'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (86) том 3
  4. Научная статья № 147

Просмотры  108 просмотров

Громакова О.Н.

  


СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ГНЕЗДА С КОРНЕМ -АЛК-/-АЛЧ- В РУССКОМ ЯЗЫКЕ: ДИАХРОНИЧЕСКИЙ АСПЕКТ *

  


Аннотация:
в работе описаны структурно-семантические преобразования словообразовательного гнезда с корнем -алк-/-алч- в русском языке. Представлены аспекты диахронического подхода к изучению строения словообразовательного гнезда   

Ключевые слова:
словообразовательное гнездо, древнерусский язык, этимологический аспект, этимологическое гнездо, сема, семантические преобразованияСловообразовательное гнездо (далее СГ) в диахроническом аспекте представляет собой динамическую систему, постоянно пополняющуюся новыми словами   


Все лексические элементы гнезда можно разделить на группы в соответствии с набором сем. Количество семантических групп определяет специфику структуры гнезда.Отдельного интереса заслуживает история группы слов с корнем современного русского языка -алч-/-алч-, типа алчный, алчность, алкать и т.д. Эти слова составляют этимологическое гнездо с корнем *olk в русском языке. При рассмотрении структурно-семантических преобразований СГ в диахронии часто употребляется термин «этимологическое гнездо» (далее ЭГ).Корень современного русского языка -алч-/-алч- образовался от праиндоевропейского корня *olk. В позднюю праславянскую эпоху в результате процесса изменения слоговых *r,l в начале слова (модель *olt). При определенной интонации мы имеем следующие трансформации: корень лок-/лак- в словах локать, лакать, лакомый (в южных славянских языках стало произноситься начальное ла-, в восточных – ло-) и корень -алч-/-алч-: алкати, алчность. «Этимологический словарь славянских языков» О.Н. Трубачева содержит следующее толкование древнего корня: *olkati: ст.-слав алъкати, древнерус. лакати – голодать, поститься [1].Таким образом, в этимологическое гнездо с корнем *olk должны войти дериваты не только с современным корнем -алч-/-алч-, но и с корнем лак-/лок- (лакать, локать, лакомый и т.д.). Можно говорить о параллельных ветках ЭГ. С точки зрения современного русского языка это два или три разных СГ (словообразовательных гнезда), а с точки зрения ЭГ, это дериваты одного древнего корня. В рамках данного исследования рассмотрим только дериваты с корнем -алк-/-алч- в составе словообразовательного гнезда на уровне диахронии.Материалы «Словаря древнерусского языка (XI-XIV века)» Р.И. Аванесова показывают, что СГ с корнем -алк-/-алч- довольно многочисленное. Всего выявлено 13 единиц, 21 лексико-семантический вариант (на основании многозначности выделенных дериватов): алкание, алкати, алкота, алкотьнъ, алчь, алчьба, алчьбьникъ, алчьбьный, алчьновати, алчьный, поалкати, възалкати, възалкатися [2].Древнерусский язык XI-XIV века включает значительную группу лексем с корнем -алч-/-алч-, обозначающих «голод как физиологическое состояние человека». Именно это лексическое значение следует считать первичным при изучении развития семантики лексем с изучаемым корнем. Всего можно выделить 4 семы: голод, пост, сильное желание, жадность. На этом основании выделенные лексемы можно разделить на следующие группы (цифрой указывается последовательность значений в словаре):физиологическое состояние человека, связанное голодом: алкание – 1. голод, алкота – 1. голод, алкотьнъ – пр. к алкота в 1 знач. (голод), алчь – голод, алчьба – 1. голод, алчьбьныи – 1. голодный, алкати – 1. испытывать голод, алчьныи – 1. голодный, алчьновати – испытывать голод, поалкати – испытать голод, възалкати – захотеть есть, проголодаться, възалкатися – то же, что възалкати, физиологическое состояние человека, связанное с отказом от еды по причине поста: алкание – 2. пост, алкота – 2. пост, алчьба – 2. пост, алчьныи – 2. постящийся, воздерживающийся от пищи, алкати – 2. поститься,3) характеристика чего-либо, связанного с постом: алчьбьныи – 2. относящийся к посту,4) человек, строго соблюдающий посты: алчьбьникъ – постник,5) чувство сильного желания: възалкати – (не самост. знач., как перен.) сильно желать, възалкатися – то же, что възалкати.