'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (86) том 3
  4. Научная статья № 143

Просмотры  102 просмотров

Родина И.В.

  


БЕСПРИЮТНАЯ СОВЕСТЬ И ВЫМОРОЧНОСТЬ В РОМАНЕ САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА «ГОСПОДА ГОЛОВЛЕВЫ» *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются особенности образной системы романа М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы». Головлевский мир представляет композиционное кольцо, в котором история жизни каждого члена семьи представляет порочный круг, в котором отсутствует Совесть, любовь и Доброта.   

Ключевые слова:
бездуховность, родовая усадьба, композиционная структура   


Проблемная зона романа «Господа Головлевы напрямую соотносится с его маленькой повестью «Пропала совесть» сюжет которой прост: совесть, изгнанная из мира человеческих душ, в образе негодной ветошки мытарствует по всем социальным кругам российского общества, каждый из которых символизирует тот или иной порок. Бессовестный мир и бесприютная Совесть обуславливают границы выживаемости человека, покинутого Совестью.Художественный мира романа «Господа Головлевы» демонстрирует судьбу «выморочного мира». Семейство Головлевых забыли о высшем смысле человеческого существования, заражаются бездуховностью, болезнью, которая беспощадно, одного за другим уносит их в могилу. Головлево являет собой фамильный склеп, символизируя участь, которая неизбежно ждет человечество, если оно предаст забвению заветы Совести. Своих детей хозяйка усадьбы Арина Петровна делит на два разряда – либо постылый, либо «лишний рот». Роман начинается с возвращения одного из «постылых» домой – Степана Владимировича. Он возвращается в страшный мир родовой усадьбы: «солнце стояло уже высоко и беспощадно палило», его знобит. Барский дом похож на голову медузы. Заключительная фраза автора звучит как приговор: «Двери склепа растворились, пропустили его и захлопнулись»[5, С. 24]. Окаменелость мира Головлевых выражена и во взгляде Арины Петровны, который «оцепенел в апатии властности», наличия «камня вместо хлеба» у Иудушки. Головлевский мир – мир «вечной мерзлоты».Чтобы выжить в этом мире, нужно принять его условия выживания. В каждой главе романа, в истории каждого последующего персонажа повторяется в ключевых чертах нечто важное из жизни предыдущего персонажа. Если сравнить роман с музыкальным произведением, то правомерно говорить о лейтмотиве, который повторяясь, является существенной внутренней скрепой, образуя композиционную целостность. Иногда сами Головлевы вспоминают, что что-то подобное уже было. В один из таких моментов «нравственного отрезвления», задумавшись над своей судьбой, будущей жизнью, Степан Владимирович и припоминает историю своей жизни. Сравнение Степана Владимировича с евангельским блудным сыном, которого отец встретил с радостью, выглядит в романе, как мрачная ирония. Степана по возвращении домой ждет бессознательная жестокость «семейного суда». Правда, тайная надежда на несбыточное чудо вдруг ожила в душе Степана Владимировича. Но умирает эта надежда так быстро, как и появляется. Степан Владимирович не единственный «блудный сын» в романе. Их целая вереница. Петенька, сын Иудушки, который проиграл в карты казенные деньги и приехал в Головлево, как в «последнее свое место», пристанище, куда он возвращается в минуту отчаяния. Ключевое чувство у Петеньки – это не страх, а безысходность. В этом же положении находится и племянница Порфирия Владимировича – Аннинька. В каждой главе автор использует прием кольцевой композиции, который и обуславливает общую композиционную структуру. Финал романа свидетельствует, что принцип жизнеустройства остается неизменным: «некто Галкина - дальняя родственница Головлевых» внимательно следит за событиями происходящими в усадьбе Головлево. И поэтому, смерть Иудушки, старого Головлевского барина означает начало правления «новой» хозяйки усадьбы – Галкиной». История завершила круг и вернулась на старое место. Жизнь в романе замкнута в какую-то безвыходную наезженную колею: здесь ничто не начинается, и ничто не заканчивается. Жуткое однообразие, кошмар повторяемости бытия. В романе происходит подмена понятий, символизирующее утрату Совести в мире. Вместо сердобольного отца из библейской притчи, воплощающего Совесть, в романе у домашнего очага сидит Иудушка, который вершит Суд. Для Совести в мире «Господ Головлевых» нет места. На месте совести стоит пустота. Образ Пустоты, как и образ блудного сына, центрирует образную систему романа. Формируя еще один – образ непосильного бремени. [2, С. 41]В пространстве усадьбы «Господ Головлевых» человек живет в ужасных условиях: все явления действительного