'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (86) том 3
  4. Научная статья № 140

Просмотры  106 просмотров

Кушакова И.А.

  


ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ В ТВОРЧЕСТВЕ АБДУЛЛА КАДЫРИ *

  


Аннотация:
в данной статье речь идет о появлении новой узбекской литературы, где стали распространяться тогда еще не изведанные жанры и формы европейского происхождения. Автор описывает творчество Абдуллы Кадири, который был очевидцем революционных изменений, он прошел процесс адаптации от старого привычного образа жизни к новому неизведанному, и так, впоследствии этого он стал писателем. В статье дается характеристика его произведений, его мастерство лепить человеческие характеры, доносить до читателя бурю человеческих страстей.   

Ключевые слова:
направление, художественные мысли, творчество, литература, интеллигенция, романы, рассказы, писатель   


В период ХХ века на территории Узбекистана после случившихся событий организовались новые литературные жанры. В давно принятую обществом религиозную литературу стали постепенно внедряться светские оттенки, но все же, это не укротило суеверного духа народа.Факт о том, что новая литература действительно проникла в ХХ век подтверждается тем, что люди стали отталкиваться не только от духовных пониманий, а еще и от точных исследований, то есть произошло влияние науки на их сознание.Писатели, первыми начали издавать свои произведения в период новой литературы, убеждали читателей, что секрет лучшей жизни скрывается в просветительстве. Стоит отметить, что в классической литературе, были призывы к просветительству в творчестве А. Навои и А. Фуркат, которые писали о пользе знаний, активно призывая изучать различные науки. Однако все их старания никак не венчались успехом, так как они не получали обратной связи от читателей.Начало ХХ века было самым прогрессивным в плане просветительства. Вся узбекская литература с большой скоростью обрела новую современную форму. Хамза, Чулпан, Абдулла Кадыри, Фитрат, Бехбуди, Авлони, Мирмухсин Шермухамедов считались основоположниками узбекской литературы, которые своими произведениями пропагандировали идеи просветительства.Литераторы, грамотные люди и интеллигенты того времени просвещения считали орудием к обретению свободы слова и общества. С появлением новой литературы, стали распространяться в Узбекистане тогда еще не изведанные жанры и формы европейского происхождения.Абдулла Кадыри был очевидцем революционных изменений, процесс адаптации от старого привычного образа жизни к новому неизведанному, и так впоследствии этого он стал писателем.Помимо литературной деятельности, он еще занимался переводом. Ряд произведений русской литературы как комедия Гоголя «Женитьба», пьеса Чехова «Вишневый сад» и рассказ «Хамелеон» были переведены на русский язык. В написании узбекско-русского словаря был соавтором. Начиная с 1915 года опубликовал пьесу «Несчастный жених», затем повесть «Развратник» и рассказы «На улаке», «Пир злых духов». В тот же год были опубликованы в журнале «Ойна» («Зеркало») «Наше состояние», «Моей нации» и «Свадьба».Следует отметить, что он был и поэтом. Под такими псевдонимами как Жулкунбай, Думбулбоев, Шилгай, Муштум, Совринбой, Мулла Эшонбой, Жура Алимов напечатал свои стихи и статьи.Первой творческой работой Кадыри является драма «Несчастный жених». Главный герой молодой бедняк – служил приказчиком у богача. Достигнув совершеннолетия, дядя хотел женить его на девушку из состоятельной семьи. По глупости бедняк согласился, и долгое время собирал калым, чтобы заполучить невесту. Юноша совершил большую глупость, взяв крупную сумму в долг. Он даже не представлял, к чему в дальнейшем это приведет. Спустя время молодожены убеждаются в том, что вернуть такую большую сумму денег, придется работать всю жизнь, чтобы расплатиться. Горе главного героя было горем каждого молодого человека, жившего в том периоде. Пьеса долгое время была в списке востребованных спектаклей.Рассказ «На улаке», написанный в 1915 году, речь идет об интересном событии из жизни народа. Сюжет составляет событие, дающее писателю раскрыть характер своего героя. Совсем небогатый опыт и молодость писателя не предвещали того высочайшего уровня, его произведения полны богатым и глубоким философским смыслом. Далее в 1917 году писатель напечатает рассказы «Смерть от радости», «Тихое дело» - 1920 году и «Мой отец» в 1922 году.Путем своего творчества Кадыри показал события, которые происходили в Туркестане в 1917- 1929 годах. В 1922-1924 году писателем был издан роман «Минувшие дни», первым опубликованным изданием был журнал «Инкилоб». Роман отдельной книгой увидел свет в 1926 году, в нем говорилось о важном периоде в истории узбекского народа - середины XIX века.Литературовед Е.Э. Бертельс пишет, что в мире было пять школ романа, в том числе французская, русская, английская, немецкая и индийская, а Абдулла Кадыри организовал шестую узбекскую школу романа.Писатель пишет приемом сюжетно-композиционной инверсии, в романе главное место имеет категория пространства.«Скорпион из алтаря» второй роман писателя, написанный в 1929 году, имеет характер высокого мастерства писателя. Роман повествует жизнь узбекского народа в XIX веке, управляемый последним правителем Коканда.Молодой Анвар – главный герой из бедной семьи влюбился в Рано. Она дочь учительницы Анвара. После выхода романа, издаются еще два сатирических рассказа «Из записной книжки Калвака Махзума» и «О чем говорит упрямый Ташпулат?».