимание на улучшении успеваемости и вовлеченности учащихся. Исследование подтверждает положительный эффект онлайн-курсов на образовательные результаты, а также выявляет необходимость подготовки педагогов и создания соответствующей инфраструктуры для эффективного дистанционного обучения. В статье представляются рекомендации по дальнейшему развитию образовательных учреждений региона, что способствует обеспечению равного доступа и повышению качества образования для всех учащихся.
Ключевые слова:
сетевое обучение, образование, профильное обучение, качество образования, цифровые платформы, современные технологии
В условиях стремительного технологического прогресса и глобализации образования сетевое обучение становится важным инструментом повышения качества образования. В частности, влияние сетевого обучения на успеваемость учащихся профильных классов в образовательных учреждениях представляет интерес как для педагогов, так и для исследователей. Профильное обучение, направленное на углубленное изучение отдельных предметов, требует от учащихся высокой степени самостоятельности и ответственности, поэтому особенно хорошо подходит для использования сетевых форматов. Актуальность темы данной работы заключается в необходимости определения роли онлайн-обучения в повышении академической успеваемости и его влияния на мотивацию и готовность студентов к обучению.Современные технологии не толькорасширяют доступ к образовательным ресурсам, но и трансформируют образовательный процесс, делая его более гибким и отвечающим потребностям учащихся. Сетевое обучение – это один из современных подходов к организации образовательного процесса, основанный на использовании интернет-технологий и цифровых ресурсов. Такое обучение включает в себя формы синхронного и асинхронного взаимодействия между студентами и преподавателями и позволяет проводить учебные курсы, обмен информацией и совместную деятельность в онлайн-формате. Таким образом, онлайн-обучение создает возможность индивидуального и дифференцированного подхода к каждому ученику, что особенно важно в профильных классах, где учащиеся имеют разные интересы и уровень подготовки.Развитие интернет-технологий в 1990-х годах дало онлайн- обучению новый импульс. Появление Всемирной паутины позволило создавать более сложные и интерактивные программы обучения. Примерно в это же время появились первые онлайн-курсы и учебные платформы, такие как Blackboard и WebCT, предоставляющие студентам доступ к учебным материалам и возможность взаимодействовать с преподавателями и другими студентами. В начале 2010-х годов онлайн-обучение стало мейнстримом с появлением массовых открытых онлайн-курсов (МООК). Такие платформы, как Coursera, edX и Udacity, предлагали бесплатные курсы от ведущих университетов и профессоров со всего мира.Это позволило миллионам людей получить доступ к качественному образованию, независимо от места проживания и финансовых возможностей Пандемия COVID-19 в 2020 году дала толчок дальнейшему развитию онлайн-обучения. Закрытие школ и университетов во многих странах мира вынудило учебные заведения внедрять дистанционное образование. Это привело к значительному росту спроса на онлайн-курсы и образовательные платформы. Многие преподаватели и студенты были вынуждены адаптироваться к новым условиям, что послужило толчком к быстрому развитию технологий и методов онлайн-обучения.Современные технологии позволяют создавать виртуальные классы и проводить вебинары, которые имитируют традиционные занятия в аудитории. Платформы, такие как Zoom, Microsoft Teams и Google Meet, предоставляют инструменты для проведения онлайн - занятий, взаимодействия с учащимися и организации групповых проектов.Профильные классы – это специализированные учебные группы, в которых основное внимание уделяется определенному предмету или области знаний. Основная цель профильного обучения - углубить знания учеников в выбранной ими области, способствуя лучшей подготовке к дальнейшему обучению и профессиональной деятельности в высших учебных заведениях. Учителя используют разнообразные методы обучения, способы стимулирования и мотивации учащихся, различные формы обучения, клубы и элективные курсы, такие как: - подготовка и презентация проектов и эссе - практические занятия, исследования и эксперименты - моделирующие игры - деловые игры и ролевые игры подготовка презентаций и т.д. В рамках профильного обучения также доступны дистанционное обучение, факультативы и экстернаты. Кроме того, учащиеся получают индивидуальную психолого-педагогическую поддержку, доступ к общим ресурсам виртуального пространства и могут выбирать интенсивность и темп обучения. Качественная успеваемость – один из ключевых показателей эффективности образовательного процесса.