Приставочные образования выявлялись на основании гнездового словаря В.Даля. Словарная статья слова «алкать» имеет сложную структуру и включает 24 деривата с корнем -алч-/-алч- (алкать, взалкать, поалкать, переалкать, проалкать, наалкаться, доалкаться, заалкаться, алкание, алкота, алчба, алчность, алчничество, алчен, алчноватый, алчноватость, алчничать, алчник, алчница, алкач, алкатель, алкательница, алчнеть, алчущий). Количество дериватов сильно превосходит данные словаря XI-XIV в. (13 дериватов и 24 деривата). В словаре В. Даля сема поста, голода из-за воздержания от еды сохраняется [3].При сопоставлении с данными «Словаря русского языка XVIII века» под редакцией Ю.С. Сорокина возникли сомнения в достоверности данных словаря В. Даля [4]. Автор зафиксировал многочисленные образования с корнем -алк-/-алч-, которые не встречаются в других лексикографически изданиях. Скорее всего, В. Даль представил отдельные слова как возможные с учетом продуктивных на то время словообразовательных моделей, например: алчноватость, переалкать, проалкать, наалкаться, доалкаться.Тем не менее, многочисленность СГ это всегда показатель развития семантики корня, актуальности сем гнезда относительно языковой картины мира.В современном русском языке слова с корнем -алк-/-алч- имеют только две активные семы: 1) «жадный, корыстный», 2) «страстно желающий чего-л.». А́лчный – 1. Жадный, корыстолюбивый. 2. Страстно желающий чего-н., выражающий такое желание (Ожегов) [5]. Алчный –1. Одержимый страстью к наживе, к богатству, корыстный // свойственный такому человеку, 2. перен. Проявляющийся сильно, страстно (Ефремова) [6]. Третья сема «голод, жадность к еде» зафиксирована только в некоторых словарях современного русского языка. Алчный - жадный, корыстолюбивый. || Страстно желающий (поэт.). || Голодный, ненасытный, прожорливый (книжн. устар.) (Д.Н. Ушаков 1935-1940) [7]. Алчный – 1. Жадный к еде (устар.) || перен. Страстно желающий чего-л., стремящийся к чему-л. 2. Жадный к наживе, приобретению, корыстный (Евгеньева) [8]. Алчный – 1) устар. Жадный к еде. 2) Крайне жадный к наживе, богатству, корыстный. 3) высок. Страстно желающий чего-л., стремящийся к чему-л., алчущий (Кузнецов) [9].В словарях современного русского языка (Ушаков С.А., Д.Н. Кузнецов, А.П. Евгеньева) отмечены значения «жадный к еде» / «голодный», однако помета устар. говорит о том, что это значение не является актуальным для современного русского языка. Таким образом, словарные статьи современного русского языка отражают 2 активные семы слов с корнем -алк-/-алч-: 1) «корысть, жадность», 2) «страстное желание». Причем сема «страстное желание» встречается только в дериватах (типа алкать, алчущий), присущих книжной речи. Сема голода и поста практически полностью исчезла из семантической структуры изучаемых дериватов. Следовательно, в современном русском языке словами с корнем -алк-/-алч- характеризуется человек, стремящийся к благам, излишествам.В целом наблюдается сдвиг семантики, связанный с выдвижением на передний план семы сильного желания, затем произошла конкретизация семы желания до жадности наживы, богатства. Далее происходит сужение семантики за счет потери актуальности сем голода и поста. Естественно, что данный процесс привел к разрушению изначально многочисленного СГ, большая часть дериватов была утрачена. Таким образом, по причине разрушения отдельных семантических веток гнезда его прежняя структура разрушилась, что отражено в современных словообразовательных словарях.