А. Кадыри обожал юмор, в статье «О смехе» пишет, что слова и мысли автора слышно из уст героев, а личность автора читатель не видит. Для примера приведем образ махаллинского духовника из рассказа «Калвак», который порвал связь с реальной жизни. Противоположный духовнику Ташпулат бедный, нищий и хулиган без двора. Все сатирические произведения писателя оправлены на смех отрицательных героев, придерживает писателей и поэтов, которые ответственны перед временем и обществом.Третьим большим произведением по эпическому жанру писателя является «Абид-кетмень». Произведение, написанное 1935 году, показывает об изменениях сёл в период материального кризиса, царившего в стране. Создав образ главного героя, он показывает становлению нового явления на селе и историю проживания жителей колхоза «Четан».Абид главный персонаж был дехканином - тружеником села. Он прошел нелегкую дорогу в колхоз. Однако сквозь большие трудности, автор каждый раз дает ему новый путь решения проблемы, таким образом, Абид зарабатывает себе самый стойкий авторитет среди всех дехканин.Писатель в романе «Абид-кетмень» добавил много нового, сопоставляя прошлого с настоящим, но этим он не изменяет свой старый метод. роизведения Кадыри для узбекской литературы по описанию и метода реализма стоят на видном месте, иногда преувеличивает и идеализирует своих героев, от этого они отрываются от исторической обстановки — это и есть индивидуальная черта писателя. Что касается общей картины его творчества, то А. Кадыри в меру пользуется реалистическим методом изображения.По поводу творчества Кадыри литературовед Иззат Султанов пишет, что он на арене узбекской литературы подобно грома, обращавший на себе внимание читателей и исследователей. Мухтар Ауэзов казахский писатель констатирует следующее: «Мы в молодости зачитывались романами Абдуллы Кадыри. Мы поражались его мастерству лепить человеческие характеры, доносить до нас бурю человеческих страстей… возвышать любовью своих героев».«Несчастный жених» единственное произведение в жанре драмы, а по сценарию двух романов «Минувшие дни» и «Скорпион из алтаря» поставлены спектакли на сценах народного театра. По записям дневника и заметки писателя - драматурга актеры сыграли спектакль «Белый, белый, черный аист». Он очень хотел открыть школу кинематографию и специальности сценариста. О своем желании неоднократно говорил, что подготовка молодых узбекских сценаристов и приобщает их к европейским авторам, воспитание будущих талантов приведет к настоящему успеху узбекского государственного кино. Писатель высоко чтил кино, его заветной мечтой было снятие в фильм книги «Минувшие дни». Режиссер Сулейман Ходжаев - близкий друг писателя в 30-ые годы прошлого века попытался снять фильм, но это ему не удалось. «Романы Кадыри всем своим строем, всем своим своеобразным стилем являются узбекскими романами», - писал литературовед ученый Брагинский [2, с.31]. Все произведения писателя реально взяты из жизни простого народа и по сей день, они остались актуальными и почитаемыми.Содержание романа «Минувшие дни» Кадыри разработал после рассказа знакомого, которая жизнь напоминала историю главного героя. Отец писателя был знаком Мирза Анваром, услышанную историю Мирза Анвара Кадыри взял в основу романа «Скорпион из алтаря».Режиссеры Юлдаш Агзамов и Мэлс Абзалов по содержанию романов «Минувшие дни» и «Скорпион из алтаря» снимали фильм с участием известных актеров Узбекистана. Кинорежиссер Махкам Махамедов снимал телевизионную версию романа «Скорпион из алтаря».Искреннее написание, реалистичность и обыденность произведений Абдуллы Кадыри сильно манили деятелей кино на новую работу, они наполнялись идеями воплощения этих историй из книжных бумаг в экраны. Жизнь персонажей, вокруг которых происходили все действия, описывалась именно в период социально-политических перемен страны. Исходя из этого, автор придерживался детальности, что и понравилось читателям.Фильм, который был снят по сюжету романа А. Кадыри «Минувшие дни» Ю. Агзамовым в 1969 году, вобрал в себя картину прошлых лет, показан сильный характер народных образов, что включен в золотой фонд кино Республики Узбекистан. С мастерством сыграли роли Атабека Ульмас Алиходжаев и Кумюш Гульчехра Джамилова. Снятый фильм был очень востребован телевидением, кинотеатрами и людьми. Его название часто появлялось в афишах и никогда не оставалось без внимания.Насладившись успехом от работы по творчеству А. Кадыри, режиссер Ю. Агзамов по сценарию роману «Скорпион из алтаря» в 1973 году снял новый фильм под названием «Побег из тьмы». Центральной фигурой нового фильма стали Рано и Анвар, полюбившие друг друга. Они вели борьбу против старых традиций и обрядов, унижений и подлости. В фильме перед зрителями встанет улицы Коканда, дома героев и дворец кокандского хана. Талант и мастерства актеров и режиссера смогли четко выразить ряд любовной истории молодых, чистота их души, гордость и образованность главных героев.Произведения по сей дней остались актуальными в историческом плане. Хотя Кадыри прожил недолгую жизнь, в узбекской литературе оставил ценные произведения. С приобретением независимости Республики Узбекистан, писатель посмертно стал лауреатом Государственной премии имени Алишера Навои. Президентом республики удостоен ордена «Мустакиллик», поставлен ему памятник и учреждена Государственная премия его именем.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (86) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Кушакова И.А. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ В ТВОРЧЕСТВЕ АБДУЛЛА КАДЫРИ // Вестник науки №5 (86) том 3. С. 1135 - 1142. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23128 (дата обращения: 13.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/23128



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.