'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (86) том 3
  4. Научная статья № 120

Просмотры  103 просмотров

Уманчик К.В., Гапсаламов А.Р.

  


ПРОБЛЕМЫ И НЕДОЧЕТЫ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ *

  


Аннотация:
статья посвящена анализу проблем и недочетов антитеррористической деятельности в образовательных организациях Российской Федерации. Рассматриваются ключевые аспекты антитеррористической деятельности, включая недостаточную подготовленность персонала, отсутствие системного подхода к обучению студентов и сотрудников, а также проблемы взаимодействия с правоохранительными органами. Особое внимание уделяется правовым и этическим вопросам, связанным с обеспечением безопасности, а также необходимости создания эффективных механизмов для обмена информацией.   

Ключевые слова:
антитеррор, образовательная организация, правоохранительные органы, терроризм   


Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» (п. 8 ч. 1 ст. 41), руководство образовательных организаций несет прямую ответственность за обеспечение безопасности сотрудников, учащихся и сохранности имущества. В связи с этим, вузы и другие образовательные учреждения, подчиненные Министерству науки и высшего образования России, ежегодно проводят инспекции комплексной безопасности в рамках подготовки к новому учебному году, руководствуясь соответствующими методическими рекомендациями.Несмотря на предпринимаемые меры, проблемы безопасности в российских образовательных учреждениях остаются актуальными. Реагирование на возникающие угрозы зачастую недостаточно оперативно, а научная база обеспечения комплексной безопасности образовательных учреждений, как в целом, так и в отдельных ее аспектах, требует совершенствования.Хотя приоритетной задачей образовательного учреждения является организация учебного процесса, комплексная безопасность всегда была и остается одним из ключевых условий его функционирования. К сожалению, текущее состояние этой безопасности нельзя признать удовлетворительным в силу различных причин.Антитеррористическая защищенность является наиболее уязвимой составляющей комплексной безопасности образовательных организаций. В то время как действия персонала в области гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций хорошо отработаны, и эвакуация при пожаре осуществляется оперативно, противодействие террористическому акту представляет собой гораздо более сложную задачу. В отличие от пожара, где сотрудники и учащиеся могут действовать самостоятельно, террористический акт обычно представляет собой тщательно спланированную операцию вооруженных боевиков, противостоять которой дети и педагоги не в состоянии.Среди ключевых проблем обеспечения антитеррористической безопасности сегодня выделяются следующие аспекты:Отсутствие четко обозначенного ответственного за безопасность в образовательном учреждении. Несмотря на введение должности заместителя директора по безопасности, эти обязанности часто перекладываются на преподавателей. Совмещение преподавания, например, математики, с функциями обеспечения безопасности представляется затруднительным.Недостаточное финансирование образовательных организаций из государственного бюджета. Зачастую, рыночная стоимость приобретения и установки адекватных систем безопасности оказывается непосильной для бюджета учебного заведения.Отсутствие специализированной подготовки у сотрудников частных охранных предприятий (ЧОП) является особенно важной проблемой. После терактов начала 2000-х годов все образовательные учреждения обязали заключать договоры с охранными структурами. Предполагалось, что это усилит пропускной режим и обеспечит круглосуточную охрану. Однако, эта идея оказалась неэффективной из-за отсутствия у образовательных учреждений возможности выбирать поставщика охранных услуг. Государственный контракт заключается централизованно, а школы и детские сады выступают лишь получателями услуг, что ограничивает их влияние на исполнителя. Сотрудники ЧОП часто недостаточно квалифицированы и не обладают необходимой физической подготовкой, что ставит под сомнение их способность обеспечивать реальную безопасность.Недостаточное участие правоохранительных органов в обеспечении безопасности образовательных учреждений. Фактическое внимание со стороны полиции ограничивается посещениями во время праздников и формальной записью в журнале ЧОП.Недостаточная информированность сотрудников и учащихся о работе службы безопасности. Исследования показывают, что многие не знают о доступных услугах безопасности и не обращаются за ними. Образовательные учреждения ограничиваются размещением информации на стендах, не занимаясь активным информированием.После трагедии 26 сентября, когда бывший ученик напал на школу в Ижевске, учебные заведения стали внедрять новые меры защиты от налётов. Школы закрывают свою территорию от посторонних, обучают детей правилам поведения в случае потенциальной угрозы. Благие, на первый взгляд, начинания приводят к негативным последствиям или превращаются в мероприятия для галочки, на которые при этом расходуются значительные средства из бюджета.Школьный двор и инфраструктура стали недоступными для местных жителей, которые использовали их для спортивных занятий и сокращения пути. Проблема с проходом в учебное заведение возникает и у родителей, несмотря на гарантированное законом право всегда иметь доступ к своему ребёнку. Дети же вынуждены толпиться по утрам у единственной открытой калитки. Учения по безопасности, организованные силами учителей, не дают ответа на главный вопрос: как вести себя ребёнку в случае угрозы.Приведенные факты указывают на повышенную незащищенность школ от террористических актов. Такое положение вещей абсолютно неприемлемо, так как создает постоянную опасность для жизни наиболее уязвимых категорий населения – женщин и детей.В заключение следует подчеркнуть, что антитеррористическая деятельность в образовательных организациях Российской Федерации представляет собой сложный и многогранный процесс, требующий постоянного совершенствования и адаптации к меняющимся угрозам. Несмотря на значительные усилия, предпринимаемые государством и образовательными учреждениями, в данной сфере сохраняются проблемы и недочеты, требующие незамедлительного решения.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (86) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Уманчик К.В., Гапсаламов А.Р. ПРОБЛЕМЫ И НЕДОЧЕТЫ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Вестник науки №5 (86) том 3. С. 969 - 974. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23108 (дата обращения: 13.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/23108



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.