В профильных классах высокие оценки связаны с целенаправленным изучением предмета, что обеспечивает более глубокое понимание и усвоение материала. Важно отметить, что качество знаний напрямую влияет на дальнейшее образование и профессиональную деятельность учащихся. Внедрение сетевого обучения в профильных классах является важным инструментом повышения качества успеваемости. Сетевые технологии обеспечивают доступ к целому ряду учебных ресурсов и платформ, позволяя школьникам заниматься обучением в удобном для них темпе и формате. Кроме того, онлайн-обучение способствует позитивному взаимодействию между студентами и преподавателями и создает среду, в которой можно обсуждать сложные темы и совместно находить решения.Сетевое обучение не только способствует более глубокому усвоению материала, но и развивает у школьников навыки самоуправления, критического мышления, а также способность эффективно общаться и сотрудничать с другими учениками. Эти аспекты особенно важны в контексте профильного образования, где учебные задачи требуют высокой степени вовлеченности и самостоятельности учащихся. Основные преимущества сетевой системы профильного обучения заключаются в том, что она ориентирована на массовость и общедоступность (вне зависимости от социального статуса участников, локального расположения школы, каких-либо ограничений и т.д.) и создает условия для обеспечения широкого доступа к образовательным ресурсам и возможности получения базы для профессионального образования.Сетевая организация профильного обучения строится на следующих принципах:- удовлетворение желаний и потребностей учащихся,- автономность - открытость и закрытость (формирование клубных отношений), - горизонтальная кооперация и коммуникативное взаимодействие,- единство и доступность ресурсов,- практическая направленность и целесообразность,- в старших классах увеличение ресурсов формирования и реализации профильного обучения,- расширение доступных рамок образования (при максимальном удовлетворении образовательных потребностей учащихся),- повышение уровня образовательных результатов.Старшеклассники, поставленные в ситуацию выбора индивидуальных образовательных маршрутов в условиях сетевого образования, в дальнейшем будут обучаться в профессиональных образовательных учреждениях всех уровней Им предстоит принять решение об успешном продолжении образования. Индивидуальные образовательные планы позволяют молодым людям сформировать свой собственный образовательный маршрут в рамках сетевого учебного плана, объединяющего ресурсы всех учреждений сети и максимально использующего возможности БУПа.В подготовительный период построения сети профильного обучения наибольшее внимание следует уделить формированию пакета программно- методического обеспечения для сетевого варианта профильного обучения.Несмотря на очевидные преимущества, сетевое образование имеет и свои риски и недостатки.Во-первых, чрезмерная зависимость от технологий может привести к недостатку личностного взаимодействия. Это особенно важно в профильных классах, где общение и дискуссионные группы играют важную роль в совместном обучении.Во-вторых, не все ученики могут эффективно использовать предоставленные технологии. Проблемы с доступом в интернет или слабые навыки работы с цифровыми инструментами могут негативно сказаться на успеваемости. Ученики, испытывающие трудности в таких вопросах, могут оказаться в невыгодном положении по сравнению со своими более подготовленными сверстниками.В-третьих, информационная перегрузка также может помешать обучению. Обилие доступных источников информации может запутать учащихся и затруднить выбор наиболее актуального и качественного материала. Таким образом, влияние онлайн-обучения на успеваемость студентов в основных классах имеет как положительные стороны, так и потенциальные риски. Для достижения максимальных результатов обучения важно учитывать эти факторы и разрабатывать стратегии по минимизации недостатков онлайн-обучения.Ниже рассмотрим успешные результаты сетевого обучения Забайкальского края:Проект "Цифровая школа".В Забайкальском крае в рамках реализации проекта "Цифровая школа" было запущено несколько онлайн-курсов для учащихся, охватывающих такие предметы, как математика, физика и информатика. Участие в этих курсах позволило значительно повысить уровень успеваемости учащихся. Например, в одной из профильных школ результаты по математике у учеников, прошедших курс, повысились на 20% по сравнению с предыдущими годами.Интеграция с платформой "Учи.ру".Некоторые школы Забайкальского края начали использовать платформу "Учи.