'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (86) том 3
  4. Научная статья № 124

Просмотры  101 просмотров

Березин А.А.

  


РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЛНОМОЧИЙ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматриваются основные направления реализации полномочий администрации муниципального образования в сфере обеспечения безопасности населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций. Проанализированы нормативно-правовые основы, организационные меры, выявлены актуальные проблемы и предложены пути их решения. Отдельное внимание уделено взаимодействию органов местного самоуправления с федеральными структурами и населением.   

Ключевые слова:
муниципальное образование, чрезвычайная ситуация, безопасность, полномочия, гражданская защита, местное самоуправление, управление рисками   


Актуальность выбранной темы заключается в обеспечение безопасности населения и территорий при чрезвычайных ситуациях (ЧС) является одной из приоритетных задач органов местного самоуправления. С учётом увеличения количества природных катастроф, техногенных аварий и социальных угроз муниципальные образования играют ключевую роль в формировании и реализации мер по гражданской защите. От оперативности и профессионализма действий администрации напрямую зависит сохранность жизней, здоровье людей, минимизация ущерба инфраструктуре и экологии.Законодательная основа организации мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС в муниципальных образованиях базируется на следующих нормативных документах:- Федеральный закон № 68-ФЗ [1] от 21.12.1994 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»,- Федеральный закон № 131-ФЗ [2] от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,- Постановления Правительства РФ, указы Президента РФ, региональные и муниципальные правовые акты.Эти документы определяют компетенции органов местного самоуправления в сфере ГО и ЧС, порядок взаимодействия с федеральными структурами и обязанности по информированию населения.Полномочия администрации муниципального образования в сфере обеспечения безопасности реализуются по следующим ключевым направлениям:1. Организация системы оповещения и информирования населения,2. Планирование и проведение мероприятий по предупреждению ЧС,3. Обеспечение готовности аварийно-спасательных формирований,4. Обучение населения и проведение тренировок,5. Взаимодействие с федеральными и региональными структурами МЧС, МВД и др.Для эффективной реализации данных функций создаются комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС, разрабатываются планы гражданской обороны, ведётся мониторинг рисков. (см. рисунок 1).Рис. 1. Распределение чрезвычайных ситуаций по типам на территории РФ. На практике реализация полномочий администрации муниципального образования в области обеспечения безопасности может существенно различаться в зависимости от уровня социально-экономического развития, географических условий и наличия необходимых ресурсов. Одним из эффективных инструментов являются планы действий по предупреждению и ликвидации ЧС, разрабатываемые на уровне поселений и городских округов. В них учитываются потенциальные источники угроз, составляется карта уязвимых объектов, определяются силы и средства для реагирования.Также активно используется практика заключения соглашений с предприятиями и организациями, расположенными на территории муниципалитета Опыт, описанный Ивановым А.П. [5], подтверждает эффективность таких межведомственных соглашений.. Такие соглашения позволяют обеспечить быструю мобилизацию ресурсов и технику в случае аварий и катастроф. (см. рисунок 2).Рис. 2. Схема взаимодействия администрации муниципального образования с экстренными службами.Несмотря на нормативное обеспечение, реализация полномочий в сфере ЧС сталкивается с рядом проблем:- Недостаток финансирования и ограниченность местных бюджетов,- Отсутствие современной материально-технической базы,- Нехватка квалифицированных кадров,- Недостаточный уровень информированности населения,- Формальный подход к разработке планирующих документов.Особенно остро эти проблемы проявляются в сельских поселениях. Как отмечает Мухина О.Н. [4], наибольшие трудности с реализацией полномочий возникают именно в сельской местности. и отдалённых районах, где слабо развита инфраструктура и ограничен доступ к цифровым решениям.С целью повышения эффективности реализации полномочий администрации муниципальных образований в сфере обеспечения безопасности населения и территорий в условиях ЧС предлагаются следующие меры:- Разработка и внедрение цифровых платформ мониторинга угроз и управления рисками,- Повышение финансирования мероприятий по ГО и ЧС на уровне местных бюджетов,- Обучение и повышение квалификации сотрудников муниципалитетов и добровольцев,- Создание межмуниципальных соглашений для совместного реагирования на угрозы,- Вовлечение граждан в процесс планирования и подготовки через общественные советы и тренировки.На основе проведенного анализа предлагается несколько рекомендаций для совершенствования реализации полномочий:С целью повышения эффективности реализации полномочий администрации муниципальных образований в сфере обеспечения безопасности населения и территорий в условиях ЧС предлагаются следующие меры:- Разработка и внедрение цифровых платформ мониторинга угроз и управления рисками,- Повышение финансирования мероприятий по ГО и ЧС на уровне местных бюджетов,- Обучение и повышение квалификации сотрудников муниципалитетов и добровольцев,- Создание межмуниципальных соглашений для совместного реагирования на угрозы,- Вовлечение граждан в процесс планирования и подготовки через общественные советы и тренировки.Таким образом, администрация муниципального образования является важным звеном в системе защиты населения и территорий от ЧС. От её оперативности, подготовки и оснащённости зависит эффективность предупреждения и реагирования на угрозы. Несмотря на существующие проблемы, при должной поддержке и координации с федеральными органами власти, муниципалитеты способны успешно справляться с вызовами. Ключевыми задачами остаются развитие правовой и технической базы, кадровое укрепление, повышение взаимодействия с гражданским обществом и переход к цифровым системам управления рисками.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (86) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Березин А.А. РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЛНОМОЧИЙ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ // Вестник науки №5 (86) том 3. С. 1003 - 1008. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23112 (дата обращения: 15.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/23112



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.