мира словно сговорились давить, вдавливать в тиски, угнетать его, все становится необыкновенно весомым, грузным, материальным, бременем, давящем на человека. Так, Степана давит «серое небо осени». Арину Петровну «давит мысль» о детях. Иудушку душит «бремя пустоутробия». Для Анниньки «прошлое». Даже житейские мелочи, бытовые пустяки приобретают неслыханно грузную весомость, представляются обессиленному человеку непомерной тяготой. Внутренне никчемный, он не в силах противостоять агрессивности «остервенелого» мира. Эта действительность опустошает человека. Степан «вышучивается». Аннинька и Любинька истощаются в разврате. Образ падших женщин вписывается в образ «падшего мира», где человек сталкивается с опасным, затягивающим, убивающим забытьем, в воронку которого попадают и сестры, она закручивает их и выбрасывает в пустоту. Человек погружается в вещный мир, опредмечивается, начинает жить с вещами, среди вещей. Сам становится вещью, предметом внешнего мира. Именно вследствие внутренней пустоты все утяжеляет. Пустота и бремя неразделимы. Человек, внутренне опустошенный, воспринимает все действительно существующее как бремя, давление извне, как постороннюю помеху. Чем опустошеннее человек, чем внутренне никчемнее, тем страшнее для него угроза быть раздавленным «ярмом безумия». Существовать в таких условиях невыносимо и человека трещит, разваливается. Параллельно развалу времени идет неостановимый процесс распадения сознания, все более теряющего свою форму, до мрака небытия, до той черты, где уничтожается барьер, стирается граница, отделяющая человека от мертвеца. Там, за этим порогом, окончательно разложившееся сознание исчезает, уничтожается (исходит в ничто). Человек, покинутый сознанием, погружается в беспамятство, во мрак – это «вымороченный человек». Даже Иудушка, казалось бы, живущий в полном согласии с общественной средой, вытесняется из действительности в пустой мир воображения. Вначале стремление как-то облегчить жизненную ношу приводит ко лжи. Ложь все явления жизни делает легкими, возможными. Человек привыкает к легкости втянувшего его в свою орбиту ложного мира, который незаметно создает предпосылки для полного перехода в воображаемый мир. В реальной жизни у Иудушки нет сил справиться даже с житейским пустяком. Но есть возможность отомстить. Иудушка истощает себя в воображении, он исходит в пустоту воображаемого мира, которая словно высасывает и поглощает все силы человека. Это вампиризм пустоты. Он парализует деятельную активность человека в действительном мире иллюзией полноты и независимости его существования в мире воображения. Образ Пустоты – центральный в художественной системе романа. Для вернувшегося Степана «потянулся ряд дней, зияющий бездне времени». Иудушке «мысли скатывались в какую-то загадочную бездну». Плоды всей жизни Арины Петровны «исчезают в зияющей бездне». В условиях этого мира Совесть лишена возможности существовать. Она изгоняется в душевные глубины, забивается там. В изгнании она утрачивает чуткость. Совесть «освещает» «ужасную правду» - а ее результат пробуждения – память. Там, в Памяти и место Совести. Момент прихода Совести – это миг некой временной целостности. Важна также и мысль о будущем. Ставка сделана на работу ума, разума. Совесть в этом плане как особая форма сознания. Она требует от человека усилий, активности. Итак, Совесть возвращается к человеку, но уже поздно. Совесть заполняет жизнь такого человека «сплошной агонией». Что же сознает человек, когда в нем просыпается Совесть? Потрясают последние слова Порфирия Владимировича: «Надо меня простить!». Трагедия Иудушки в том, что он предатель Совести. Слова его воспринимаются как символ призыва Щедрина к людям, «восчувствовать свое собственное существование как жизнь и восчувствовать чужую жизнь как собственную» [4, С. 35]. Смысл жизни на земле в исполнении этих заветов Совести. Иудушка для автора не столько предмет сатирических нападок, сколько трагически-мучительная проблема. Финал жизненной истории Иудушки «бесплоден». Но в финале появляется образ Совести. Это возможное будущее. Щедрин делал ставку на Совесть, видя в ней единственное спасение для «заблудшего» человечества.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (86) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Родина И.В. БЕСПРИЮТНАЯ СОВЕСТЬ И ВЫМОРОЧНОСТЬ В РОМАНЕ САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА «ГОСПОДА ГОЛОВЛЕВЫ» // Вестник науки №5 (86) том 3. С. 1155 - 1160. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23131 (дата обращения: 19.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/23131



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.