ру" для проведения интерактивных онлайн-занятий. В результате, обучающиеся смогли улучшить свои знания по предметам в рамках стандарта. За год использования платформы стало заметно, что уровень успеваемости и интереса к учебе возрос у 75% учащихся, активно участвующих в онлайн-уроках.Быстрое внедрение сетевого образования в Забайкальском крае свидетельствует о большом потенциале этой технологии для повышения качества образования в бедных ресурсами регионах. Анализ данных до и после внедрения показывает не только рост успеваемости, но и кардинальные изменения в динамике образовательного процесса. Например, в читинских школах, где уроки физики и математики проводились в режиме сетевого обучения с использованием интерактивной онлайн-платформы и виртуальных лабораторий, средний балл ЕГЭ вырос на 15-20% по сравнению с контрольной группой, обучавшейся по традиционной схеме.Это объясняется не только доступом к более широкому спектру образовательных ресурсов, но и индивидуальным подходом к обучению, который предлагает сетевая платформа. Кроме того, онлайн-обучение в Забайкалье эффективно решает проблему нехватки квалифицированных учителей в сельской местности. Благодаря онлайн-трансляции уроков опытных преподавателей из крупных городов, школьники в отдаленных районах получают доступ к качественному образованию, которое раньше было недоступно. Это особенно актуально для таких предметов, как иностранные языки и информатика, где в сельской местности крайне сложно найти высококвалифицированных специалистов.Система дистанционного обучения позволяет проводить вебинары, онлайн-консультации и тестирование с постоянной обратной связью между преподавателем и студентом. Кроме того, использование электронных учебников и интерактивных тренажеров позволяет значительно повысить мотивацию студентов и сделать процесс обучения более увлекательным и эффективным. Однако внедрение онлайн-обучения не обходится без проблем. В Забайкальском крае, как и во многих других регионах России, существует проблема неравномерного доступа к интернету, особенно в отдаленных селах и поселках. Для решения этой проблемы в регионе активно развивается телекоммуникационная инфраструктура, включая установку спутниковых антенн и расширение сетей высокоскоростного интернета. Кроме того, важно обеспечить компьютерную грамотность школьников и учителей.Для этого созданы специальные курсы повышения квалификации, а школы оснащены необходимым оборудованием и программным обеспечением. Также необходимо разработать соответствующие учебные программы и материалы для эффективного использования сетевых технологий. Комплексный подход, включающий как методическую, так и техническую поддержку, является залогом успешного внедрения и развития онлайн-обучения в Забайкальском крае, способствуя мобильности образования в регионе и повышению уровня жизни.Интеграция онлайн-курсов позволила значительно повысить успеваемость по основным предметам.Доступность образовательных ресурсов и возможность заниматься в удобное время повысили активность и мотивацию учащихся к обучению. Это дало возможность повысить общий уровень образования в регионе.Положительное восприятие технологий как учениками, так и родителями подтверждает важность внедрения современных методов обучения для повышения качества образования. Рекомендации для образовательных учреждений.Продолжать развивать онлайн-курсы. Образовательным учреждениям необходимо активно развивать и обновлять свои онлайн-курсы, чтобы они оставались актуальными и соответствовали интересам учащихся. Обобщить результаты внедрения современных технологий в образовательный процесс в Забайкальском крае. Основное внимание уделяется положительному влиянию онлайн-обучения на успеваемость и мотивацию учащихся к обучению.Исследования показали, что использование онлайн-курсов и цифровых платформ может помочь улучшить успеваемость и повысить интерес к учебе. Вместе с тем отмечается важность подготовки преподавателей и развития необходимой инфраструктуры для дистанционного обучения. Представленные в статье рекомендации направлены на дальнейшее развитие образовательных учреждений в регионе, которые в первую очередь должны обеспечить всем учащимся равный доступ к качественному образованию. В целом в документе подчеркивается важность цифровизации в образовании как фактора повышения качества образовательного процесса и достижения высоких результатов.
Номер журнала Вестник науки №5 (86) том 3
Ссылка для цитирования:
Сурков О.С., Шевкун А.В. ВЛИЯНИЕ СЕТЕВОГО ОБУЧЕНИЯ НА КАЧЕСТВО УСПЕВАЕМОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССАХ // Вестник науки №5 (86) том 3. С. 959 - 968. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23107 (дата обращения: 19.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*