В «Словообразовательном словаре» А.Н. Тихонова гнездо с корнем -алк-/-алч- включает следующие лексемы алкать алчба, алкание, алкатель, алчный, алчно, алчность, взолкать. Всего 7 единиц, что существенно меньше, чем в древнерусском языке [10]. Современные толковые словари русского языка не подтверждают ту многочисленности СГ, которая зафиксирована в Словаре А.Н. Тихонова. Такие слова, как алкатель, взолкать в современных толковых словарях отсутствуют, так как вышли из употребления. «Словарь морфем русского языка» А.И. Кузнецовой, Т.Ф. Ефремовой показывает СГ из 3 единиц алкать, алкание, взолкать [11].Национальный корпус русского языка (НКРЯ) также не показывает современные тексты (XXIв.) с лексемами алкатель, взолкать. Функционирование лексем алчба, алкать, алкание напротив подтверждается контекстами: … ибо сразу за этим следует миг-оборотень, нестерпимая алчба смерти, … (Дина Рубина «Русская канарейка. Блудный сын», 2014), Но Дядимишина неуемная душа не прекращала алкать свободы …(Наринэ Абгарян «Всё о Манюне», 2012). В данных примерах лексемы алчба, алкать несут функцию стилизации книжного, философского языка, это говорит об ограниченной сфере употребления.Слово алкать встречается преимущественно в духовных, религиозных текстах. Грех состоит в том, что он перестал алкать Бога, перестал свою жизнь опознавать как таинство общения с Богом (Протопресвитер Александр Шмеман «За жизнь мира», 1983), …только духовное, именно стремление к совершенству, упорное алкание его (М.О. Гершензон «Мудрость Пушкина», 1919) [12].Таким образом, СГ с корнем –алк-/-алч- в современном русском языке включает 3 единицы активного функционирования: алчный, алчность, алчно, 3 единицы редкого употребления: алчба, алкание, алкать. По количеству дериватов СГ стало немногочисленным: с двумя семами «корысть» и «страстное желание».В семантической структуре изучаемого СГ произошли существенные изменения. На диахроническом уровне можно констатировать сдвиг семантики. Слова с корнем -алк-/-алч- прошли путь от обозначения физиологического состояния голода в пост до обозначения таких качеств человека, как жадность, корысть или страстное желание. Изначально, по мнению И.И. Срезневского, алкание и пост синонимы. Затем происходит переосмысление духовно-нравственной составляющей изучаемого корня и данная синонимичность утрачивается. Духовно-религиозная составляющая оказалась невостребованной носителями языка. Окончательное становление состава сем СГ с корнем -алк-/-алч- произошло в начале XX века и связано с культурными и социально-общественными преобразованиями в жизни носителей русского языка. Смена идеологии привела, в первую очередь, к подавлению религиозного сознания. Лексемы, вербализующие события жизни верующего человека, либо исчезали, либо подверглись семантическим преобразованиям. Современные носители языка не отождествляют дериваты с корнем -алк-/-алч- с голодом и тем более с постом. Стремление к власти и богатству, а также чувство страстного желания противоречат канонам христианского общества, однако именно отрицательная коннотация формирует актуальное значение основных единиц изучаемого словообразовательного гнезда.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (86) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Громакова О.Н. СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ГНЕЗДА С КОРНЕМ -АЛК-/-АЛЧ- В РУССКОМ ЯЗЫКЕ: ДИАХРОНИЧЕСКИЙ АСПЕКТ // Вестник науки №5 (86) том 3. С. 1184 - 1191. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23135 (дата обращения: 13.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/23135



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.