'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (86) том 3
  4. Научная статья № 122

Просмотры  115 просмотров

Шабанова А.В., Русинова С.В.

  


РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДЦП ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ *

  


Аннотация:
в данной статье рассмотрены теоретические аспекты развития коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с ДЦП посредством игр.   

Ключевые слова:
ДЦП, младшие школьники, игровая деятельность, коммуникативные навыки, общение   


В настоящее время формирование коммуникативных компетенций у младших школьников представляет собой значимую задачу. Это обусловлено тем, что многие дети с подобным диагнозом интегрированы в общеобразовательные школы, где процесс адаптации к учебной среде для них сложнее, чем для сверстников без особенностей развития.Тем не менее, тип образовательной организации, где происходит привыкание младшего школьника к школьной жизни, не служит препятствием для развития его коммуникативных способностей, особенно у детей с ДЦП. Наоборот, каждый ребенок обладает неотъемлемым правом на совершенствование навыков общения и взаимодействия.Коммуникативные навыки – это способность индивидуума эффективно взаимодействовать с другими, корректно воспринимать и передавать информацию, улаживать разногласия и строить прочные, доверительные связи. Эти навыки охватывают как вербальные, так и невербальные способы обмена информацией (рисунок1).Рисунок 1. Коммуникативные навыки.Исходя из вышеизложенного, необходимо принимать во внимание психологическое и физическое состояние детей, страдающих детским церебральным параличом. Зачастую, помимо физических ограничений, у таких детей наблюдается низкая самооценка, отсутствие уверенности в собственных силах и дефицит социальных навыков. Речевые нарушения также являются распространенной проблемой, что затрудняет формирование здоровых межличностных связей в социуме.В связи с этим, развитие коммуникативных умений у детей с ДЦП требует особого подхода со стороны как педагогов, так и родителей. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, развитие коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с ДЦП является обязательным компонентом образовательных программ.В частности, в программе личностного развития и формирования универсальных учебных действий у обучающихся начальной школы (1–4 классы), разработанной Е.Г. Прончатовой, подчеркивается, что игра предоставляет уникальную среду для содержательного и непринужденного общения между детьми.Игра, являясь доминирующим видом деятельности для младших школьников, наиболее привычна и интересна им. Следовательно, игровая деятельность должна быть приоритетным направлением в развитии коммуникативных навыков у детей с ДЦП младшего школьного возраста.В процессе работы над программой, Прончатова Е.Г. акцентирует внимание на креативном подходе к организации игровых занятий, принимая во внимание нужды учеников и актуальную обстановку. Она предлагает объединять проблемно-ориентированную коммуникацию с общением в формате досуга.Воплощение ценностных ориентиров общего образования через интеграцию процессов обучения и воспитания, когнитивного и личностного становления учащихся, опираясь на формирование универсальных учебных навыков посредством игр, гарантирует высокую результативность в решении повседневных задач и потенциал для самосовершенствования учеников. Для стимулирования коммуникабельности у младших школьников рекомендуется использовать игровые методы, продемонстрированные на рисунке 2.Рисунок 2. Виды коммуникативных игрдля детей младшего школьного возраста.Кроме игр, направленных на формирование коммуникативных навыков, с детьми необходимо проводить игры, направленные на развитие речи, как вербальной, так и невербальной.К таким играм можно отнести следующие игры:- формирование звукопроизношения отдельных звуков,- дыхательные разминки,- игры на развитие мелкой моторики,- мимические игры и т.п.Использование игровых методик с младшими школьниками, страдающими детским церебральным параличом, способствует развитию и укреплению коммуникативных способностей в общении как со сверстниками, так и со взрослыми. Это, в свою очередь, значительно облегчает их адаптацию к школьной среде и содействует интеграции в общество детей с особыми потребностями.Совершенствование навыков коммуникации у младших школьников с ДЦП является приоритетной задачей для педагогов, родителей и специалистов, работающих в сфере коррекционного образования. Игра представляет собой один из наиболее действенных подходов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Игровая деятельность предоставляет детям шанс на общение, самовыражение и развитие социальных навыков.Обучение через игру имеет ряд преимуществ. Прежде всего, она создает атмосферу комфорта и расслабления для детей, что особенно важно для тех, кто испытывает трудности в общении, как, например, дети с ДЦП. Отсутствие жесткой структуры в игре позволяет ребенку свободно выражать свои мысли и чувства. Кроме того, игра пробуждает интерес к взаимодействию с окружающими, что крайне важно, учитывая сложности социализации, с которыми сталкиваются многие дети с ДЦП.Увлекательная игра притягивает внимание, предоставляя детям возможность взаимодействовать друг с другом и с взрослым, тем самым расширяя их коммуникативные навыки. Важно подбирать игры, которые соответствуют индивидуальным потребностям и интересам ребенка. Настольные игры, например, могут стать отличным инструментом для развития навыков общения. Они способствуют развитию мышления, логики и обмену идеями, а также учат детей работать сообща. В процессе игры дети могут делиться своими мыслями и разрабатывать совместные стратегии, что способствует развитию навыков разрешения конфликтов и нахождения общего языка.Не менее значима в данном контексте и роль человека, обладающего опытом и знаниями. Преподаватель или близкий родственник должен взять на себя функцию направляющего, формируя обстановку, основанную на взаимоуважении и помощи. Необходимо демонстрировать сдержанность и эмпатию, принимая во внимание специфические черты развития ребенка, страдающего церебральным параличом. Взаимодействие в ходе игры должно быть созидательным, взрослый может использовать уточняющие вопросы, побуждая ребенка к выражению своих идей и переживаний. Вовлеченность в игровую деятельность превосходно содействует расширению коммуникативных возможностей: дети могут применять как словесные, так и несловесные формы выражения, обучаться распознаванию эмоциональных состояний и ответной реакции на них.Крайне значима и модификация игровых занятий с учетом двигательных особенностей детей, страдающих ДЦП. Целесообразно применение специализированных адаптивных игровых средств, позволяющих ребенку в полной мере включиться в игру. В качестве примера можно привести увеличенные карточки, кубики с элементами большого размера или цифровые игры, оснащенные простыми в использовании контроллерами. Ключевая задача заключается в создании инклюзивного и стимулирующего окружения, в котором дети смогут ощутить свою компетентность и прогрессировать.Эмоциональная составляющая коммуникации имеет огромное значение. Игры — это не просто инструмент для развития умений, но и источник положительных эмоций и веселья. В процессе игры дети учатся получать удовольствие от взаимодействия и справляться с возникающими препятствиями. Крепкая эмоциональная связь между детьми и родителями укрепляет уверенность в себе и собственных возможностях.Таким образом, применение игры как метода для развития коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста, страдающих ДЦП, представляет собой весьма результативный и перспективный путь. Игровая деятельность не просто помогает установить прочные социальные связи, но и формирует умения, необходимые для успешной коммуникации в повседневной жизни.Затруднения в общении, в выражении мыслей и чувств, недостаток уверенности в себе и своих силах, которые отрицательно влияют на социальную адаптацию детей, можно успешно преодолеть с помощью игровой деятельности, специально организованной и ориентированной на достижение конкретных целей. Ключевое значение имеет тщательное планирование и адаптация этого процесса к индивидуальным особенностям каждого ребенка, чтобы он мог в полной мере раскрыть свой потенциал в сфере общения.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (86) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Шабанова А.В., Русинова С.В. РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДЦП ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ // Вестник науки №5 (86) том 3. С. 989 - 996. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23110 (дата обращения: 09.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/23110



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.