'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (86) том 3
  4. Научная статья № 125

Просмотры  127 просмотров

Гилёва Н.С.

  


ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА В ПОДГОТОВКЕ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ *

  


Аннотация:
в статье рассматривается эффективность социального партнерства в подготовке молодых педагогов на основе данных, полученных в ходе констатирующего эксперимента. Наиболее значимыми проблемами оказались нехватка экономической грамотности, предпринимательских компетенций и практических навыков. Работодатели высоко оценили теоретическую подготовку выпускников (82,8%), но отметили недостаточный уровень практических умений.Для решения выявленных проблем была разработана программа «Лаборатория профессионального роста», направленная на повышение квалификации молодых педагогов. Она включает сочетание очных и дистанционных занятий, практическую работу, использование интерактивных методов и посткурсовое сопровождение. Реализация программы способствует развитию профессиональных и личностных компетенций учителей, обеспечивая их адаптацию к современным требованиям образовательной сферы.   

Ключевые слова:
эффективность, социальное партнерство, подготовка педагогов, констатирующий эксперимент, профессиональная подготовка, экономическая грамотность   


Эффективность социального партнерства в подготовке молодых педагогов определялась в ходе констатирующего эксперимента. Для этого был проведен опрос среди молодых учителей и руководителей организаций с использованием специально разработанных анкет. В исследовании приняли участие 32 учителя, окончивших педагогические специальности Восточно-Казахстанского университета. Выбор этой группы респондентов был обусловлен несколькими факторами: во-первых, это уже сформировавшиеся личности, во-вторых, они являются молодыми специалистами, в-третьих, их опыт обучения позволяет дать объективную оценку качества профессиональной подготовки. Вторую группу составили 13 руководителей организаций – потенциальных работодателей, имеющих опыт взаимодействия с выпускниками университета либо в качестве сотрудников, либо в рамках педагогической практики студентов.Анкета для выпускников состояла из двух блоков вопросов: первый был направлен на выявление мотивации обучения и оценку удовлетворенности процессом обучения в университете, второй — на анализ качества профессиональной подготовки и планов относительно будущей профессиональной деятельности. Полученные ответы были обобщены и преобразованы в процентные показатели. Общая удовлетворенность обучением в ВКУ распределилась следующим образом: полностью удовлетворены – 23% опрошенных, частично удовлетворены – 58%, скорее не удовлетворены – 15%, крайне недовольны – 4%. Данные показывают, что молодые учителя в целом оценивают уровень удовлетворенности обучением достаточно высоко, однако низкие показатели выявлены в аспекте «возможности получения дополнительных знаний и навыков». Это свидетельствует о том, что, с одной стороны, молодые педагоги осознают важность дополнительной подготовки, но, с другой, не видят достаточных возможностей для ее получения.Для выявления областей, в которых респонденты хотели бы получить дополнительные знания и навыки, был проведен сравнительно-сопоставительный анализ их ответов на вопросы: «Какие возможности, по Вашему мнению, дало Вам обучение в вузе?» и «Какие возможности Вы хотели бы получить от обучения в вузе?». Результаты анализа демонстрируют разрыв между реальными и желаемыми возможностями. Особенно это касается аспектов: возможности хорошо зарабатывать и обеспечивать себя и свою семью, возможности занимать руководящие должности, возможности создания собственного бизнеса.Кроме того, анализ самооценки профессиональной подготовки выявил критические дисбалансы. Экономическая грамотность и предприимчивость демонстрируют наибольший разрыв между необходимостью и фактическим наличием: 9% и 7% (имеются) против 84% и 72% (необходимы). Это указывает на острую нехватку навыков управления ресурсами и инновационного мышления. Также значительным остается разрыв в профессионализме (68% против 89%), что говорит о несоответствии текущего уровня подготовки ожиданиям.Анкета для руководителей организаций содержала 14 вопросов, из которых для анализа были выбраны наиболее значимые. Полученные данные показали, что полностью удовлетворены подготовкой выпускников ВКУ – 20,7%, скорее положительное отношение – 65,5%, скорее отрицательное – 6,9%, полностью не удовлетворены – 6,9%. Теоретическая подготовка выпускников оценивается высоко (82,8%), но практическая подготовка значительно уступает: низкий уровень отметили 24,1%, средний – 51,7%. Работодатели считают, что современный выпускник вуза должен, прежде всего, обладать профессиональной и экономической грамотностью, трудолюбием, предприимчивостью и ответственностью. Однако, как показало исследование, именно эти качества выпускники оценивают у себя на низком уровне.Молодые учителя обозначили перечень возможностей, которые они хотели бы получить после окончания университета, однако на момент исследования они остаются для них недоступными, что указывает на недостаточную подготовку в вузе. Разрыв между сформированными в процессе обучения качествами и необходимыми для профессиональной деятельности свидетельствует о нехватке развивающих курсов в университете. Работодатели подтверждают необходимость акцента на профессиональной грамотности, мобильности, креативности и ответственности выпускников. Молодые специалисты осознают требования рынка, но не видят в университетской программе возможностей для повышения уровня своей профессиональной компетентности. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости внедрения различных форм и технологий социального партнерства, направленных на повышение качества профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов.В рамках совершенствования подготовки молодых педагогов нами была разработана программа повышения квалификации «Лаборатория профессионального роста». Курс ориентирован на учителей, которые уже имеют базовые знания и опыт, но нуждаются в постоянной самооценке своей деятельности и адаптации к современным образовательным стандартам. Программа направлена на поддержку педагогов в подготовке к аттестации, создании портфолио, методическом обосновании своей профессиональной деятельности и эффективной презентации достижений. Она учитывает изменения в нормативно-правовых документах и современные тенденции в педагогической теории и практике, что позволяет педагогам быть уверенными в своей профессиональной компетентности.Обучение проходит в сочетании очных и дистанционных занятий, а также включает самостоятельную работу слушателей и практическую деятельность на рабочем месте. Для эффективного усвоения материала используются современные образовательные технологии, информационно-коммуникационные средства, разнообразные методы обучения, оценивания и контроля. Важнейшим элементом программы является постоянная обратная связь и рефлексия, что помогает участникам осмыслить полученные знания и применять их на практике. Для повышения вовлеченности применяются интерактивные методы: дидактические игры, анализ кейсов, мозговой штурм, метод ситуационного анализа, ролевые игры, проектный метод и проблемное обучение. Эти подходы способствуют развитию критического мышления, навыков сотрудничества и умения адаптировать знания к реальным профессиональным условиям.Практические занятия курса включают проектную и практико-ориентированную работу, направленную на сокращение разрыва между текущими и желаемыми возможностями, объединение теоретических знаний с реальными педагогическими ситуациями и развитие креативного подхода к решению профессиональных задач. Программа предусматривает посткурсовое сопровождение, которое включает консультирование, анализ внедрения полученных знаний в практику, организацию дополнительных тренингов и мастер-классов, а также поддержку постоянного профессионального роста. Важной составляющей является развитие навыков самооценки и рефлексии, что позволяет педагогам эффективно адаптироваться к изменениям в образовательной сфере и повышать качество своей работы. Реализация программы «Лаборатория профессионального роста» способствует не только индивидуальному развитию учителей, но и повышению качества образования в целом, создавая конкурентоспособную образовательную среду.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (86) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Гилёва Н.С. ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА В ПОДГОТОВКЕ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ // Вестник науки №5 (86) том 3. С. 1009 - 1014. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23113 (дата обращения: 15.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/23113



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.