'
Ысмайылов М.З., Орозова Б.Б.
РАЗВИВАТЬ ЭТНОКУЛЬТУРНУЮ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ДЕМОНСТРАЦИИ ОСОБЕННОСТЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА КЫРГЫЗСКОГО НАРОДА *
Аннотация:
цель данной работы – рассмотреть возможности развития этнокультурной компетентности учащихся через знакомство с особенностями изобразительного искусства кыргызского народа. Изобразительное искусство, являясь важным носителем культурных традиций, помогает учащимся погрузиться в мир обычаев, мифологии, истории и повседневной жизни кыргызского народа. Работа включает рассмотрение ключевых аспектов кыргызского искусства, таких как живопись, ковроткачество, вышивка и другие ремесла, а также анализ методов, которые могут быть использованы для эффективного преподавания этих традиций в учебном процессе. Важно подчеркнуть, что через изучение национального искусства учащиеся не только развивают эстетическое восприятие, но и углубляют знания о своей культуре, что способствует формированию уважения к культурному наследию и развитию этнокультурной идентичности.
Ключевые слова:
этнокультурная компетентность, изобразительное искусство, кыргызское искусство, традиции, обычаи, ковроткачество, вышивка
Изобразительное искусство является мощным средством передачи и сохранения культурных традиций. Поэтому с помощью такого инструмента можно представить себе обычаи, историю, верования и повседневную жизнь кыргызского народа. В этом контексте особое место занимает изобразительное искусство кыргызов, отражающее самобытные традиции, мифологию и символику кыргызского народа.Знакомство с творчеством кыргызских художников и традиционным искусством не только способствует эстетическому воспитанию, но и углубляет знания и понимание истории и культуры Кыргызстана. В этом процессе учащиеся могут развивать важные аспекты этнокультурной компетентности, такие как [1-3]: Понимание традиций и обычаев: изучая традиционные изобразительные искусства, включая живопись, вышивку и ковроткачество, учащиеся приобретают глубокое культурное и символическое значение изначального значения этих ремесел. Произведения выдающихся кыргызских художников Семена Чуйкова, Владимира Образцова, Гапара Айтиева, Сабырбека Акылбекова, Александра Игнатьева, Федора Герцена и других воспевают этнокультуру кыргызского народа [4]. Например, особого внимания заслуживают книжные иллюстрации Таалая Курманова и Федора Герцена к многотомным изданиям эпоса «Манас», а также графические страницы «Портретов героев и красавиц» Белека Жумабаева и ряда других произведений кыргызских художников [5-6].Изучение национальных художественных традиций помогает учащимся понять свою связь с культурой и историей своего народа. Например, изучение национальных художественных традиций помогает учащимся понять свою связь с культурой и историей кыргызского народа. Например, изучение искусства кыргызского ковроткачества позволяет понять, как это искусство передавалось из поколения в поколение и какое символическое значение имела каждая деталь ковра или ткани в жизни народа. Учащиеся узнают, что узоры на коврах, такие как «тугол» (солнце) или «джол» (путь), являются не просто декоративными элементами, но и элементами, символизирующими свет, путь, жизнь и гармонию. Это помогает подросткам понять, насколько тесно искусство связано с духовными и практическими аспектами жизни их предков.Другим ярким примером является изучение традиционной вышивки, которая часто встречается в национальных костюмах. Узоры, вышитые на ткани или полотне, отражают не только эстетическое восприятие мира, но и важные культурные и ритуальные символы. Например, вышивка на женском платке или детской одежде символизирует защиту от злых сил или пожелание здоровья и благополучия.Изучение картин кыргызских художников, таких как Чолпонбаев и Токтакунов, позволяет студентам увидеть, как современные художники адаптируют традиционные мотивы для изображения величия гор, красоты природы и мифологических существ. Это помогает учащимся не только понять, как развивается искусство, но и поддерживать связь с элементами культуры, которые являются основой их исторической идентичности.Таким образом, через изучение художественных традиций учащиеся не только знакомятся с уникальными формами творчества, но и начинают осознанно ощущать свою принадлежность к культуре кыргызского народа, что способствует развитию чувства гордости за свою историю и традиции.Кыргызское искусство тесно связано с традиционными обрядами и праздниками, которые отражены в разнообразных произведениях искусства — от ковров и вышивки до картин и скульптур. Знакомство с этими темами поможет учащимся не только узнать об этих традициях, но и почувствовать важность сохранения культурного наследия. А именно, изображение юрты (киргизской крыши). Боз ю – это не просто жилище, а символ быта и традиций кыргызского народа. Росписи на стенах хижины, а также украшения, такие как «токма» (вид вышивки и ткани), отражают дух кыргызского народа. На этих картинах изображены элементы природы – горы, реки, солнце и животные, – которые ассоциируются с почтением к природе и духовностью. Такие праздники, как Навруз, тесно переплетены с этим искусством, и учащиеся, изучающие роспись юрт, понимают смысл праздников, которые символизируют новый цикл жизни, возрождение природы и духовное очищение.Кроме того, в кыргызском искусстве часто изображаются традиционные обряды, такие как свадьбы, праздники и (национальные) торжества. В работах кыргызских художников часто встречаются образы людей, играющих на национальных музыкальных инструментах, таких как комуз или чоро. Эти элементы искусства помогают учащимся почувствовать важность сохранения этих обычаев и традиций, которые являются неотъемлемой частью кыргызской культуры и духа народа.Для эффективного развития этнокультурной компетентности учащихся через искусство кыргызского народа можно использовать различные методы и формы работы [7]:Интерактивные уроки с использованием мультимедийных материалов — с использованием видеороликов, презентаций и виртуальных экскурсий по музеям.Практические занятия по народным промыслам - мастер-классы по вязанию, вышивке и созданию узоров.Тематические выставки и экскурсии - посещение музеев и выставок, посвященных кыргызскому искусству.Научные проекты и презентации — проекты, посвященные символике и истории кыргызского искусства.Ролевые игры и драматизации – воссоздание традиционных ритуалов и праздников.Интеграция с другими предметами – сочетание уроков искусства с литературой, историей и музыкой.Развитие этнокультурной компетентности учащихся через знакомство с искусством кыргызского народа является важным и эффективным инструментом воспитания у них уважения к культурным традициям и многообразию народов. Изучение кыргызского искусства помогает студентам глубже понять историю, символику и уникальные культурные особенности, отраженные в живописи, ковроткачестве, вышивке и других ремеслах. Это помогает учащимся гордиться своей культурой и укрепляет их связь с национальными традициями.Интерактивные методы обучения, такие как виртуальные экскурсии, практические занятия, тематические выставки и научные проекты, создают возможности для более глубокого вовлечения учащихся в процесс обучения. Знакомство с традициями и праздниками кыргызского народа через искусство не только помогает учащимся сохранять свое культурное наследие, но и способствует развитию у них толерантности и уважения к другим культурам. В конечном итоге это способствует воспитанию гармонично развитых и культурно осведомленных граждан, способных осознавать и ценить богатство и разнообразие мировых культур.
Номер журнала Вестник науки №5 (86) том 3
Ссылка для цитирования:
Ысмайылов М.З., Орозова Б.Б. РАЗВИВАТЬ ЭТНОКУЛЬТУРНУЮ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ДЕМОНСТРАЦИИ ОСОБЕННОСТЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА КЫРГЫЗСКОГО НАРОДА // Вестник науки №5 (86) том 3. С. 997 - 1002. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23111 (дата обращения: 15.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*